Мусорную концессию облегчат допсоглашениями

Условия снижения обязательств областного бюджета перед концессионером обсудят на новой рабочей группе.

Рабочая группа, созданная в региональном парламенте осенью прошлого года для обсуждения концессии по строительству в Новосибирске мусоросортировочного завода, озвучила результаты анализа соглашения и возможных последствий его реализации для бюджета области и населения региона. Руководитель группы депутат Заксобрания Вадим Агеенко также перечислил предложения по корректировке ситуации, которые уже направлены в областное правительство.

— Первый и самый основной параметр, который волнует любого инвестора, — это гарантия загрузки объекта соглашения: 800 тыс тонн или 5,160 млн куб метров ТКО в год. На наш взгляд, эти объемы на момент подписания были необоснованно завышены на 200 тыс тонн, по сравнению с объёмом предусмотренным госпрограммой по обращению с отходами (утверждена постановление правительства №10-п), на 75 тыс тонн по отношению с согласованным департаментом по тарифам программам организации системы обращения с ТКО, и на 15 тыс тонн по сравнению с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной постановлением правительства №292-П, — перечислил выводы рабочей группы Вадим Агеенко.

Он обратил внимание коллег, что прогнозный объем мусора для всей территории новосибирской агломерации, которая принималась через два месяца после подписания концессионного соглашения, составлял всего 5,066 млн куб метров или 785 тыс тонн. По этой схеме региональный оператор (конкурс по его выбору объявят в начале 2018 года) собирается организовывать работу по сбору ТКО на территории области, но даже по этому официальному документу прогнозируется недозагруз комплекса на 15 тыс тонн.

—Учитывая организационные трудности, которые неизбежно возникнут при внедрении новой системы обращения с отходами, а также развитие системы раздельного сбора мусора, возникает большое сомнение в возможности достижении гарантированного объема ТКО, который оператор сможет собрать на территории агломерации, — заявил Агеенко. — Недозагрузка полигонов даже на 100 тыс тонн приводит к тому, что концессионер теряет 282 млн руб доходов, которые ему должен возместить бюджет. С учетом ежегодно растущей гарантированной соглашением концессионеру валовой выручки, бюджет области будет обязан компенсировать недополученные доходы, которые в 2019 году составят 352 млн рублей, а в 2021 — 427 млн. Напрашивается вопрос: зачем гарантировать неподтвержденные сборы мусора, рискуя сотнями млн рублей бюджетных денег?

Рабочая группа предложила снизить объемы ТКО до реально достижимых величин, а в первые три года до 80-85% от загрузки, предусмотренной территориальной схемой.

Второй вопрос, вызвавший больше всего вопросов: тариф по которому будет работать концессионер. В соглашении он прописан конкретными цифрами и определен, как «инвестиционный параметр»: в среднем 254 руб за кубометр при сортировке мусора и 101 руб за куб при его захоронении. В итоге, стоимость услуг концессионера в 2,5-3 раза превысит существующие платежи населения (2,5 руб с кв м) до 6-8 руб, то есть будет больше, чем ежемесячные платежи за капремонт.

— Как к этому отнесутся жители города, сказать сложно. Но события, последовавшие за попыткой повысить тарифы на тепло и водоснабжение на 15% (митинги) показали, что люди реагируют на это болезненно, — говорит Агеенко. — Помимо роста социальной напряженности, повышение тарифа также приведет к увеличению экономической нагрузки на бюджет, так как вырастут расходы на компенсации льготным категориям граждан, есть вероятность ухудшения платежной дисциплины по сбору платежей за ЖКУ.

В предложениях регионального парламента прописана замена конкретной суммы тарифа на механизм формирования через инвестиционные и производственные программы инвестора, которые будут утверждаться в соответствии с действующим законодательством. Они работают в других регионах России, где подобные соглашения уже вступили в действие.

Депутаты также настаивают на исключении из соглашения такого параметра как валовая выручка — гарантированный доход концессионера. Вадим Агеенко отметил, что все три перечисленных показателя (объем, тариф и выручка) тесно связаны между собой и недобор по любому показателю приводит к появлению недополученных доходов концессионера, которые должен компенсировать бюджет: субсидией или через повышение тарифа. Соглашением также предусмотрен ежегодный рост выручки, который можно обеспечить только за счет ежегодного роста тарифа.

— В действующем законодательстве о ценообразовании в системе ЖКХ нет понятия «гарантированный доход» или «инвестиционные параметры», есть понятие «необходимая валовая выручка», которая используется при установлении тарифов и связана с инвестиционными и производственными программами концессионера. Хотелось бы, чтобы это противоречие было устранено, — подчеркнул Агеенко.

Он также обратил внимание, что рабочая группа настаивает на сокращении списка особых обстоятельств, при возникновении которых концедент возмещает концессионеру недополученные доходы. Сегодня этот список состоит из 30 пунктов. Среди них досрочное расторжение договора концессионера с привлеченными третьими лицами и подрядчиками в связи с невыполнением ими обязательств (в связи с их ликвидацией и банкротством), акции протеста, неполучение концессионером лицензий и т.д. Ряд особых обстоятельств, по мнению депутатов, можно отнести к коммерческим рискам, а не к обстоятельствам непреодолимой силы. Кроме того, их наступление влечет за собой не расторжение соглашения, как это принято в подобных случаях, а выплату компенсаций из бюджета.

— Обращает на себя внимание значительный объем инвестиций в проект — 6 млрд руб, а также использование оборудования производства США, причем у поставщика нет представительства в России. Расчеты и опыт соседних регионов (новокузнецкий ООО «Эколэнд») показывают, что аналогичные объекты можно построить на 1,5 млрд руб дешевле. Возможно, правительству области стоит оценить возможность применения в подобных проектах европейского оборудования с точки зрения цены, качества, гарантийного обслуживания и эксплуатационных расходов, — озвучил Агеенко предложение рабочей группы.

Также депутаты предложили более детально проработать вопрос с местом размещения полигонов с точки зрения соблюдения экологических нормативов и размещения вблизи аэропортов.

— Лично я считаю что заключённое с такими параметрами соглашение между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск» не обоснованно по объемам загрузки и крайне рискованно для области, с точки зрения стоимости и последующей эксплуатации, а также обязательств. По моему мнению, соглашение нужно расторгать и формировать новые экономические условия, объявлять новый конкурс, либо корректировать, включая дополнительные соглашения, максимально устраняющие риски для необоснованных выплат из бюджета области, — предложил он.

Председатель комитета Евгений Покровский подчеркнул, что предложение о расторжении соглашения — это личное мнение депутата Агеенко.

Комментируя предложения рабочей группы замгубернатора Сергей Семка отметил, что правительство области 15 мая рассмотрело необходимость заключения двух допсоглашений к «мусорной» концессии. В них уже отражена реакция на все замечания и предложения, озвученные рабочей группой, прокуратурой и ОНФ. По его словам, предложено допустить снижение гарантированных объемов поставок на 9% (72 тыс тонн) в год, что меньше самых пессимистичных прогнозов по агломерации. Из соглашения исключаются обязательства о возмещении за счет бюджета недополученных доходов из-за решений федерального уровня, ответственность концедента за действия третьих лиц, которые могут привлекаться концессионером при реализации концессионного соглашения, приложение по валовой выручке и тарифу.

— Возможный тариф предлагается определять после того как будет подготовлен проект, пройдет финансовый, экономический и экологический аудит проекта, будет получено госзаключение. Только тогда департамент по тарифам будет определять тариф в соответствии с действующим законодательством, — озвучил предложение правительства Сергей Семка, заметив, что корректировки по тарифу продиктованы изменениями в действующем федеральном законодательстве. — В допсоглашениях вводятся более четкие формулировки по расчету субсидии в случае не достижения расчетной загрузки, исключается ряд неблагоприятных событий (акции протеста и т.д.), увеличиваются сроки рассмотрения претензий концессионера к концеденту.

По земельным участкам, по его словам, можно будет комментировать ситуацию только после получения согласованного проекта.

— К сожалению, нам не удалось сразу согласовать регламент действий рабочей группы, но мы в итоге хорошо поработали. Предлагаем на базе правительства организовать переговорную площадку с привлечением и приглашением депутатов профильного комитета, и доработать поправки к концессионному соглашению, — резюмировал замгубернатора.

Первый вице-премьер Владимир Знатков обратил внимание депутатов, что допсоглашения еще не приняты правительством области, которое ждет согласования по ним от депутатов. Если оно будет получено, то документы планируется принять на следующем заседании правительства.

Глава строительного комитета регионального парламента заявил, что документы поступили в Заксобрание только в понедельник вечером и к среде депутаты не успели с ними ознакомиться, но поддержал продолжение обсуждения темы на новой рабочей площадке, предложив включить в нее представителей общественности.

— Не думаю, что эта работа будет идти долго, так как все понимают, что вступать в стадию строительства мусоросортировочных заводов нужно было еще вчера. Федеральный закон предусматривает, что новая систему утилизации ТКО должна быть запущена в регионе в 2019 году, — заявил Евгений Покровский. — Что касается расторжения концессионного соглашения, то решение об этом могут принять только две стороны, которые его заключали. Заксобрание к ним не относится. Рабочая группа отметила пункты соглашения, которые вызывают сомнения, предложила варианты их корректировки. Согласен с ними концессионер или нет, готов ли он на таких условиях реализовывать проект – это он пусть сам решает.

Пресс-служба правительства сообщила, что после подписания губернатором постановлений правительства Новосибирской области «О целесообразности заключения дополнительного соглашения № 1 к Концессионному соглашению от 22.07.2016 г. в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области» и «О целесообразности заключения дополнительного соглашения № 2 к концессионному соглашению от 22.07.2016 г. в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области» последует подписание сторонами концессионного соглашения дополнительных соглашений в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) в Новосибирской области.

Фото: Инфопро

  • Заметили ошибку в тексте?
  • Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
  • Система Orphus
  • Голосовать:
  • -0

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым!
Лента новостей
всегородобластьРоссиямир
Вход

Новый комментарий