С 2003-го по 2009-й год в России прошла реформа местного самоуправления, тогда Новосибирская область стала одним из первых регионов, где был опробован федеральный закон о реформе. Каков результат?
За 10 лет в этот закон было внесено 84 поправки (!), и в декабре 2013 года президент В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию сказал о необходимости новой реформы (!) «самой близкой людям власти» (то есть местному самоуправлению).
В конце мая был принят ФЗ №136, который означал начало реформирования самой, только что проведенной реформы МСУ. Этот закон принимался сложно, особую критику вызывали положения об отмене прямых выборов мэров и введении в крупных городах двухуровневой системы, при которой предполагалась формирование горсовета избираемыми прямым голосованием внутригородскими районными муниципалитетами. Мэр избирался бы депутатами горсовета из своего состава, а исполнительную власть в городе возглавлял бы назначаемый по конкурсу сити-менеджер.
Оппозиция увидела в этом откровенную попытку не допустить ее победы на выборах мэров городов. В своем выступлении на радио «Слово» в начале сего года Анатолий Локоть, тогда еще претендент на пост мэра Новосибирска рассказывал, что на его вопрос к одному из авторов реформы о том, зачем пытаются ввести эту норму, он получил прямой ответ:
«Для того, чтобы, такие как ты, на выборах не побеждали!».
Впрочем, положение о введении двухуровневой системы вызвало неприятие и ряда региональных элит, которые в остальном в оппозиционности замечены не были, им явно не хотелось проходить через новые, непроверенные опытом выборные процедуры.
Кстати, во время депутатских слушаний по ФЗ №136, которые прошли в Законодательном Собрании НСО в мае, наиболее острая критика в адрес предлагаемых новаций звучала именно из рядов правящей партии. И выходит, неправы те, кто утверждают, что власть в России может продавить любое решение? В результате, в окончательной редакции, новый закон, прямые выборы мэров городов не отменил, как и не вводил в обязательном порядке районное деление и двухуровневую систему власти крупных городов. Эти вопросы должны были быть решены Законодательными собраниями регионов, на это давалось полгода. Однако во многих российских регионах, в том числе и в НСО, реформой МСУ сразу после принятия закона заниматься было недосуг, впереди маячил единый день голосования – 14 сентября.
Но выборы прошли, и реформа местного самоуправления в области вышла на первый план — сроки поджимают!
На 16 октября назначены депутатские слушания на тему «О реализации ФЗ № 136…», по их итогам пройдет заседание профильного комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению, а затем одобренный комитетом законопроект о реформе МСУ в Новосибирской области будет в первом чтении принят очередной сессией Законодательного собрания, а в конце ноября он должен быть одобрен во втором чтении.
Главная интрига, похоже, снята изначально.
Еще будучи врио губернатора области Владимир Городецкий заявил о том, что двухуровневая система в Новосибирске вводится не будет. Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз в своем интервью автору этих строк говорил о том, что наша область была пионером в реализации ФЗ №131, но теперь нам стоит посмотреть, что будет получаться в других регионах, с введением двухуровневой системы мы экспериментировать не будем.
Большинство опрошенных автором экспертов и «заинтересованных лиц» также твердо уверены, что двухуровневая система МСУ у нас вводиться не будет. Но как это часто бывает, увлеченность интригой отвлекла общественное внимание от главной проблемы, которая и вызвала необходимость проведения очередной реформы МСУ – это полномочия муниципалитетов и межбюджетные отношения. И об этой проблеме сразу вспомнили, когда на днях правительство НСО решило сократить отчисления НДФЛ в бюджет Новосибирска на 10 %, с 25 до 15 %.
А главной проблемой МСУ в России на сегодня оказываются деньги. Консолидированный объем доходов местных бюджетов в процентах к ВВП постоянно сокращается. В 1997 году это было 10,9 %, а в 2012 только 5,1%. При этом основная часть местных бюджетов формируется за счет НДФЛ, но в последние годы наблюдается общероссийская тенденция – сокращение нормативов отчисления НДФЛ в местные бюджеты в пользу регионов.
Так что предстоящие депутатские слушания по реформе МСУ, как и обсуждение данного вопроса на сессии ЗС НСО обещает быть очень горячим.
Интрига исчезла, но проблемы остались!
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей
Теперь они обязаны хранить информацию о пользователях и передавать ее правоохранительным органам
В юбилейном Кубке имени Святого князя Александра Невского приняли участие около 100 участников из 23…
Они отправятся со станции Новосибирск-Главный 22,24 и 26 декабря
Среди них байк, скафандр и вертолетный двигатель