Оказывается, в Новониколаевске начала прошлого века тоже был свой «Союз Русского Народа» и свои «черносотенцы». Об этом — в новой книге «Покров Заступницы» Михаила Щукина.
Писатель пытается спокойно и объективно разобраться во всём, без привычной риторики и ругательных эпитетов.
Книга увидела свет в московском издательстве «Вече», в серии «Сибириада». Это уже шестой роман писателя, который выходит в этом издательском доме. До этого были: «Ямщина», «Конокрад», «Черный буран», «Лихие гости» и «Незабвенная».Со своей литературной нишей Михаил Щукин определился давно. Все события у него случаются в Новониколаевске: названия улиц подлинны, строения узнаваемы, а многие герои имеют своих реальных прототипов.Так в грозном страже порядка Гречмане из романа «Конокрад и гимназистка» легко узнать известного новониколаевского полицмейстера Висмана. В историю нашего города Бернхард Петрович Висман вошел не только своими добрыми делами (а их за ним числится немало), но и тем, что «крышевал» нелегальные публичные дома, и брал взятки. За это и был судим. А эпопея «Ямщина» никогда бы не увидела свет, если бы в детстве будущий писатель не наслушался семейных преданий и многочисленных рассказов из жизни переселенцев, ямщиков и варнаков.
На этот раз, однако, место действия у Вас не Новониколаевск, а вымышленный Никольск. Решили дать себе больше творческой свободы?
Топонимическая точность была здесь не важна, она бы только сковывала. Но Никольск – это, конечно же, Новониколаевск. И за многими событиями, которые там происходят, стоит подлинный исторический документ.
А что для Вас важнее — история или художественный вымысел? И от чего Вы обычно отталкиваетесь, когда пишете?
Сложно сказать, что первично и что важнее. Все взаимосвязано, взаимозависимо, и одно вытекает из другого. Обычно работе обычно предшествует очень длительный период сбора и изучения материала по какому-то временному периоду. Как Плюшкин я все коплю и складирую. Долгое время даже не знаю, как буду использовать, и что из всего этого может получиться. А потом вдруг происходит какой-то толчок, и все удивительным образом выстраивается и организуется.
Представляя свою книгу «Конокрад», Вы рассказывали интересную историю о том, что толчком для ее создания стала короткая заметка в разделе криминальной хронике старой газеты. «Дочка известного купца и предпринимателя N сбежала с кучером…». И Вы тут же увидели и свою будущую героиню — своенравную гимназистку Тонечку и лихого конокрада Васю-Коня. И представили жизнь обычной зажиточной новониколаевской семьи?..
Так все и было. Заметка стала той ниточкой, на которую нанизались все разрозненные события и факты. Толчком может стать все, что угодно. Это может быть и газетная заметка, и архивный документ, и какой-то неожиданный факт. А настроение моей документальной повести «Белый фартук, белый бант» задала одна старая фотография. Посвящена повесть судьбе Первой Новониколаевской гимназии. Гимназия была учреждена в начале прошлого века Павлой Смирновой. На фотографии была запечатлена сама Павла Алексеевна со своими воспитанницами. Какие поразительные лица, какие судьбы! Я был буквально влюблен. Я тогда, признаться, совсем не собирался заниматься документальными исследованиями. Но, когда мне в руки попал большой пакет с архивом гимназии, то устоять я не смог. С головой окунулся в эту удивительную, незнакомую мне жизнь, был буквально очарован. Жадно хватался и за одно, и за другое. Была даже паника, сумею ли я справиться с таким объемом материала, сумею ли его организовать, подать. Открыл для себя много интересного и неожиданного. Написалась повесть на одном дыхании. Когда текст был готов, обратился к новосибирцам. Они откликнулись, принесли массу фотографий из своих семейных архивов – у кого-то в гимназии училась мама, у кого-то бабушка. Это позволило проиллюстрировать книгу. Верстали мы ее четыре месяца – но оно стоило того — нам приносили все новые и новые свидетельства и снимки, и мы не могли от них отказаться. Просуществовала Гимназия Смирновой до 1921-го года, располагалась она в самом городском центре — на углу улиц Гондатти и Кузнецкой.
Сегодня, наверное, далеко не все знают, где это?..
Это деревянный дом на пересечении улиц Урицкого и Ленина, который теперь отреставрирован. Когда-то там было кафе «У Николая». В 90-е годы дом горел. Потом был восстановлен по документам, фотографиям и рисункам.
История буквально на расстоянии вытянутой руки. Как, мы бываем, право, не любопытны. Собираетесь ли Вы и впредь продолжать свои документальные исследования?
В работе сейчас большой исторический очерк о Новосибирске периода Великой Отечественной войны. Вместе с моим материалом о Новониколаевске периода Первой мировой войны (в свое время я публиковал его в журнале «Сибирские огни») они должны составить книгу «Военный город». Главный документ, от которого я отталкиваюсь и на котором все базируется — это папка из городского архива со стенограммами заседаний бюро обкома за 1941-1945-й годы. Казенный документ, абсолютно ничего лишнего, никакой лирики. Только сухое и лаконичное: «построили», «сдали», «поощрить», «наказать», «отдать под суд», «выгнать из партии» и так далее. Удивило, что там нет никаких лозунгов и призывов. Все это, видимо было оставлено для демонстраций и газет. Но за этим казенным документом языком так много всего стоит! Кроме того есть много интереснейших воспоминаний и свидетельств очевидцев о той эпохе. Так что книга должна получиться. А с фотографиями тоже, надеюсь, помогут новосибирцы. Обратился к ним через один из местных телеканалов. Планирую все закончить к маю следующего года.
В Вашей новой книге «Покров Заступницы» действие разворачивается после 1905-го года, после Первой русской революции. Что в том историческом периоде Вас «зацепило», что стало «толчком»?
Там вообще много всего интересного, малоизвестного и еще не исследованного. Заинтересовала, например, тема сибирских «черносотенцев», здесь тоже был Союз русского народа. По большому счету, никто и никогда не пытался в этом как-то разобраться. Что это было, почему, и почему это движение вдруг оказалось столь привлекательным для многих очень известных! Ведь членом Союза Русского Народа были, например, издатель Сытин! Знаменитый музыкант Андреев – создатель первого русского оркестра! Командир легендарного крейсера Варяг — Руднев… Членом Союза в свое время состоял и Владыка Варфоломей, который возглавил Новосибирскую епархию во время Великой Отечественной войны – на его жизнь даже покушались за эти его убеждения, когда он нес службу в Тифлисе. Так что все не так просто. И я попытался в этом разобраться, и отойти от сложившихся стереотипов. Хотя речь, конечно, и не идет о серьезном историческом исследовании. Это роман – с приключениями, с любовной линией, даже на этот раз с мистикой… Жанр подсказывает сама жизнь. А в жизни намешано всего понемногу – и детектива, и приключений, и любовного романа. Это и есть мой жанр. В котором я работал, работаю и, надеюсь, еще буду работать и впредь…
Молодежные проекты в сфере HoReCa и ритейла оценили эксперты
Религиозное «многобрачие» разрешили проживающим на территории РФ мусульманам
Она распахнет свои двери в полдень
Сумма исков уже составила более 16 млн рублей, без учета владельцев облигаций
Запустить площадку разработчики планируют в январе 2025 года
Но ответ в прямом эфире не прозвучал