Categories: Политика

Таких «ментов» в жизни я не встречал!

10 ноября — День сотрудника органов внутренних дел России, до 2011 года — День милиции. В преддверии праздника свое мнение о недавней истории и сегодняшнем дне российской полиции (милиции) высказывает депутат ЗС НСО Игорь Федорович Гришунин.

Игорь Федорович трижды полковник – полковник полиции, налоговой полиции и Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, экс-председатель комиссии ЗС НСО по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции.

Он награжден многочисленными правительственными наградами и, хотя сейчас не является действующим сотрудником органов внутренних дел, по-прежнему, что называется, держит руку на пульсе событий.

— Игорь Федорович! Вам пришлось служить в органах внутренних дел в очень сложное время, в 90-е годы. С Вашей точки зрения, чем различается криминал "века нынешнего" и "века минувшего"?

— Криминал был и, похоже, будет всегда. Вопрос только в его формах и масштабах. В этом плане 90-е годы заслужено назвали «лихими». Я работал тогда в РУБОПе (Региональном отделе по борьбе с организованной преступностью). И эти годы мне запомнились валом преступности, в том числе и самой опасной ее формы – организованной преступности. Одно время казалось, что организованные банды везде, стоит вспомнить, что было время, когда было небезопасно передвигаться по дорогам, грабили среди бела дня буквально рядом с городами. Рэкет, заказные убийства, широкомасштабная и чуть ли не открытая торговля наркотиками, паленой водкой и многое другое. После начала событий в Чечне к этому добавился терроризм. 

— Как отличить уголовное преступление от акта террора?

— Грань между терроризмом и уголовщиной всегда была довольно условной. Знаю это точно, так как мне приходилось работать по тематике этнической преступности. В нашем регионе действовали азербайджанские, грузинские, чеченские и другие организованные группировки. Для сотрудников милиции обычным делом были командировки в Чечню. Самому пришлось побывать и там и в Дагестане. По сравнению с этим временем нулевые годы и сегодняшнее время кажутся порой эпохой торжества законности и порядка. Хотя мы знаем, что это не так. По-прежнему хватает криминала, в том числе обычной уголовщины. Но, на мой взгляд, если в 90-е годы на острие борьбы с преступностью находились РУБОПы, то сейчас ОБЭПы (отделы борьбы с экономической преступностью, наследники ОБХСС советских времен). Экономические преступления и коррупция вот главный вызов для России сегодня, хотя хватает и других проблем. Но такого вала преступности, который был в 90-е годы, нет и, будем надеяться, не будет.

— Обыватели судят о работе сотрудников органов внутренних дел в первую очередь по многочисленным криминальным сериалам. «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Ментовские войны» и другие. Как профессионал, можете оценить близость этих сериалов к правде жизни?

— Таких «ментов» в реальной жизни я не встречал, хотя много проработал в милиции и других правоохранительных структурах. Например, я посмотрел несколько серий сериала «Убойная сила», речь вроде бы идет о работе «убойного отдела», расследование убийств, не до смеха, но у меня возникло ощущение, что я смотрю кинокомедию. У меня есть хороший знакомый, народный артист РФ Анатолий Узденский, он одно время работал в Новосибирске, в театре «Старый дом». Сейчас он актер московского театра «Современник», часто снимается в кино, в том числе и в «правоохранительных» ролях. И как-то раз, он спросил мое мнение об одной такой роли. Я сказал ему, что «в кадре» он отдает подчиненным приказы не по уставу, и форму на него надели не совсем правильную. Он расстроился. Вот они «издержки профессии». Я когда его в роли короля Лира на сцене видел, на одежду не смотрел, хотя историк, может быть, тоже бы неточности увидел. Так что таким людям как я, криминальные сериалы лучше не смотреть. Впрочем, долгая работа в правоохранительных органах накладывает отпечаток в целом на восприятие жизни. У Высоцкого была песня «Давайте выпьем за тех, кто в МУРе!». Так вот, там есть такие строки: «Побудьте день вы в милицейской шкуре, вам жизнь покажется наоборот». Хотя подобное видение жизни мне сейчас помогает, например, лучше разбираться в людях.

— Как Вы считаете  о наших новосибирских полицейских можно сериалы снимать, материала достаточно?

— Сюжеты из жизни мог бы предложить, и поверьте не менее закрученные, чем в столичных сериалах. А уж те, кто владеют пером, написали бы по этим сюжетам сценарии. Поверьте, мне приходилось работать с такими людьми, что выдумывать ничего не надо.

— Как Вы считаете, нужно ли полицию в милицию переименовать?

— Вы знаете, мне в этом плане повезло. Я был и полковником милиции, кстати, это звание мне присвоил тогдашний министр внутренних дел в городе Грозном. А теперь хоть и не в органах, но полковник полиции. А если серьезно, то переименованиями подобного рода занимаются политики, у них свои резоны, не будем о них судить. Сотрудники правоохранительных органов, профессионалы занимаются своим делом – охраняют закон и порядок. И в связи с их праздником, их надо поздравить.

— И выпить «за тех, кто в МУРе»?

— Не только, за всех, кто работал и работает в МВД!

tkrasnova

Recent Posts

Проекты года в Новосибирской области

Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов

25 минут ago

Андрей Гудовский: Для развития Новосибирску нужна стратегическая цель

А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…

1 час ago

Следователи провели обыски у главы Минпромторга и заммэра Новосибирска

Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра

1 час ago

По новосибирской франшизе открывается ресторан в Барнауле

Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края

2 часа ago