Штормовое предупреждение. Растут баллы ЕГЭ

В этом году вузам предстоит набирать абитуриентов по новым правилам. Президент потребовал повысить баллы ЕГЭ для поступления в вуз. Такое решение Владимир Путин принял, побывав на заседании союза ректоров.

Справка Infopro54: говорят, что единый экзамен в тестовой форме придумали французы. Хлынувшие из бывших французских колоний в Париж и его окрестности афро-иммигранты образованы были плохо, ответы на все вопросы сводились к кратким «да» и «нет» — дабы упростить их образовательный процесс разработали тестовые системы опроса, в которых умение размышлять подменялось угадыванием. К чести французов, уже через три года правительство страны, оценив, очевидно, последствия, отказалось от новшеств в своём образовании. Но тестовый бум уже пошёл «гулять» по европейским (и не только) странам. И даже, как говорят, с подачи — не больше не меньше — британской разведки, ЕГЭ внедрился и в американскую образовательную систему, подменив на долгие годы творческие способности учащихся на моторные свойства памяти. К 2001 году ЕГЭ добрался до России. В порядке эксперимента проходил сначала в нескольких регионах — Чувашии, Якутии и республике Марий Эл. С 2006 года действует по всей территории России.

Ректор Новосибирского института повышения квалификации работников образования, доктор педагогических наук Василий Синенко считает, что использование тестов содействует натаскиванию, а не формированию знаний: «Выпускников в прямом смысле «натаскивают» на решение тестов, поэтому любой возможный дополнительный или уточняющий вопрос ставит ученика в тупик».

— ЕГЭ ведь задумывался в комплексе с профильным образованием, — говорит Василий Яковлевич. — А на пути реформ, как водится, о профильном образовании забыли, и ЕГЭ остался сиротой, стал нелеп. 

В Новосибирском государственном техническом университете с доктором наук Василием Синенко не спорят по содержанию, но возражают по форме.

— Во-первых, — говорит проректор по учебной работе Анатолий Батаев, — в Новосибирской области нет прецедентов нарушений и фальсификаций результатов экзаменов. Во-вторых, то, что тема ЕГЭ у всех на слуху — тоже хороший признак, уж во всяком случае не замалчивается, обсуждается, принимаются решения. Мы хоть и скептики, но то, что движение идёт — очевидно. И мотивы такого решения понятны: государство отслеживает количественный перекос в пользу юристов и экономистов, оценивает уровень образования в коммерческих вузах, озабочено вероятностью трудоустройства с таким образованием и по таким специальностям.

В НГТУ, к слову, от повышения балла ЕГЭ для поступления неприятных сюрпризов не ждут. Здесь свой традиционно высокий балл (в этом году 68 в среднем на предмет) и столь же традиционно высокий конкурс: в технический университет стремятся поступить выпускники многих школ Сибири и Дальнего Востока.

— Те, кто выбирает своей будущей специальностью физику, энергетику, другие инженерные направления — выбирают их сознательно, по призванию. Среди абитуриентов выбирающих другие, скажем, гуманитарные направления, тоже наверняка есть желающие получить хорошее техническое образование, но сдавать ЕГЭ по точным наукам трудно, гораздо проще сдать обществознание, к примеру на 30 баллов и стать студентом. Вот здесь как раз и пригодятся такие меры, как повышение баллов, — убеждён Анатолий Батаев.

В том, что баллы ЕГЭ должны повышаться избирательно — и по направлениям обучения, и по вузам, — убеждены и в Министерстве образования и науки Новосибирской области. Начальник отдела высшей школы Светлана Малина перспективы от ужесточения требований видит сразу по трём направлениям. Первое — восстановление максимально возможного баланса между популярными у абитуриентов и востребованными на производстве специальностями:

— В 2015 году в вузах Новосибирска по всем формам обучения будет больше 11 тысяч бюджетных мест. Большая часть из них — места на инженерных и естественно-научных направлениях. А с ЕГЭ — пропорция обратная: от пятидесяти до семидесяти процентов выпускников выбирают для сдачи ЕГЭ обществознание и приходят поступать в вузы на гуманитарные специальности, — констатирует Светлана Малина.

По мнению руководителя отдела высшей школы Министерства образования Новосибирской области — ужесточение требований при поступлении в вузы может благоприятно сказаться и на системе среднего профессионального образования.

— Годы реформ и в экономике, и в образовании привели к девальвации профессионального технического образования. Его не признают ни выпускники, ни работодатели. А ведь обучение, к примеру, в Новосибирских техникумах ведётся на очень высоком уровне, специальности востребованы на предприятиях области, кроме того, есть возможность в дальнейшем получить высшее образование по ускоренной программе.

Решение о повышении баллов ЕГЭ для поступления в вузы может оказаться очень своевременным и с точки зрения демографии, — считают в министерстве образования области.

— Снижающееся с каждым годом число выпускников и увеличивающееся количество бюджетных мест на технических и инженерных специальностях, практически стопроцентно гарантирует поступление в высшее учебное заведение для абитуриентов с приличными результатами ЕГЭ, например, по физике, — подсказывает будущим студентам Светлана Малина.

Физика явно берёт реванш. Убедить будущих студентов учить химию, физику, математику должна школа. Наступает время когда техническое образование в большей степени гарантирует интересную и перспективную работу — считает профессор, академик Российской Академии наук, депутат законодательного Собрания НСО Николай Похиленко.

— В девяностые годы я тринадцать рабочих сезонов провёл в Канаде, работал со студентами и аспирантами ведущих вузов мира и абсолютно точно могу сказать, что по качеству подготовки наши специалисты значительно отличались в лучшую сторону. Было реальное образование, которое готовило людей целеустремлённых, реальных лидеров, — убеждён Николай Похиленко. — Излишняя опека, инфантилизм и, конечно, примитивная тренировочная методика ЕГЭ — отучили школьников самостоятельно мыслить, действовать и принимать решения.

Решить главную задачу этой весны предстоит более десяти тысячам выпускников нашей области и семистам тысячам выпускников страны. В задаче сразу несколько неизвестных: будущая специальность, правильный профильный предмет по выбору, способ подготовки. Можно решить её как в тесте ЕГЭ — наугад. Можно — обдуманно, творчески и на высокий балл.

 Фото: Светлана Малинина, shatterstock.com, инфографика и коллаж infopro54.ru при копировании гиперссылка обязательна

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирцам рассказали о новых законах, которые начали действовать в сентябре

Новые предметы в школах, ограничение на применение плавающих ставок по кредитам, а также увеличение госпошлин…

15 часов ago

Врач рассказала, как защитить здоровье ребенка-школьника

Важно иметь крепкий иммунитет и хорошую стрессоустойчивость.

17 часов ago

Новосибирцы готовы переплатить миллион за жилье рядом с хорошей школой

Стоимость квадрата на вторичке в таких локациях начинается от 140 тысяч рублей.

18 часов ago