Потребительская активность растёт перед Новым годом всегда. Но в этом декабре ажиотаж в магазинах начался на пару недель раньше обычного и связан, скорее, не с приятными праздничными заботами, а болезненным для всей страны падением курса рубля.
И это несмотря на то, что цены на многие товары и услуги уже выросли. Логика подорожания ясна не всегда. Что-то увеличилось более, чем в полтора раза — лучший тому пример iPhon 6, что-то — на 10—15 %. А где-то ценники ещё вообще не меняли.
— Стоимость на наши автомобили за последний месяц не менялась. Цены такие, как на сайте, — комментируют ситуацию в новосибирском Тойота Центре. — Сейчас скупают всё. В наличии автомобилей нет — они все уже проданы. Что будет в январе, не знаю. Теперь надо заказывать. Время ожидания — месяца четыре.
— Потребитель выбирает «сетевиков», которые не повышают цены до Нового года, — комментирует ситуацию Александр Морозов, коммерческий директор «Торгового дома «Столица»» (оптово-розничная торговля алкогольной продукцией). — У нас продажи идут ровно, без скачков. Некоторые импортёры останавливают отгрузку до стабилизации курса валют, либо работают по фактическому курсу по предоплате. Но у нас есть запасы. А вот розница их не делает.
Получается, что именно мелкий бизнес — те, у кого нет ни запасов, ни большой сети поставщиков, уже сегодня терпят убытки. Тот, у кого были запасы продукции, пока торгует по старым ценам и значительных изменений спроса пока не ощутил.
— Как кризис скажется на потребительской активности, можно будет сказать только в январе. Люди, в большинстве своем, всё, что хотели, успели приобрести ещё до основных скачков цен, — полагает Юлия, директор светотехнической компании. — Мы сейчас только старые заказы закрываем, от товара никто не отказывается. Конечно, покупательская активность увеличилась, но она всегда растёт перед Новым годом.
Продавцы бытовой техники уверены, что толпы покупателей и очереди к кассам в их магазинах не стоит объяснять только грядущими праздниками. Люди спешат купить товар по старой цене, потому что в январе она точно изменится:
— В прошлые годы покупали меньше, чем в этом. Хотя в декабре всегда увеличиваются продажи, — говорит Евгений, администратор магазина бытовой техники «Проспект». — Пока и товар есть, и спрос есть. Берут всё, чем торгуем: аудио- и видеотехнику, пылесосы, микроволновки, холодильники. Но перед Новым годом особенно активно покупают телевизоры. Люди, конечно, спрашивают: вырастут ли цены, когда, на сколько? Всё спрашивают, иногда даже не знаешь, что ответить.
Во многих магазинах бытовой техники нам в комментариях отказали. Ценовую политику, особенно в сетевых маркетах, конечно, диктует Москва, и местные продавцы неприятными прогнозами сегодня боятся отпугнуть покупателей. Небывалая покупательская активность в декабре, рост цен с нового года приведёт к сильному падению спроса на большинство групп продукции. Однако продавцам дорогих товаров — автомобилей, золота, недвижимости, — скорее всего, этого можно не опасаться.
— Думаю, спрос даже увеличится, прежде всего на дорогие марки: RAV 4, Highlander, LandCruiser 200, LandCruiser 150, — полагает Светлана, руководитель отдела Тойота Центра. — Наверно, люди, у которых есть деньги, пытаются их во что-то вложить.
Кредитные программы пока не работают. Как мы можем кредитовать покупателей, если не известно, какая ставка будет у банков? Мы заявки подаём, но банки приостановили выдачу кредитов и никакой информации пока не дают.
Более определённая ситуация на рынке напитков и продуктов питания. Там прайс в большей степени завязан не на курсе валют, а на темпах инфляции. А значит, можно ожидать повышения цен не более, чем на 15 %.
— В нашем сегменте, а мы ориентируемся на экономкласс, бутылка вина, допустим, за 150—180 рублей, будет на 15 рублей дороже. Считаю, что такого повышения потребитель практически не почувствует, — уверен Александр Морозов. — Последствия ощутимее будут для потребителя элитной продукции. Если бутылка виски стоила 1 200 рублей, будет порядка 2 000. Хотя тот, кто пьёт «элитку», наверно, сможет себе позволить такие напитки и с обновлённым ценником.
К сожалению, предприниматели уверены, что цены поднимутся на всю продукцию, даже произведенную в России и из отечественного сырья.
— Алкогольный бизнес вряд ли переключится на отечественную продукцию. Доллар растёт, а многие производители, которые работают за рубли, ссылаясь на повышение курса валюты, говорят, что вынуждены поднять отпускные цены. Спекуляции очевидны, — делает вывод представитель алкогольной компании. — Однако рынок успокоится — не первый раз его лихорадит. Цены поднимутся, но через некоторое время обороты продаж вернутся на прежний уровень.
— Переживали кризис и 1998, и 2008 года, выживем и сейчас. Не надо спешить, — уверена Юлия, директор светотехнической компании. — В том бизнесе, которым занимаюсь я, отечественных производителей практически нет. Товары преимущественно китайского и европейского производства. И что-то кардинально здесь изменить невозможно. Бизнес всё равно никто не закроет. Все будут искать выход из положения. Всё нормально.
И её слова, по сути, отражают настроения на рынке. Большинство предпринимателей, с которыми нам удалось поговорить, панике не поддаются. Выжидают — фиксации рубля, определённости спроса.
Впереди не просто Новый год, а новый этап — время переоценки бизнес-стратегий для предпринимателей и жизненных ценностей для потребителей.
Фото: shutterstock.com
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется