Гендиректор компании Golden Age, директор по маркетингу, развитию и продвижению сторонних компаний «Агентство Стратегического Маркетинга Инноваций», бизнес-тренер Александр Васенев (на фото) считает, что самой актуальной проблемой для бизнеса сегодня является сокращение издержек, а уже через год это будет дефицит профессиональных кадров.
— Александр, вы уже более 15 лет настраиваете бизнес-процессы в компаниях Сибири. Какие проблемы наиболее актуальны в настоящее время?
— Чаще всего к нам обращаются с вопросом: как добиться увеличения прибыли. В последний год эта задача расширилась: как добиться увеличения прибыли за счет снижения затрат. На втором месте находится запрос по сокращению расходов: как автоматизировать производство, как оптимизировать кадры, как определить где слабое звено и кого можно уволить, а кого необходимо удержать любым способом. Как из оставшихся сотрудников сделать команду, которая работала бы с утра и до ночи, как увеличить производительность их труда.
От торговых компаний часто поступают запросы на поиск конкурентных преимуществ. Нас просят найти варианты товаров, которые заказчик может предложить, чтобы отличиться от конкурентов, за счет которых он сможет увеличить свою прибыль
— К вам чаще всего обращаются торговые компании?
— Нет, наши основные клиенты — промышленные предприятия. Сегодня для многих из них очень актуален вопрос, как выйти на зарубежные рынки и научиться продавать свою продукцию за валюту. К сожалению, уровень производства, качество продукции, рентабельность, не позволяют большинству наших компаний расширить горизонты работы в желаемом направлении. Я помогал нескольким клиентам выйти на международные рынки, но невысокое качество продукции не позволило им наладить сбыт в большом объеме.
— Есть ли возможность скорректировать ситуацию, производственные процессы, чтобы компании все-таки смогли реализовать эту задачу?
— Здесь у нас получается замкнутый круг. Люди понимают, что для выхода за рубеж им нужно купить другое оборудование, а платить за него нужно в валюте, плюс банковские проценты по кредитам сейчас сильно кусаются. Вот и получается, что за счет падения курса рубля и низкой зарплаты наши производители получили конкурентное преимущество, но не могут им воспользоваться из-за качества продукции, отсутствия технологий и современного оборудования. Да, клиенты сетуют, говорят, что нужно было думать о покупке оборудования раньше, когда доллар стоил по 30 рублей. Это действительно позволило бы им сегодня рвануть…
— В итоге? Чем сердце успокаивается при дефиците денег?
— Мы оцениваем ситуацию на предприятии, продукцию, которую оно производит, понимаем, какие ниши внутри российского рынка она может занять. Оцениваем, что можно сделать внутри компании, как оптимизировать производство, чтобы получить больше прибыли и уже потом думать куда ее инвестировать: в обновление линий, в расширение линейки и т.д. Часть производств, где низкая прибыль, мы предлагаем отдать на аутсорсинг, формируя вокруг компании систему субконтрактов. Помогаем получить гранты и субсидии, принять участие в госпрограммах по поддержке бизнеса. То есть, мы настраиваем бизнес-процессы.
— А есть ли смысл искать аналоги оборудования, которое необходимо местным компаниям, на российском рынке?
— К сожалению, его просто нет, у нас в стране слишком сильно разрушена технологическая база. Например, одному нашему клиенту для производства нужен был двигатель с точностью шага 0,01 градуса. В России их никто не производит, нет таких технологий, заказывать их в Германии, Китае, значит потерять всю выгоду от процесса. Другому предприятию нужен был станок с точностью зазора между деталями тысячные доли миллиметра— никто в России их также сделать не может, пришлось заказывать в Германии.
— Насколько клиенты следуют вашим рекомендациям?
— А куда им деваться? К сожалению, в России ситуация такова, что большинство компаний обращается к консультантам в ситуации, когда они даже не стоят над пропастью, а уже стремительно в нее падают. Принять превентивные меры, задуматься о том, что нужно «подстелить соломку» заранее, готовы единицы.
— Если сейчас посмотреть на перспективу, то какие проблемы, по вашим оценкам, могут возникнуть завтра и что нужно сделать, чтобы их избежать?
— Сейчас компании активно оптимизируют персонал, увольняют профессионалов, которые необходимы им для развития. Думаю, что уже через год-другой самой серьезной будет проблема дефицита хороших управленцев: их либо уже кто-то из российских конкурентов перехватит, либо перекупят западные компании, так что мы прогнозируем кадровый голод. Как говорится, людей много — профессионалов нет. Об этом компаниям нужно думать сегодня, когда они проводят оптимизацию. Нужно оценивать, как привлечь или удержать людей, возможно, за счет нематериальных стимулов, например, более высокой должности, чтобы удержать ценных специалистов. Потому что кризис закончиться, и в выигрыше останутся те, у кого будут работать профессионалы.
Фото: из личных архивов
Юлия Данилова
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется