Categories: Общество

Беженцы с Украины: «Сибирь подарила нам веру в людей!»

Как устраиваются в Сибири украинские беженцы? Кто помогает людям, потерявшим все свое имущество? Почему они не хотят возвращаться обратно? Корреспондент infopro54.ru побывала в семьях, приехавших в Новосибирск «оттуда». С войны.

Съемная четырехкомнатная квартира в центре Октябрьского района. Здесь живет три семьи. У каждой — своя комната. Общий зал в центре, где собираются все вместе. В зале есть стол, телевизор – не плоский, как сейчас принято, а старомодный, с обычным кинескопом, тумба, диван, кресло и полки, на которых громоздятся детские игрушки.

— Детям надарили, — перехватывает взгляд Александр, один из трех «главных арендаторов» этой квартиры. – Узнали, что у нас тут пять детей – и начали нести. Теперь тут и машинки, и куклы, и чего только нет. – Он говорит с мягким украинским акцентом, и это выдает в нем жителя российского юга – или украинского востока. Усаживается на диване, и в зал подтягиваются остальные – Людмила, Катя, чуть позже прибегает маленькая Юля. Спрашиваю об Украине. Заметно волнуясь, Александр начинает рассказывать:

— Украина хорошая страна, красивая, и любим мы ее очень сильно! Но вот последние годы правления всех этих президентов, которые менялись, нам, простым жителям, ничего хорошего не принесли. Мы ждали от одного, от второго, от третьего, нам говорили — потерпите, все изменится, а получилось, что мы восемь лет прошедших топтались на месте. Зарплата как бы добавлялась, но это копейки, а урезались сверхурочные, праздничные. Вроде бы и добавили, а ничего не меняется, цены растут, топливо дорожает.Раньше можно с двадцатью гривнами в магазин сходить, а сейчас и на 100 только день проживешь». 

Несмотря на то, что мы видимся первый раз, никакой напряженности нет, чувствуется, что хозяевам квартиры хочется говорить и рассказывать о себе. — Мы все с Луганской области, раньше не были знакомы. А познакомились уже в пункте временного размещения, в Переславле-Залесском, — к разговору подключается Людмила Романчук: — Мы все бежали от войны. Решили, что вместе веселее, и будем держаться друг друга. В России у нас нет ни родственников, ни знакомых, никого. Сначала мы даже растерялись. Куда только не хотели уехать – лишь бы подальше. Предлагали нам и на Камчатку, и в Мурманск, и в Хабаровск. А потом познакомились с Мариной, волонтером в центре временного размещения. Просто удивительная девушка, столько хорошего для нас, да и для других беженцев, сделала! Она из Новосибирска, и когда мы решили посоветоваться с ней, предложила поехать сюда, в Сибирь. Связалась со своими друзьями, и мы ехали как бы не на пустое место. Страха не было — все ужасы мы уже пережили, и бомбежки и обстрелы, вот тогда очень страшно было. Так и оказались в Новосибирске.

— Мы, в основном, все шахтеры, кто приехали сюда, — напоминает Александр. — Работали на родине не покладая ни рук, ни ног. Я 18 лет в шахте отработал, и ничего в результате не приобрел. Приходят одни начальники, другие, говорят: работайте много, в золоте ходить будете! Мы выдаем план, и что? Золота как не было — так и нет. Сейчас будем здесь на ноги вставать. В Украине у всех остались родственники, друзья, и о них – особые переживания.

— Тёща и тесть мои там, общаемся с ними, вот говорят, зарплату они уже как три месяца не получают, — вновь рассказывает Александр. — Блокада, банки не работают, чтобы пенсию снять — ездить за 300 километров приходиться. Воды нет, зима на носу, я даже не знаю, что они там делать будут.У Людмилы в Украине был собственный дом, а Александр жил в обычной многоэтажке. 

Про обстрелы рассказывают спокойно, как про обыденные привычные события: — И самолет летал поутру, в пять часов, как будильник, — добавляет Александр. – Кто его знает, когда он шарахнет, поэтому в погреб все бежали. Как-то я там с товарищем два дня просидел, боялись.

В Новосибирске семьи встретили друзья Марины. Вначале на несколько дней приютили бесплатно, потом помогли снять квартиру. Приходили незнакомые люди, узнавшие, что здесь поселились «беженцы», приносили предметы первой необходимости, посуду, одежду, продукты.

 — А потом как-то неожиданно получилось, — вспоминает Людмила. — Пошли с женой Александра, Ольгой, устраивать детей в 195-ую школу. Зашли на прием к директору, Светлане Николаевне Мельниковой, объяснили нашу ситуацию. Детей приняли сразу, пообещали помочь и с остальными проблемами. Вернулись в квартиру и вечером, в тот же день, слышим стук в дверь. Приехал депутат – это мы уже потом узнали, Валерий Павлович Ильенко, со своими помощниками. Посмотрел, как мы живем, нашу обстановку, а у нас – голые стены, даже диванов не было, побеседовал, и тоже пообещал помочь. И вот представляете – сегодня он к нам приехал, а на следующий день нам привезли от него и мебель, и технику бытовую, тут же установили, деньгами помог. Вообще, знаете, просто опекает нас, помощники у него замечательные – и это вселяет нам надежду, что нас не оставят.

— На работу нас устроил,- добавляет Александр, и по его голосу чувствуется, что этот вопрос – тоже один из важнейших. — Людмила в садике работает с детьми, воспитателем, я водителем в автопарк устроился. Жена на мойке, администратором, пока еще не привыкла, там, бывает, по суткам надо выходить, иногда тяжело, весь день на ногах, но говорит, что интересно. Еще двое наших мужчин на вахту решили устроиться, пока «на разведке», должны со дня на день приехать. 

И, конечно же, все отмечают особое отношение к себе со стороны жителей Новосибирска: — Подходят, спрашивают, как устроились, чем помочь, приходят и приносят – продукты, одежду, кто что может. Мы, когда бежали, лето ж было — похватали майки, шлепки, всякую летнюю одежду, сюда приехали, уже и одеть не во что детей. И опять же, спасибо Валерию Павловичу Ильенко, его сотрудникам — детишек наших пятерых одели, обули, повезли по магазинам. Вообще, очень душевные люди здесь живут – надо например, в УФМС ехать, документы на гражданство подавать, на работе с пониманием относятся, отпускают без проблем. И в миграционной службе тоже очень быстро все делают. Город очень большой, плохо пока ориентируемся – Ильенко прислал машину, все быстро объехали и сделали. 

— В садике заведующая сильно помогла, я не знаю, как я бы справилась без нее, — улыбается Людмила Романчук. — Она тоже свою лепту внесла — больницу обошла без проблем, везде без очереди пропускали. 

Но и проблемы, конечно же, есть. Например, в школе. У Юли, дочери Александра, в Украине некоторые предметы преподавались на украинском языке, терминология другая, сейчас приходится переучиваться. Были проблемы и у старшей, девятиклассницы Кати – одноклассники отнеслись к новенькой настороженно. Благодаря вмешательству педагогов отношения налаживаются.

— В Сибири люди вообще очень гостеприимные и радушные, — Александр на мгновение задумывается, словно решая – говорить или нет. – В России нас везде хорошо принимали. Только раз нам в Ярославской области кто-то сказал – «понаехали». Но это молодые совсем какие-то были, что с них взять. В Новосибирске я такого ни от кого не слышал! Меня вот в поезде спрашивали – а почему ты не воюешь? Да потому что нам не нужна эта война! — он решительно взмахивает рукой. — Было бы с кем воевать, и за что! А просто так, из-за чьей-то дурости головы класть и детей по миру пускать — мне это не нужно.

Он переглядывается с Людмилой, словно ища ее поддержки, и говорит как о чем-то многократно обсуждаемом, давно решенном и не подлежащем сомнению: — «Знаете, мы бы еще хотели очень поблагодарить через вас президента России Владимира Путина. Ему сейчас трудно, характер у него должен быть как кремень. Но надо, чтобы он держался! Надо держаться, потому что эти фашисты сейчас лезут со всех сторон. Даже не понятно, зачем это все им нужно,- продолжает Александр. — Жили, работали, у всех семьи, всё потихоньку строились, а тут раз – и пришлось срываться с места…»

— Мы бы забрали и родителей с собой, так они не захотели,- тихо говорит Людмила. – И если бы не дети, мы бы тоже остались. Там. Но теперь мы не хотим возвращаться. Во время беседы мне было понятно, что в Новосибирске они нашли столько тепла и внимания, что успели полюбить наш город. Здесь не страшно. Теперь у трех семей, которые бежали от войны есть крыша над головой, есть работа. Это важно для каждого человека. А меня не покидало чувство гордости за наш город, жителей , которые в трудную минуту, не оставили без поддержки и заботы обратившихся к ним людей.

Анастасия Савчук

tkrasnova

Recent Posts

В твороге «Алтайской буренки» обнаружили «мясной клей»

Этот фермент также выявили в сосисках, которые ранее продавались в магазинах Новосибирска

12 часов ago

Новосибирцы отправили около 600 жалоб на мошенников в Банк России

Это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года

12 часов ago