Аудиторы Контрольно-счетной палаты проанализировали эффективность использования государственных средств, направленных на обеспечение необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры и услугам, реабилитации и абилитации инвалидов в 2015-2017 годах.
План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016 – 2030 годы в регионе был утвержден распоряжением правительства в сентябре 2015 года. «Дорожная карта» плана предусматривает создание универсального дизайна в отношении новых или реконструируемых объектов, а также разумное приспособление объектов с созданием системы помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг. Предполагалось, что реализация всех прописанных в карте мероприятий позволит обеспечить доступность для инвалидов объектов приоритетных сфер жизнедеятельности до 91,8% в 2030 году.
За три года финансирование мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры и услугам, осуществлялось в рамках восьми государственных программ и в непрограммных направлениях расходов областного бюджета рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Общий объем средств для реализации всех мероприятий составил 4,85 млрд руб (98,4% к плану), из них 4,5 млрд из областного бюджета (98,5%), 121,5 млн — из федерального (98,9%), 129,2 млн — из муниципальных бюджетов (127,2%) и 109,4 млн — из внебюджетных источников (76,3%). Однако, по оценкам аудиторов, после трех лет реализации программы ситуация еще далека от идеальной.
— Всего из 31 установленного показателя программы достигнуты значения по 9. По департаменту физкультуры и спорта, минздраву показатель доступности достигнут только по одному критерию, — констатировала аудитор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Наталья Толмачева, отчитываясь о результатах работы на заседании комитета по соцполитике регионального парламента. — Минтрансом и минкультом не выполнен ни один показатель, министерство образования и министерство труда из 5 и 11 показателей соответственно, достигли установленных значений только по 3.
Наибольший объем средств направлен на реализацию трех госпрограмм: ГП «Развитие образования Новосибирской области» — 62,6% или 3 млрд руб, ГП «Развитие соцподдержки населения» — 24,8% или 1, 2 млрд, ГП «Обеспечение доступности пассажирского транспорта» — 7,3% или 351,7 млн. По остальным госпрограммам доля расходов составляет до 1,8%.
После проверки объектов министерств в Новосибирске и районах области больше всего замечаний аудиторы высказали в части отсутствия у объектов соцназначения пандусов, подьемников и лифтов.
В целом аудиторы КСП оценили использование бюджетных средств, направленных на формирование доступной среды для инвалидов, как неэффективное.
— Я считаю, что нам нужно вернуться к заседаниям координационного совета, инициировать обсуждение этой темы, детально посмотреть отчет КСП и разобрать это заключение как алгоритм для дальнейших действий, особенно по некоторым ведомствам, которые вообще не выполняют свои показатели, — констатировала депутат регионального парламента Татьяна Есипова.
Аудиторы КСП, в свою очередь, предложили правительству Новосибирской области, в целях реализации государственной программы «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми на 2014-2020 годы», принять порядок определения объема и предоставления субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Также предложено актуализировать информацию и определить методику расчетов контрольных значений показателей по доступности объектов и услуг для инвалидов. Аудиторы также подняли вопрос о необходимости создания в регионе Ресурсного цента для инвалидов. Они предложили властям Новосибирской области обратить внимание на опыт других регионов, где такие проекты уже реализуются. В подобных центрах люди с ограниченными возможностями здоровья в одном месте могут получить все необходимые услуги в части установления инвалидности и предоставления мер соцподдержки. Это позволяет повысить информированность, качество и доступность услуг для инвалидов.
— «Пилотные» проекты «Ресурсный центр для инвалида» реализуются в Самарской области и Алтайском крае. За счет согласованных действий исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов фондов РФ (ФСС, ПФР), бюро МСЭ, протезно-ортопедического предприятия, на одной площадке находятся представители всех структур, которые необходимо посетить при установлении инвалидности и обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР), — поясняется в отчете КСП. — Ресурсный центр оказывает услуги по прохождению медико-социальной экспертизы; консультационному сопровождению граждан по вопросам установления инвалидности, обеспечения ТСР, пенсионного обеспечения, занятости, социального страхования и др.; оказывает помощь в подборе ТСР, обучение пользованию ТСР при необходимости; предоставляет ТСР во временное пользование.
По состоянию на 1 января 2018 года в Новосибирской области было зарегистрировано 193 тысячи граждан с различной степенью инвалидности. За последние три года доля инвалидов сократилась с 7,3% до 6,9%, при этом значительно увеличилась численность детей-инвалидов с 7 810 до 8 886 человек.Всего в реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (Реестр ОСИ) в 2016 году было внесено 157 объектов социальной инфраструктуры, в 2017 году в реестре отражена информация уже по 965 объектам. Из них 509 — это объекты здравоохранения, 205 — объекты культуры, 148- объекты социальной защиты населения.В ходе проведения проверки КСП минсоцразвития региона представил аудиторам (24.10.2018) Реестр ОСИ, содержащий информацию о 977 объектах. Добавлены 28 объектов культуры, 38 объектов социальной защиты населения, однако отсутствуют данные об объектах образования (в 2017 году — 54 объекта).
Согласно данным отчетов учреждений об исполнении государственных заданий, в проверяемом периоде плановые значения объема государственных услуг учреждениями выполнены в полном объеме за исключением трех учреждений в 2015 году. По расчету областной Контрольно-счетной палаты, возврату в областной бюджет подлежит субсидия в размере 12 млн руб.
Фото редакции
Видео Наталья Коробицына, Анатолий Лукьянов
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется