Виртуальный мир – не детские игры

В России растет интерес к киберспорту. Это уже целая индустрия, где крутятся миллионы долларов, а зарплаты спортсменов в два раза превышают среднерыночный уровень.

Инфраструктура новой индустрии формируется и в Новосибирске. В НГУЭУ в этом году открылись курсы по подготовке киберспортсменов. Пока на них принимают школьников, но в перспективе вуз задумывается о кафедре, а также о собственной команде, под которую будут привлекаться спонсоры.

Первый блин

Владимир Бабешко, к.т.н., доцент кафедры информационных технологий НГУЭУ

— Владимир Николаевич, почему университет заинтересовался этим направлением, почему вы решили открыть курсы по подготовке киберспортсменов?

— Реализации этой идеи способствуют два фактора. У нас уже есть студенческий киберклуб, несколько студентов достаточно успешно участвуют в соревнованиях высокого уровня. Когда мы провели мониторинг, выяснили, что большому количеству студентов эта тематика очень интересна, они хотели бы попробовать себя в киберспорте и принять участие в различных соревнованиях. Вторая сторона — киберспорт технический вид спорта, а у нашего вуза есть техническая база, аппаратное и программное обеспечение, поэтому мы можем проводить такие занятия.

— Как формировали программу для занятий? Почему решили начать со школьников?

— Мы изучили ситуацию, пообщались с профессиональными киберспортсменами и поняли, что они не очень долго могут заниматься этим видом деятельности в контексте участия в соревнованиях. При этом, чем раньше начать заниматься подготовкой киберспортсменов, тем лучше будет результат. Для нас это также профориентационная работа, так как школьники, занимающиеся в нашей секции, с большой долей вероятности будут нашими студентами и продолжат заниматься в нашем киберклубе.

Стешенко Константин, киберспортсмен, двукратный чемпион России по киберспортивной игре Dota 2, выступавший на турнирах GCF, MCS Open

— Константин, почему вы решили преподавать на курсах по подготовке киберспортсменов?

— Я практикующий тренер киберспортивного направления. В Новосибирске это первая школа, где мы можем готовить школьников и студентов для участия в киберспортивных турнирах, повышать их профессиональный уровень и качество игры. Именно это меня и заинтересовало.

В первом наборе были только школьники. В основном мальчики — ученики 8-9 классов, но есть один семиклассник и одна девочка. В следующие группы записались уже несколько девочек. Курс длится три месяца, а под конец мы проводим крупный турнир, где будут играть наши выпускники. Если людей окажется мало, то мы объединимся с коллегами по рынку и организуем более крупный турнир, где будут играть и наши ребята.

Для меня работа со школьниками — интересный опыт. С одной стороны, интересно, смогу ли я передать им накопленные знания, с другой, школьный возраст самый благоприятный для развития навыков киберспортстмена: в этот период максимально быстро усваивается информация, самые быстрые реакции, самая лучшая память, огромный потенциал. Не хватает опыта, но как раз этот пробел мы и можем восполнить. Моя задача — направить ребят в нужное русло и помочь им развивать наиболее сильные способности. Для меня педагогика сейчас скорее хобби, чем реальный заработок.

Сибирь не воспринимают всерьез

— Константин, вы сами участвует в турнирах по киберспорту?

— Раньше активно участвовал, два раза наша команда занимала первое место в Кубке России в Москве. Так что сибирский регион в этой сфере немного знают.

В нашу команду входило 5 человек — друзей из Новосибирска, Кемерова и Новокузнецка. Мы просто играли друг с другом, а потом решили организовать команду, много тренировались, много играли и в результате добились своего — выиграли. Но сейчас команда развалилась, так как кто-то решил завязать с киберспортом, кто-то перешел в другие профессиональные команды.

Я решил продолжить игру: в настоящее время сформирована новая команда. Как она называется и кто в нее входит, пока сказать не могу. Сейчас тренируемся вместе, участвуем в российских турнирах, думаю, через год будем выходить на более высокий уровень.

— Какие требования предъявляются к киберспортсмену? Есть ли какие-то ограничения по возрасту?

— Он должен играть профессионально. На мой взгляд, любой может стать профессионалом, если будет уделять этому много времени, как и в любом виде спорта. Человек должен постоянно нарабатывать свои навыки, анализировать ошибки, быстро исправлять их и совершенствовать мастерство. Нужно уметь рассчитывать свои силы, как в забеге на длинную дистанцию. Когда человек этому научится, он уже становится спортсменом достаточно высокого уровня.

Что касается возраста… Много известных киберспорстменов, которые в 16 лет уже становились чемпионами мира. Так что возраст на результат не влияет. Единственный нюанс: до 18 лет решение за игроков принимают родители, а многие из них достаточно скептически относятся к киберспорту, не оценивают его всерьез. Средний возраст профессионального киберспортсмена — 20 лет. Если ты играешь на компьютере с 12 лет, к 16 получаешь серьезные навыки, в 18-19 лет год полностью отдаешь на игры, то в 20 лет вполне можно выйти в профессионалы.

— В Новосибирске много известных спортсменов?

— В Новосибирске на данный момент есть один профессиональный игрок, который участвует в Virtus.Pro. Это Роман Кушнарев, который в мировом профессиональном сообществе известен как SIXSIXSIX, Ramzes или Ramzes666. В целом же у нас в городе много перспективных игроков, у которых уровень игры уже соответствует для турниров мирового уровня, но они не могут найти команду, не умеют себя подавать.

— С чем это связано?

— Кому-то не хватает теории, кто-то не может найти грамотного тренера, который подскажет, как действовать в той или иной ситуации, поможет решить возникающие проблемы. В Новосибирске таких людей мало. Нужен активист, который соберет игроков сильного уровня, соберет из них команду и будет ее продвигать, подтягивать личный уровень игроков.

У нас в России уже проходят крупные официальные турниры Федерации Компьютерного Спорта: в них входят как турниры между студентами, так и между обычными командами.

У нас в России принят закон, признавший киберспорт официальным видом спорта, и уже появилась Федерация киберспорта. В стране проходят крупные официальные турниры Федерации: в них входят как турниры между студентами, так и между обычными командами. Так что инфраструктура игры создана, в нее просто нужно включаться. Впрочем, тут есть один нюанс. Официально весь киберспорт крутится вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирск немного отдаленный регион, поэтому столица нас не очень воспринимает всерьез. Сейчас мы стараемся исправить эту ситуацию: планируем вовлекать в киберспорт не только регионы Сибири, но и Дальнего Востока. Наша задача: находить и готовить сильных игроков, чтобы они продвигали Сибирь.

Заработать на киберспорте

— Сложно ли команде киберспортсменов найти спонсора?

— С точки зрения предпринимательства, киберспорт сейчас развивается очень активно. Это очень перспективное вложение средств, которое может дать хорошую отдачу. Заработок идет от рекламы, как и в любом спорте, когда команда выступает под брендом какой-то фирмы с ее логотипами на одежде. После выигрыша каждого турнира команда получает призовой фонд. На самом крутом турнире уровня The international Battle призовой фонд может составить около 20 млн долларов. Менеджер команды получает проценты со всех заработков — около 20-30%. Так что это выгодный бизнес, и все участники процесса заинтересованы собрать в команде лучших.

Обычно менеджеры сами пишут игроку и предлагают ему войти в спонсируемую ими команду. Потом сам игрок предлагает потестировать знакомых спортсменов и, в случае удачного результата, собрать из них команду. На рынке киберспорта, как и в любом другом виде спорта, все достаточно хорошо знают друг друга, так что можно быстро собрать отзывы и рекомендации, изучить самого спортсмена. Можно дать заявку, что нужен такой-то человек, и информация быстро расходится по сети, приходят отклики.

— Кто входит в команду? Много человек?

— Команда состоит из 5 игроков. Шестой — тренер, седьмой — статист, человек, который собирает информацию о ходе игры, о том, какие шаги сделала ваша команда, какие противники, и передает ее тренеру, который анализирует эти данные, на их основе отрабатывает тактики. Восьмой член команды — pr-менеджер, который продвигает ее в соцсетях, на сайте. Девятый — менеджер, которые спонсирует проект, либо ищет под него финансирование. Иногда бывают еще помощники. За рубежом в команду входят массажисты, врачи.

— На рынке есть конкуренция за спортсменов?

— Конечно. И в этом виде спорта деньги решают все, поэтому игроки обычно уходят к тем, кто предложит больший заработок. Киберспорт становится все более интересным и для реального спорта, который погружается в виртуальное пространство. Так футбольный клуб «Анжи» собрал киберспортивную команду, в которую переманил людей из других команд. «Локомотив» объявил о создании киберкоманды, в состав которой вошли один из лучших профессиональных игроков России Антон KLENOFF Клёнов, а также киберспортсмен и популярный блогер Константин STAVR Гирин.

— Много зарабатывают киберспортсмены?

— Думаю, что зарплата в два раза выше, чем средняя по рынку, если не считать премиальных по результатам турниров, отчислений с рекламных сборов и т.д. Так что заработки получаются вполне приличные.

Вовремя уходить

— В чем состоят риски киберспорта?

— Константин: Как и в любом спорте: ты можешь отдать игре много времени и сил, а потом выяснится, что ты не можешь «перепрыгнуть свой потолок», выйти в профессионалы. Многие этого боятся, что пройдет 5-10 лет, и они останутся в аутсайдерах. Лично я считаю, что даже если тебе изначально что-то не дано, но ты много тренируешься и играешь, то можешь добиться очень высоких результатов. Я знаю много таких примеров.

— Допустим, карьера киберспортсмена заканчивается… и куда дальше? На рынке есть востребованность в тренерах?

— Тренеры — это в основном «старые» игроки в возрасте от 25 лет. У них очень много опыта, они допустили много ошибок за время участия в играх, проанализировали их и научились выстраивать стратегии. Проблем с опытными киберспортсменами нет, но не многие знают, как правильно подавать информацию, им приходится самим отрабатывать методики обучения. Пока по такой специальности вузы у нас не готовят.

Лично я считаю, что возраст на уровень игры не влияет. Если ты постоянно тренируешься, то реакция сохраняется. Другой вопрос, что уходить нужно, когда человек сам понимает, что выше прыгнуть уже не можешь. Вот тогда можно переквалифицироваться в тренеры, менеджеры и т.д.

— А если не киберспорт, где себя может найти бывший игрок виртуального мира? В какой специальности?

— Киберспортсмен, как правило, учится четко просчитывать все последствия, сделанных им действий на много шагов вперед, он нестандартно мыслит и очень осторожен. Поэтому такие люди востребованы во многих сферах, где есть спрос на стратегическое планирование. Обычно киберспортсмены хорошо разбираются в программировании, в компьютерах. В целом, хочу сказать, что игра и учеба не являются взаимоисключающими понятиями. Когда ты играешь, ты должен учиться, должен заниматься спортом, нужно развиваться в разных направлениях — это тоже те факторы, от которых зависит успешность киберспортсмена как профессионала.

С прицелом на будущее

— Какие у вас планы по развитию проекта?

— Константин: На первом наборе мы отработали технологии, для следующих будет формироваться более структурированная и серьезная программа. Планируем на базе курсов открыть школу по подготовке киберспортсменов. Мне кажется, что спрос будет большой. Только за первый месяц набора мы получили около 100 заявок. Никто не ожидал такого наплыва.

— Владимир Николаевич, в регионе аналогов вашим курсам нет, а в принципе в России есть вузы, где можно получить профильное образование?

— В Москве на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) с 2014 года началась подготовка специалистов по данному направлению. В 2017 – 2018 годах должны пройти первые выпуски профессионалов, в дипломах которых будет запись «киберспортсмен» или «тренер по киберспорту». Мы пока изучаем ситуацию, хотя уже видим, что спрос очень высок. В апреле планируем провести турнир между факультетами. Наша команда BIT уже заявила о себе на городских соревнованиях. В планах — выйти на межрегиональный этап, а потом дальше в Москву. Если наши спортсмены смогут себя хорошо показать на этих соревнованиях, то это будет способствовать развитию направления в университете.

— Вуз в перспективе рассматривает для себя возможность спонсорства киберспортивной команды? Или вы будете привлекать спонсоров со стороны?

— Пока сложно об этом говорить. Мы начали развивать это направление с октября 2016 года. Тогда мы официально сформировали в университете киберклуб. Для студентов мы пока создаем условия для проведения тренировок, взаимодействуем с Всероссийской киберспортивной студенческой лигой (ВКСЛ), с Федерацией Компьютерного Спорта России (ФКС России). Они помогают нашим студентам принимать участие в соревнованиях, выступая в роли организаторов. Когда команда выйдет на серьезный уровень, тогда будем думать о привлечении финансирования, пока нам больше нужна организационная поддержка.

— Много планируется набирать групп в школу киберспорта?

— Пока идет набор, с сентября стартуют занятия. В качестве преподавателей планируем привлекать экспертов, таких как Константин Стешенко, которого нам рекомендовали в ВКСЛ. Кроме того, школьников будут обучать наши студенты, у многих из которых уже достаточно высокий уровень. Студенты и школьники говорят на одном языке и хорошо понимают друг друга. Школьникам мы планируем преподавать не только игровой курс, но и небольшой курс теории по тем дисциплинам, которые потом будут изучаться в нашем вузе: сетевые технологии, программное и аппаратное обеспечение. Киберспортсмен — не просто человек, нажимающий на кнопки, а гармонично развитая личность.

Фото: из личных архивов, vk.com

12.04.2017
  • Заметили ошибку в тексте?
  • Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
  • Система Orphus
  • Голосовать:
  • -0

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым!
Лента новостей
всегородобластьРоссиямир
Вход

Новый комментарий