Должникам добавят реабилитации

В Госдуму внесен законопроект, расширяющий возможности на реструктуризации долгов юрлиц.

Для предварительного рассмотрения в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным поступил правительственный законопроект №239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», говорится в сообщении пресс-службы нижней палаты российского парламента.

В пояснительной записке к документу указывается, что действующее законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Это приводит к тому, что большинство дел о банкротстве возбуждается по заявлениям кредиторов и тогда, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства. При этом сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем.

Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юрлиц и предусматривает введение новой процедуры —реструктуризацию долгов. Для этого предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.

— Если из представленного должником отчета о финансовом состоянии очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании его банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. Такой подход, по убеждению правительства, позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, и обеспечить более экономичную и быструю ликвидацию потенциально неплатежеспособных должников, — отмечается в документе.

Законопроектом регламентируется проведение процедуры реструктуризации долгов. В частности, в течение 4-х месяцев с даты введения процедуры реструктуризации должник обязан предложить план реструктуризации долгов (план). Документом также предоставляется конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления) право предложить свой план в течение этого срока.

— План разрабатывается для удовлетворения требований кредиторов и восстановления платежеспособности должника. В нём могут быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры реструктуризации долгов, в том числе: сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия с условием их обязательного предварительного согласования с собранием или комитетом кредиторов; возложение полномочий руководителя на антикризисного управляющего; переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и органов управления должника к собранию или комитету кредиторов; образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой - собранием кредиторов с распределением полномочий между ними в соответствии с планом, — перечисляется в пояснительной записке.

В законопроекте также предусмотрены специальные правила для кредиторов, интересы которых не затрагиваются планом. При этом условия удовлетворения требований кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не могут быть лучше условий любых других конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, интересы которых затрагиваются планом, за исключением кредиторов, одобривших соответствующий план. Условия плана для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его одобрения, за исключением лиц, заинтересованных по отношению к должнику, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его одобрение, кроме кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.

Кроме того, вводятся положения, направленные на сохранение договоров аренды, имеющих значение для процедуры реструктуризации долгов, а также касающиеся раскрытия информации, имеющей существенное значение для кредиторов. Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать 4-х лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на 4 года. Предусмотрены также другие положения по обеспечению гибкой вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации долгов.

— Можно согласиться с тем фактом, что на сегодняшний день процедура банкротства практически не приводит к финансовому оздоровлению предприятия, хотя по идее должна. Нововведения по сути создают правовую основу для процесса, который уже сегодня реализуется вне рамок процедуры банкротства, — комментирует законопроект гендиректор ООО «Сибирская юридическая компания» Сергей Карпекин.

Он отметил, что сегодня должники ведут с кредиторами переговоры о реструктуризации долгов, используя возможное банкротство как аргумент давления на кредиторов, которые понимают, что при введении банкротной процедуры шансы на возврат задолженности значительно уменьшаются, либо сводятся к нулю.

— При этом довольно часто ущемляются интересы иных кредиторов, которые не вовлечены в переговорный процесс о реструктуризации. В результате, уже при осуществлении процедуры банкротства, начинаются процессы обжалования тех сделок, которые были заключены в порядке реструктуризации. При этом страдают все, и те кредиторы, которые пошли на реструктуризацию, так как у них возникают риски оспаривания этих сделок, и кредиторы, которые не участвовали в реструктуризации — у них появляются дополнительные издержки при оспаривании таких сделок. В итоге сам процесс банкротства очень сильно затягивается, непомерно возрастают затраты на саму процедуру (оплата услуг арбитражных управляющих и привлеченных специалистов и пр.), — констатирует Карпекин.

По его словам, законодательная новация фактически поставит процедуру реструктуризации долгов под контроль суда, обеспечит равные права всех заявившихся кредиторов при принятии решения о реструктуризации долгов, позволит исключить достаточно долгую и не всегда эффективную процедуру наблюдения.

— Конечно в процессе реализации этого закона возникнут какие-то сложности, но в целом инициативу можно оценить, как положительную, — резюмирует эксперт.

Фото: базовое - Abe Bingham , из личного архива 

03.08.2017
  • Заметили ошибку в тексте?
  • Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
  • Система Orphus
  • Голосовать:
  • -0

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым!
Лента новостей
всегородобластьРоссиямир
Вход

Новый комментарий