Интервью с Дмитрием Козловским о реализации закона о капремонте. В рамках проекта «Парламентский клуб» (видео).
На сессии Законодательного Собрания Новосибирской области, которая состоялась 26 марта, депутатами был принят текст обращения к федеральным властям. Обращение касалось необходимости правового регулирования вопросов организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Мы беседуем на эту тему с заместителем председателя комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Дмитрием Анатольевичем Козловским.
Скажите, пожалуйста, какие инициативы были выдвинуты нашими парламентариями?
Сегодня мы продолжаем работу над законом о капитальном ремонте. Этот закон — самый резонансный закон в 2014 году, поскольку с августа 2014 года мы за свои дома уже платим взносы и сами будем их ремонтировать, будем накапливать эти взносы в Фонде регионального оператора. Когда мы начали работать с этим законом, мы поняли, сколько проблем здесь существует и что их нужно исправлять. И сегодня мы приняли обращение к Председателю Правительства РФ, к Президенту РФ и к Председателю Госдумы РФ, чтобы исправить отдельные моменты, с которыми мы столкнулись в работе над этим законом. В частности, самый главный вопрос — то, что денег не хватает, т.к. взнос у нас с 1 января 2015 года — 6,1 рубля, а для ремонта необходимо порядка 15 рублей за кв м. Денег не хватает и мы предлагаем рассмотреть возможность льготного кредитования на уровне Российской Федерации именно для ремонта домов. Как это будет работать? Государство должно профинансировать ремонт многоквартирного дома, а процентную ставку должны уже компенсировать власти — это то, что мы предлагаем.
Второй момент — страхование взносов от инфляции и страхование взносов от потерь вообще, если банк лопнет, где мы храним деньги. То есть это тоже механизм, который должен быть разработан на федеральном уровне, и я думаю, что это как раз проблема Правительства. Мы со своей стороны в Новосибирске, когда разрабатывали законопроект, внесли 43 поправки в тот закон, который нам рекомендовала Москва. И продолжаем до сих пор его усовершенствовать.
И третья поправка, которую мы сегодня в обращении уже приняли, и это обращение пойдет в Москву, это о переносе сроков проведения капитального ремонта без согласования собственников. То есть на сегодняшний день, чтобы перенести сроки проведения капитального ремонта, нужно обязательно согласовать этот вопрос с собственниками. На самом деле это очень важно, это принципиально, и мы эту поправку вносили. Но на сегодняшний день мы поняли, что так как денег не хватает и нужно перенести капитальный ремонт порядка пятисот домов на следующий год и мы должны это сделать с согласия собственников, то есть нужно провести пятьсот собраний — каждый дом должен дать согласие о переносе срока. На самом деле это нереально, и мы оставляем право людям самим провести собрание. Мы предлагаем Правительству разработать такой механизм, чтобы в правительстве НСО смогли самостоятельно внести изменения в региональную программу капремонта.
В целом по России собираемость взносов на капремонт составляет около 80%. Какова собираемость этих средств в Новосибирской области?
Я не знаю, откуда у вас такая информация. На самом деле в Российской Федерации собираемость намного ниже, порядка 60%. А вот как раз в Новосибирской области собираемость 80%. Есть области (Бурятская, по-моему, и Читинская), где собираемость порядка 30-40%. То, что у нас такая собираемость — это говорит о том, что мы этот закон всегда обсуждали, и с жителями, и с чиновниками, и постоянно эти проблемы депутаты Законодательного Собрания поднимают. Поэтому, я думаю, и собираемость этого сбора так высока — потому что все мы понимаем, что если мы на сегодняшний день не будем копить эти деньги, то наши дома полностью развалятся.
Тех средств, которые мы собираем, нам будет достаточно для ремонта домов, заложенных в плане на этот год? Или в бюджете подразумевается выделение дополнительного финансирования на эти нужды?
Все мы знаем, что творится с бюджетом с этом году — как и в прошлом году, постоянно сокращаются какие-то расходы. В этом году на проведение капитального ремонта из областного бюджета выделено порядка 75 миллионов рублей. Это капля в море, потому что взносов, которые мы все с вами платим в НСО, будет собрано порядка 1,5 млрд руб. или 1,7 млрд руб. А область дает только 75%. Но эти деньги тоже нужны, потому что по закону деньги со взносов не имеют права тратиться на содержание регионального оператора. Как раз эти деньги (из областного бюджета) пойдут на содержание регионального оператора, ну и часть пойдет, конечно, тоже на ремонт домов.
Что касается вашей инициативы по льготному кредитованию, вы уже прорабатывали какие-то нюансы этого вопроса (срок, на который будет выделяться кредит, еще какие-то моменты, связанные с этим)?
Понятно, что мы все боимся за свои деньги, сохранятся — не сохранятся, разворуют — не разворуют, как будет работать этот механизм, как будут проходить выборы подрядчика — еще только всё пробуем, переживаем за это. Самое главное — что нужно придумать сохранность этих средств. Я с удовольствием буду платить и 25 лет за ремонт, когда он уже сделан. Но когда мне говорят: «Ты 25 лет плати, а потом мы сделаем», — вот мы предлагаем всё сделать наоборот. И, в принципе, государство это может сделать.
Ещё одна Ваша инициатива касается защиты собранных с собственников помещений в многоквартирном доме средств от инфляции — вы предлагаете провести некое страхование аналогично страхованию банковских вкладов?
Государство у нас гарантирует сохранность банковских вкладов. А здесь мы копим деньги, и что с ними будет через 5 лет, что мы сможем сделать на них, сколько отремонтировать? Инфляция у нас сейчас ускорилась — если она раньше была 12%, сейчас она будет до 20% в год.
Но размер средств по банковскому вкладу гораздо ниже, чем то, что будет собрано по капитальным взносам.
На самом деле, на взносы, которые у нас хранятся в банках, проценты пока не начисляются. Я имею в виду те средства, которые хранятся в «общем котле» на счете регионального оператора. Если мы храним в ТСЖ на счете какого-то банка, то там можно с банком заключить договор, чтобы на эти деньги «капали» проценты. А в «общем котле» эти деньги как-то нужно сохранять, и государство должно это учитывать. Поэтому нужно разработать механизм сохранности средств от инфляции и от непорядочности банков.
Третья инициатива касается переноса сроков на более поздний период. А если, наоборот, складывается ситуация, что собственникам необходимо провести ремонт раньше того времени, который был заложен в плане?
Такие поправки мы внесли. Если, например, люди уже накопили какие-то средства, а у них крыша потекла, а ремонт крыши заложен в план, например, на 2022 год. Соответственно, можно провести общее собрание, протокол собрания принести региональному оператору, который следит за выполнением этих работ, и он сможет внести изменения.
Если он не пойдет на встречу?
Он пойдет навстречу, потому что об этом говорит закон Новосибирской области.
В настоящее время нет единой федеральной методики оценки состояния дома — этого ваши инициативы каким-либо образом касались?
Наши инициативы касались этого при разработке еще региональной программы капитального ремонта, потому что она была скомкана и сделана буквально за три месяца «на коленке», так как нужно было отчитаться перед Москвой. И были случаи, когда дома, которые уже были отремонтированы по 185-му закону (Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 21.07.2007 — прим. авт.), то были включены в новую программу. Или дома, по которым люди самостоятельно копили деньги, сами отремонтировали, они тоже попали в эту программу. Есть дома, про которые вообще забыли, а взносы они платят. Поэтом мы предлагаем эту региональную программу постоянно корректировать Правительству, с учетом мнения жителей, потому что жители лучше знают, что им вначале нужно ремонтировать. Изначально нужно соблюдать некие правила — что невозможно отремонтировать фасад, если не отремонтирована кровля. Невозможно ремонтировать сначала коммуникации, потом подвал, потому что всё опять придет в негодность. То есть, первое, нужно соблюдать технологические моменты, и второе, учитывать мнение жильцов, которое в нашем Новосибирском законе тоже прописано.
А как вы относитесь к законопроектам, которые предлагают освободить от уплаты взносов жильцов новостроек и жильцов ветхих домов, подлежащих под снос?
В Российской Федерации мы, депутаты Заксобрания НСО, первыми пришли к тому, что все-таки дома с износом более 70% нужно исключить из региональной программы — эти дома нужно просто ремонтировать за счет государства. Мы эти дома уже исключили, и в НСО будет прописана дополнительная программа ремонта этих домов. По поводу определения износа. На момент, когда программа составлялась, методики определения домов не было. Мы в 2014 году из областного бюджета выделили 75 млн рублей для того, чтобы за счет бюджета провести инвентаризацию домов, определить их износ. Методики нет, но есть методические указания Правительства РФ, на основании которых эти расчеты делаются.
Обращение, депутаты Законодательного Собрания НСО приняли, оно будет направлено федеральным властям. А что дальше, когда можно ожидать реакции на него?
На сессии было сказано, что одно дело — обратиться, другое дело — чтобы наши депутаты Госдумы от Новосибирской области курировали движение этого обращения. Потому что таких обращений в Москве, думаю, большая стопка лежит. Но надо, чтобы наши депутаты Госдумы взяли наше обращение и, как говорится, пошли по кабинетам и нашли возможность убедить своих коллег в Госдуме принять соответствующие положения, чтобы изменить этот закон. Конечно, это будет в текущем году.
Сегодня разница составляет 26 процентов
При этом цены на продажу и аренду складов растут более стабильно
Роспотребнадзор обнаружил в учреждении общепита нарушения СанПиНа
За крышевание полицейский выставил коммерсанту таксу в размере 80 тысяч ежемесячно
«Умная система» будет управлять инфраструктурными объектами кампуса
Ключевая причина — работодатели и студенты не доверяют друг другу