Для аудитории 16+

Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Filter by Categories
Uncategorized
Агропром
Бизнес
Бизнес-календарь
БизнесДжамп
Власть
Выбор читателей
ВЭД
Главные новости
Инновации
История
Культура
Лента новостей
Медицина
Мнение
Наука
Недвижимость
Новости компаний
Образование
Общество
Онлайн-помощник
Отставки и назначения
Политика
Правопорядок
Сибирский подарок
Социальное предпринимательство
Спорт
Стиль жизни
Сюжет дня
Технологии
Транспорт
Туризм
Финансы
Фоторепортажи
Экономика

Социолог из НГУ изучила туристическую мобильность россиян

  • 10/04/2017
18448

Оказалось, что сибиряки путешествуют меньше, чем жители других регионов России.

Заведующая кафедрой общей социологии ЭФ НГУ, кандидат социологических наук Татьяна Черкашина, основываясь на информации Росстата, определила уровень туристической мобильности в разных регионах страны и выявила факторы, которые на нее влияют. Согласно исследованию, итоги которого были опубликованы в журнале «Регион: экономика и социология», больше всего путешествуют жители Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного округов, а меньше всего — жители Сибири и Крыма, сообщили в пресс-службе НГУ.

Социолог поставила перед собой задачу оценить, какие составляющие доступности мобильности наиболее значимы для россиян. В рамках исследования она проанализировала данные Росстата — Комплексного наблюдения условия жизни населения (КОУЖ) 2011 и 2014 годов.

Татьяна Черкашина сфокусировалась на туристической мобильности как на самой «добровольной» форме перемещения, которая зависит от выбора индивидуума, от его установок и финансов.

По данным КОУЖ, в 2014 г. 23,7% россиян старше 15 лет совершали в течение года туристические поездки, продолжительностью не менее недели. Еще 12,8% ездили на отдых в течение трех предыдущих лет, а 47,8% ответили, что никогда не были в досуговых поездках. По сравнению с этими данными, в 2011 г. уровень туристической мобильности был ниже: совершали поездки в течение 12 месяцев перед опросом 18,7%, в 2007-2010 гг. – 11,0%. Доля тех, кто никогда не был в туристических и экскурсионных поездках, среди респондентов 2011 г. – 51,0%, еще 6,3% затруднились ответить на вопрос.

Сравнив данные КОУЖ за 2011 и 2014 годы, социолог показала, что население всех федеральных округов стало мобильнее, но в разной степени. Если уровень туристической мобильности жителей Сибирского и Южного федеральных округов увеличился на 1-2 процентных пункта, то в большинстве остальных округов он вырос на 5-6 пунктов.

Социолог отмечает, что на пространственную мобильность населения влияют несколько факторов: возраст и состояние здоровья населения, экономические ресурсы, а также транспортная инфраструктура.

Согласно проанализированным данным, в старших возрастных группах сокращается число тех, кто выезжает за пределы территории постоянного проживания, наибольшее же число мобильных граждан – среди людей до 49 лет.

Что касается экономических ресурсов, то, по данным обследования, более 50% людей из семей с доходом выше 75 тысяч рублей в месяц в течение года перед опросом выезжали с экскурсионными и туристическими целями за пределы своего населенного пункта. Среди россиян, чей совокупный семейный доход не превышал 15 тысяч рублей в месяц, мобильным были не более 10%.

Социолог отмечает, что среди владельцев автомобилей доля мобильных выше: максимальна она среди тех, в чьих семьях либо два автомобиля, либо один относительно новый автомобиль (37-38%). Среди жителей России, не имеющих автомобиля, в туристических поездках в течение года были 16,6%, среди владельцев относительно старого автомобиля – 23,2%.

Однако дифференциация пространственной мобильности зависит не только от уровня жизни населения, но и от состояния транспортной инфраструктуры, плотность которой в европейской части страны значительно выше, нежели в Сибири и на Дальнем Востоке.

— Если сравнивать различия в уровне средних доходов населения федеральных округов, они лишь отчасти совпадут с уровнем пространственной мобильности,— отмечается в исследовании. — Так в Сибирском, Южном и Приволжском федеральных округах среднедушевые доходы составляют 80-85% от общероссийской величины, но мобильность сибиряков сдерживается как ограниченной транспортной инфраструктурой, так и срединным географическим положением. При слабой наземной транспортной инфраструктуре Дальний Восток – третий макрорегион страны по уровню туристической мобильности населения, что отчасти является эффектом программы субсидирования авиационных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и в обратном направлении.

Моделирование влияния всей совокупности факторов показало, что основные различия в мобильности задаются финансовой обеспеченностью. Россияне с высоким доходом совершают туристические поездки в течение года с вероятностью примерно в 6 раз больше, чем малообеспеченные. А влияние характеристик транспортной инфраструктуры «поглощается» доходными различиями индивидов, то есть региональная дифференциация в уровне жизни (концентрация высоко- и низкодоходных групп) коррелирует с плотностью транспортной инфраструктуры – регионы с относительно высокими средними доходами населения обладают более плотной транспортной инфраструктурой.

Один из выводов исследования заключается в том, что из составляющих доступа к туристической мобильности ключевой сейчас является экономическая. Эта зависимость от экономических ресурсов проявляется, во-первых, в ограниченной мобильности низкодоходных семей, а во-вторых, в большей туристической подвижности автовладельцев (по сравнению с тем, кто не обладает автотранспортом),

Фото: Pabak Sarkar

Популярное с сайта

Во II квартале размер прожиточного минимума на душу населения вырос на 420 рублей

Повышение обусловлено ростом стоимости продуктов питания на 5,3 %.

Новосибирскому зерну открывают дорогу в страны АТР

Область подписала договор о сотрудничестве с «Объединенной зернового корпорацией», а местная ассоциация элеваторов с «Дальневосточным зерновым терминалом».

Определены победители школьного хакатона «НТИ для доступной среды»

Участие в нем приняли ученики 25 школ Новосибирска.

Мнение

Тех, кто «показал зубы», трогать перестали

Управляющие компании Новосибирска, поднявшие на пресс-конференции в августе вопрос о рейдерском переделе рынка ЖКХ, готовят предложения по корректировке отраслевого законодательства и требуют проверки деятельности областного ГЖИ. Об этом Infopro54 заявил один из инициаторов антирейдерского движения, директор УК «ДОМСЕРВИС» Александр Синица.

Главные новости