Принятию областного бюджета давно уже не предшествовало столько вопросов и дискуссий, как в нынешнем году.
На последней сессии Законодательного Собрания 25 сентября депутаты дали областному правительству месячную отсрочку на внесение проекта бюджета в региональный парламент. Месяцем отсрочки новосибирцев не удивишь. Помним, как над главным финансовым документом ломались копья в декабре, а то и в начале бюджетного года. Нынче дискуссии начались ещё задолго до того, как бюджету появиться на свет и в федеральном масштабе. Озабоченный растущим дефицитом региональных бюджетов и госдолгом субъектов, перевалившим за 1,7 трлн рублей, Минфин летом заявил, что рассматривается возможность предоставить регионам право вводить налог с продаж до 3 %, ввести местные сборы — курортные, ресторанные, сборы с торговых площадей, а также увеличить ставки водного налога, налога за пользование лесными ресурсами. Новосибирская область, к счастью, не входит в семерку регионов, где госдолг превысил размер собственных доходов. Но положение с доходами и у нас не блестящее. Если в 2012 году дефицит областного бюджета был в пределах 4,6 млрд рублей, в 2013 году он составил уже 15,8 млрд рублей, а по итогам первого полугодия 2014 года областной минфин отчитался о дефиците в 10,2 млрд рублей, размер внутреннего долга увеличился до 35,3 млрд рублей. Перспективы на будущее далеки от радужных.
— Прогноз, к сожалению, неблагоприятный. У нас пока не наблюдается улучшения экономической ситуации. Есть основания, что к концу года ряд показателей должен выровняться. Но темп роста валового регионального продукта в целом будет очень небольшим — в пределах 1,3—1,5 %. То есть экономика области пока не вышла из стадии стагнации,но ситуация и не ухудшилась, — комментировала глава министерства экономического развития Ольга Молчанова.
Введение дополнительных налогов вопрос не сегодняшнего дня, заявил, отвечая на вопрос депутатов комитета Заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, временно исполняющий обязанности первого заместителя председателя правительства Новосибирской области – министра финансов Виталий Голубенко.
— Пока этот проект на уровне рассмотрения согласительной комиссии при правительстве. Основные моменты, которые он будет содержать, — предельная ставка по налогу с продаж. На сегодня это 3 %, в июле обсуждалось до 5 %. Из налогообложения будут исключаться товары первой необходимости, ключевые социальные и жилищно-коммунальные услуги. Мы делали оценку стоимостного объёма выпадающих из под налогообложения товаров, работ и услуг на базе 2003 года, когда налог действовал в области. Получалась следующая картина. Если взять стоимостной эквивалент розничного товарооборота, под налог с продаж будет подпадать только третья часть этой величины. На сегодня розничный товарооборот — 450 млрд в год. При ставке 3 % на тот товарооборот, который не связан с товарами первой необходимости, первоочередными и социально-значимыми услугами, сумма поступлений составит 4,5 млрд. Ни в направления налоговой и бюджетной политики, ни в параметры бюджета эту тему не закладываем, так как нужны«вводяые», чтобы сделать расчёт и дальше обсуждать введение налога в публичной плоскости.
Тем не менее тема НСП среди депутатов продолжает оставаться острой, как и оптимизация бюджета, особенно накануне рассмотрения проекта закона о бюджете на 2015 год и очередную «трёхлетку».
— Налог с продаж — налог на потребление. Но налог на потребление никогда не стимулировал экономику, — на том же августовском заседании высказал свою позицию председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Николай Мочалин. — Сегодня говорят, что санкции экономику возродят. У нас было масса времени в нашем государстве с колоссальными нефтегазовыми деньгами, которые не привели экономику в чувство, в том числе сельское хозяйство. Налоговая задолженность увеличилась. Почему теперь Иван Иванович, рядовой гражданин, должен отвечать за вашу непрофессиональную работу? На сессиях не раз звучал вопрос об оптимизации расходов бюджета. При внесении изменений в бюджет об этом речь не идёт. Раздутые штаты, появление полпредов в районах, появление целых отделов по госзакупкам. Идёт резкое увеличение расходов на содержание государственной и муниципальной исполнительной власти. Наконец, третье — нужно определять приоритеты. Комитет обращался с просьбой к губернатору в отношении программ «Чистая вода» и Газификация». Есть районы, для которых эти вопросы гораздо существенней, чем, к примеру, проблема ветхого жилья. Вместо тех миллиардов, которые раньше направлялись на эти программы, сейчас резкое сокращение. При распределении средств нужно знать приоритеты, условия социально-экономического выравнивания. И будьте добры этому следовать. А все остальное от лукавого. Иначе продолжается принцип, кто ближе к телу, тот и получил. На наш взгляд это абсолютно неправильно.
С необходимостью определения приоритетов при формировании бюджета согласны все парламентарии. Расхождения только в выборе.
— Вопросом увеличения доходной части бюджета занимаемся пока слабо, — считает депутат Александр Козлов. — Довели до ручки «Сибсельмаш». Площадка есть, электроэнергия, коммуникации, железная дорога, а мы тратим деньги на ПЛП. Или завод имени Чкалова, у которого освобождаются громадные площади. Почему бы их не использовать? Нужно из бюджета поддерживать конкретных производителей, те проекты, которые дают максимальный эффект с малыми затратами, а не такие как ПЛП, на который ушли миллиарды. Был один завод литиевых аккумуляторов действующий, так и тот не работает. У правительства области должна быть чёткая программа действий по созданию новых рабочих мест, о чём говорил президент. Обязательно нужно заниматься ростом заработной платы. Юрченко этим занимался. При нём с 1 января прошлого года начало действовать соглашение о повышении минимальной заработной платы до 9 030 рублей, то есть «минималка» стала гораздо больше, чем прожиточный минимум. Как только повышаем зарплату — повышается приток НДФЛ, который даёт третью часть доходов бюджета. А налог с продаж — не выход, он ляжет на нас, жителей. Надо искать другие формы. Например, сократить привлечение дорогих банковских кредитов. Жить по средствам.
Не согласен с введением дополнительных налогов и «справедросс» Александр Замиралов.
— Предлагается повышение ставок водного налога, лесного налога. Давайте ещё так реальную экономику придавим. Один налог должен быть — на доходы физических лиц. Только сейчас он из самых нищих слоев последнее вымывает, а дельцы с миллиардами платят те же 13 %. Во всем мире действует прогрессивная шкала налога. Пока не придём к общецивилизованному подходу к налогообложению, ситуация не изменится. Рубль должен работать. Эффективность должна быть просчитана, обоснована и гарантирована жестким контролем. А не так, как в Куйбышеве на НФС. Запускали проект ценой без малого в 240 млн. Теперь пора уголовное дело запускать и посадки делать — люди ни воды не увидели, ни денег нет.
По мнению заместителя председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сичкарева, введение дополнительных сборов может повысить объём собираемых налогов только в краткосрочной перспективе.
— В дальнейшем это, скорее всего, приведёт к увеличению доли организаций, уходящих от налогообложения, повышению спроса на талантливых финансовых директоров, развитию коррупционных схем, в том числе по уходу от налогообложения. Если предприниматель чувствует, что доходность бизнеса недостаточна, он будет стараться уходить от налогов. В долгосрочной перспективе выход возможен только в открытости, доступности мер поддержки, земельных ресурсов, которые интересуют вновь открывающиеся предприятия. Президент совершенно справедливо недавно обратил внимание на непомерно высокую банковскую ставку для бизнеса, которая в разы выше, чем за рубежом. Производству на таких ставках работать просто невозможно».
Как член рабочей группы, занимавшейся разработкой областного закона об инвестиционной поддержке, Валентин Сичкарев убеждён, что бизнес интересует не столько финансовая сторона господдержки.
— Особый интерес бизнесменов, горячую поддержку предпринимательского сообщества вызвал такой механизм, как кураторство. За инвестором закрепляется куратор из правительства области, который помогает преодолеть различные административные барьеры. История известная. Выбрал предприниматель удобный с точки зрения логистики земельный участок — он не может его получить. Не может получить мощности месяцами. И так далее. Этот элемент поддержки предприниматели воспринимали как более значимый. Не надо денег — дайте возможность развиваться. Значит, система в целом работает недостаточно. Когда предприниматель приходит на территорию и говорит, я хочу вкладывать здесь деньги, ему должна быть оказана максимальная всяческая помощь, лишь бы он свои деньги вложил сюда, создал новые производственные мощности, рабочие места. А у нас надо еще побороться, чтобы свои средства разместить. И здесь надо проводить огромную работу. Это не болезнь Новосибирской области. Это система, сложившаяся в РФ. Многие эксперты говорят, что не будь украинских событий и связанных с ними санкций, влияние давно назревших структурных изменений всё равно бы привело к стагнации экономики в целом. Выходом из этой ситуации в долгосрочной перспективе могут быть только глобальные перемены. В ручном режиме ситуацию пытается преодолеть президент. Губернатор ставит задачу реиндустриализации. Главное, чтобы эта идея, воплощённая в какой-то государственной программе, не захлебнулась потом.
В ближайшее время депутатам предстоит отлаживать механизм областного бюджета. Давая правительству отсрочку с законопроектом, законодатели внесли уточнение: основные материалы по проекту бюджета должны быть в Заксобрании 20 октября, а к 1 ноября парламентарии должны иметь весь законопроект полностью. Работать над бюджетом предстоит в режиме жесткого цейтнота под прессом правительства, с одной стороны, а с другой – муниципалов, над бюджетами которых висит угроза изъятия 10 % НДФЛ.
Николай Карабанов
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей