На этой неделе в нескольких комитетах Законодательного собрания Новосибирской области прошли слушания по проекту Закона о бюджете Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов.
Как всегда, черновик основного финансового документа региона ждало непростое обсуждение. Сократить расходы и увеличить доходы – вот два главных принципа любых бюджетов, семейных или региональных. Попытки взглянуть на проект беспристрастно можно по пальцам пересчитать, слишком сложно оказалось для многих заново учиться экономить! Начнём с того, что проект бюджета 2015 года свёрстан с дефицитом. Да ещё каким дефицитом — 11 миллиардов рублей, а это 10 % всех запланированных расходов. Если учесть, что внутренние поступления в бюджет области составляют только 86 миллиардов рублей, а "безвозмездные поступления" получаемые из других бюджетов Российской Федерации (фактицески федеральные дотации) ожидаются в размере 12,5 миллиарда рублей. И это при том, что валовый региональный продукт области растёт и в этом году достигнет уровня 776,6 миллиарда рублей (20-е место среди регионов России).
Никто не задаёт вопрос, почему именно, мы должны экономить, вроде бы все понимают, что времена наступили непростые. Однако никто не хочет верить, что строки из басни Крылова "Ты всё пела? Это — дело! Так пойди же попляши!.." относятся к нам.
Сдержанно, по-деловому, без лишних эмоций депутаты, даже самые импульсивные, ставили перед докладчиками из правительства области вопросы, выдвигали требования и давали советы. Чётко и недвусмысленно указывали на чём экономить нельзя! В статьях проекта видно, что социалка и здравоохранение почти не пострадали. Указывали на резервы экономии и дополнительны возможности пополнения казны.
В частности депутаты требовали активизировать борьбу с налоговыми недоимками, которые составляют сейчас огромную сумму, порядка 4 миллиардов рублей. Настаивали депутаты и на усилении бюджетной дисциплины.
«Это средства на остатках муниципальных районов. Мы же кредитуемся, платим проценты, и получается, что эти средства на остатках, по сути, вылетают в трубу, — пояснил Валентин Сичкарев, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. — Доходная часть бюджета в основном складывается из налога на прибыль организаций. Для этого нужно, чтобы эффективнее работал бизнес, а значит, надо напрочь снести административные барьеры, обеспечить быстрое движение денег, простой доступ к земельным участкам, инфраструктуре».
С этим, в принципе, никто не спорит, но чтобы от слов перейти к реальным делам, правительству области придется менять привычную систему управления, во многом затратную и неэффективную. Депутаты требуют прекратить практику прямых бюджетных затрат, там где есть возможность построить необходимые объекты с привлечением инвестиционного капитала. Практически все комитеты считают, что правительство недостаточно внимания уделило такому резерву экономии.
Нельзя не учитывать факт, что новый бюджет формировался в условиях большого внутреннего долга, который, по разным оценкам составляет 33-35 миллиардов рублей и приближается к пределу возможных заимствований!
На заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам была представлена аналитическая записка, подготовленная управлением по правовым и экономическим вопросам Заксобрания. В ней в частности указано, что проект по сути копирует положения бюджета 2014 года и недостаточно учитывает факторы риска на фоне ухудшения основных показателей развития области. Из 33 программ, намеченных проектом, утверждение прошли только восемь. В записке обращается внимание депутатов на несоответствие ряда параметров, заложенных в проекте, статистическим данным федерального уровня. Совокупные суммы, необходимые для реализации заявленных программ, расходятся со значениями, заложенными в проект бюджета, на миллиарды рублей, констатируют авторы аналитической записки.
Отдельно в качестве критического замечания указано на отсутствие явных приоритетов, направленных на борьбу с бедностью населения. Кстати, этот показатель в нашей области на 5,6 % хуже, чем общероссийский.
Депутаты сетовали на отсутствие в плане конкретных строк финансирования наказов избирателей. Олег Сметанин считает, что областной закон «О наказах» фактически не исполняется правительством или исполняется с низким качеством, и ему неоднократно приходилось обращаться в прокуратуру по этому поводу. Алексей Александров полагает, что документ составлен так, что разобраться в нём могут только специалисты и обычному гражданину очень сложно понять, как и куда расходуются бюджетные деньги. По мнению депутата, правительство области должно в простой и доходчивой форме разъяснять свои решения, иначе неизбежно сформируется благодатная почва для спекулятивных трактовок и инсинуаций, которые нанесут вред репутации не только правительства, но и депутатов, которые голосовали за утверждение проекта бюджета.
Как отмечает Валентин Сичкарев:
— Самое важное — сохранить социальные обязательства, но вместе с тем, мы не хотим культивировать иждивенчество. Получая деньги, врач, учитель, строитель должен быть мотивирован к более качественному труду. И это зависит от управленческих решений как исполнительной, так и законодательной власти.
Исполнительная власть, а конкретно министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко, уверен, что такие решения уже принимаются:
– Нельзя опираться только на формальные критерии принадлежности человека к той или иной социальной группе. Когда мы говорим об объёме выплат, надо в первую очередь выяснить соотношение доходов с прожиточным минимумом. Иначе мы получаем чрезвычайно низкий эффект: средств из бюджета тратим много, а люди на руки получают суммы незначительные. Ведь 200–300 рублей не решают вопросов оплаты коммунальных услуг, приобретения лекарств и т. д. А значит, здесь для обеспечения эффективного расходования бюджета мы должны учесть все факторы в совокупности. Например, как после внесения изменений это реализовано в нашем законе по механизму предоставления социальных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг. Сейчас они предоставляются не просто по стандарту, а по фактическому потреблению. Да ещё и при условии, что потребитель эти услуги оплатил. Это, с одной стороны, дисциплинирует граждан, с другой — обеспечивает соблюдение принципа социальной справедливости.
Получается, что не столько бюджет определяет развитие региона, сколько качество управления, гибкость в решении социальных и экономических вопросов. А это можно будет оценить в лучшем случае, когда пройдут первые госзакупки. А в худшем – когда мы будем ездить по хорошо или плохо заасфальтированным дорогам, сидеть или не сидеть в очередях поликлиник, когда в школах нашим детям будут давать реальные знания. А бюджет принимать всё равно необходимо. После всех замечаний, которые, конечно, учтут и исправят.
Перепетии обсуждения проекта закона о бюджете Новосибирской области в этом году не тянут на сюжет блокбастера или детективного сериала, и это радует! Есть надежда на то, что эти непростые времена мы пройдём достойно. А благосостояние – это дело самооценки: кто-то рад крыше над головой, хорошей работе и сытному обеду, а кому-то всех денег мира будет недостаточно…
Юлия Данилова
Новейшая вариация архитектурной идеологии «социализованного градостроения» появилась в Новосибирске
В нем принимали участие школьники 7-9 классов
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов