Легендарный новатор в железнодорожной отрасли, Герой Социалистического Труда и лауреат Сталинской премии и наш земляк
22 мая, Николай Александрович Лунин отметил бы своё 100-летие. Его называют легендарным новатором и машинистом-феноменом. Действительно, этот человек стал одним из самых знаменитых железнодорожников в России и Советском Союзе.
Николай Лунин родился в городе Ряжск Рязанской области в семье железнодорожника в мае 1945 года. С родителями переехал в Новосибирск, а в 1932 году окончил школу ФЗУ им. С. А. Шварца (на базе локомотивного и вагонного депо станции Новосибирск Томской железной дороги). Работал слесарем, а затем помощником машиниста. В 1935 году прошёл курсы машинистов и возглавил молодёжную паровозную бригаду, которая вскоре была на хорошем счету у руководства железной дороги и в 1936 получила новый паровоз серии «ФД» — Феликс Дзержинский.
Передовой машинист Николай Лунин вдохновился почином П. Кривоноса. Вскоре новосибирский «кривоносовец» выступил с инициативой о принципиально новом подходе: производить текущий ремонт силами паровозной бригады. Данный метод позволял значительно уменьшить общее время простоя и увеличить межремонтный пробег. Призыв был подхвачен многими железнодорожниками страны. Не было такого паровозного депо, где бы ни применялся метод Николая Лунина.
После начала Великой Отечественной войны метод Лунина стал особенно востребованным: требования к работе предприятий, в том числе и железнодорожного транспорта значительно повысились. Зимой 1941 года Лунин ввёл ещё одну инновацию. Он доставил двумя паровозами в Москву, где были серьёзные проблемы с топливом, 5 000 тонн угля (100 вагонов!), при нормативе на одну машину 1 250 тонн. После этого, следуя его примеру, началось новое движение — сверхтяжёлых поездов.
В январе 1942 года вышел приказ Народного комиссариата путей сообщения «О развитии лунинского движения на железнодорожном транспорте в годы войны». И тогда «сверхтяжёлые» начали ходить по всей стране. В том же году Лунина наградили Сталинской премией, которую он распределил в различные фонды. К примеру, Лунин пожертвовал на строительство подводной лодки «Новосибирский комсомолец», а также на детские дома.
Николай Александрович Лунин скончался 3 октября 1968 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В числе его многочисленных наград – два ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, два знака НКПС «Почётный железнодорожник».
Фото: Ростислав Нетисов
Анастасия Савчук
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег