Categories: Культура

На углу Гондатти и Кузнецкой

Оказывается, в Новониколаевске начала прошлого века тоже был свой «Союз Русского Народа» и свои «черносотенцы». Об этом — в новой книге «Покров Заступницы» Михаила Щукина.

Писатель пытается спокойно и объективно разобраться во всём, без привычной риторики и ругательных эпитетов.

Книга увидела свет в московском издательстве «Вече», в серии «Сибириада». Это уже шестой роман писателя, который выходит в этом издательском доме. До этого были: «Ямщина», «Конокрад», «Черный буран», «Лихие гости» и «Незабвенная».Со своей литературной нишей Михаил Щукин определился давно. Все события у него случаются в Новониколаевске: названия улиц подлинны, строения узнаваемы, а многие герои имеют своих реальных прототипов.Так в грозном страже порядка Гречмане из романа «Конокрад и гимназистка» легко узнать известного новониколаевского полицмейстера Висмана. В историю нашего города Бернхард Петрович Висман вошел не только своими добрыми делами (а их за ним числится немало), но и тем, что «крышевал» нелегальные публичные дома, и брал взятки. За это и был судим. А эпопея «Ямщина» никогда бы не увидела свет, если бы в детстве будущий писатель не наслушался семейных преданий и многочисленных рассказов из жизни переселенцев, ямщиков и варнаков.

На этот раз, однако, место действия у Вас не Новониколаевск, а вымышленный Никольск. Решили дать себе больше творческой свободы? 

Топонимическая точность была здесь не важна, она бы только сковывала. Но Никольск – это, конечно же, Новониколаевск. И за многими событиями, которые там происходят, стоит подлинный исторический документ.

А что для Вас важнее — история или художественный вымысел? И от чего Вы обычно отталкиваетесь, когда пишете?

Сложно сказать, что первично и что важнее. Все взаимосвязано, взаимозависимо, и одно вытекает из другого. Обычно работе обычно предшествует очень длительный период сбора и изучения материала по какому-то временному периоду. Как Плюшкин я все коплю и складирую. Долгое время даже не знаю, как буду использовать, и что из всего этого может получиться. А потом вдруг происходит какой-то толчок, и все удивительным образом выстраивается и организуется.

Представляя свою книгу «Конокрад», Вы рассказывали интересную историю о том, что толчком для ее создания стала короткая заметка в разделе криминальной хронике старой газеты. «Дочка известного купца и предпринимателя N сбежала с кучером…». И Вы тут же увидели и свою будущую героиню — своенравную гимназистку Тонечку и лихого конокрада Васю-Коня. И представили жизнь обычной зажиточной новониколаевской семьи?.. 

Так все и было. Заметка стала той ниточкой, на которую нанизались все разрозненные события и факты. Толчком может стать все, что угодно. Это может быть и газетная заметка, и архивный документ, и какой-то неожиданный факт. А настроение моей документальной повести «Белый фартук, белый бант» задала одна старая фотография. Посвящена повесть судьбе Первой Новониколаевской гимназии. Гимназия была учреждена в начале прошлого века Павлой Смирновой. На фотографии была запечатлена сама Павла Алексеевна со своими воспитанницами. Какие поразительные лица, какие судьбы! Я был буквально влюблен. Я тогда, признаться, совсем не собирался заниматься документальными исследованиями. Но, когда мне в руки попал большой пакет с архивом гимназии, то устоять я не смог. С головой окунулся в эту удивительную, незнакомую мне жизнь, был буквально очарован. Жадно хватался и за одно, и за другое. Была даже паника, сумею ли я справиться с таким объемом материала, сумею ли его организовать, подать. Открыл для себя много интересного и неожиданного. Написалась повесть на одном дыхании. Когда текст был готов, обратился к новосибирцам. Они откликнулись, принесли массу фотографий из своих семейных архивов – у кого-то в гимназии училась мама, у кого-то бабушка. Это позволило проиллюстрировать книгу. Верстали мы ее четыре месяца – но оно стоило того — нам приносили все новые и новые свидетельства и снимки, и мы не могли от них отказаться. Просуществовала Гимназия Смирновой до 1921-го года, располагалась она в самом городском центре — на углу улиц Гондатти и Кузнецкой.

Сегодня, наверное, далеко не все знают, где это?..

Это деревянный дом на пересечении улиц Урицкого и Ленина, который теперь отреставрирован. Когда-то там было кафе «У Николая». В 90-е годы дом горел. Потом был восстановлен по документам, фотографиям и рисункам.

История буквально на расстоянии вытянутой руки. Как, мы бываем, право, не любопытны. Собираетесь ли Вы и впредь продолжать свои документальные исследования? 

В работе сейчас большой исторический очерк о Новосибирске периода Великой Отечественной войны. Вместе с моим материалом о Новониколаевске периода Первой мировой войны (в свое время я публиковал его в журнале «Сибирские огни») они должны составить книгу «Военный город». Главный документ, от которого я отталкиваюсь и на котором все базируется — это папка из городского архива со стенограммами заседаний бюро обкома за 1941-1945-й годы. Казенный документ, абсолютно ничего лишнего, никакой лирики. Только сухое и лаконичное: «построили», «сдали», «поощрить», «наказать», «отдать под суд», «выгнать из партии» и так далее. Удивило, что там нет никаких лозунгов и призывов. Все это, видимо было оставлено для демонстраций и газет. Но за этим казенным документом языком так много всего стоит! Кроме того есть много интереснейших воспоминаний и свидетельств очевидцев о той эпохе. Так что книга должна получиться. А с фотографиями тоже, надеюсь, помогут новосибирцы. Обратился к ним через один из местных телеканалов. Планирую все закончить к маю следующего года.

В Вашей новой книге «Покров Заступницы» действие разворачивается после 1905-го года, после Первой русской революции. Что в том историческом периоде Вас «зацепило», что стало «толчком»?

Там вообще много всего интересного, малоизвестного и еще не исследованного. Заинтересовала, например, тема сибирских «черносотенцев», здесь тоже был Союз русского народа. По большому счету, никто и никогда не пытался в этом как-то разобраться. Что это было, почему, и почему это движение вдруг оказалось столь привлекательным для многих очень известных! Ведь членом Союза Русского Народа были, например, издатель Сытин! Знаменитый музыкант Андреев – создатель первого русского оркестра! Командир легендарного крейсера Варяг — Руднев… Членом Союза в свое время состоял и Владыка Варфоломей, который возглавил Новосибирскую епархию во время Великой Отечественной войны – на его жизнь даже покушались за эти его убеждения, когда он нес службу в Тифлисе. Так что все не так просто. И я попытался в этом разобраться, и отойти от сложившихся стереотипов. Хотя речь, конечно, и не идет о серьезном историческом исследовании. Это роман – с приключениями, с любовной линией, даже на этот раз с мистикой… Жанр подсказывает сама жизнь. А в жизни намешано всего понемногу – и детектива, и приключений, и любовного романа. Это и есть мой жанр. В котором я работал, работаю и, надеюсь, еще буду работать и впредь…

tkrasnova

Recent Posts

Компания депутата горсовета Алексея Джулая подала на самобанкротство

На днях суд отказался банкротить другую компанию застройщика

32 минуты ago

Юристы помогли вернуть деньги жертвам мошенников из Новосибирска

Аферисты продолжают «обкатывать» на доверчивых людях новые схемы

2 часа ago

За ноябрь в новосибирском метро проехало более 8 миллионов человек

Пассажиропоток в новосибирской подземке продолжает увеличиваться

2 часа ago