Переработка в сельском хозяйстве может быть выгодной

Для развития АПК главное — желание работать.

Василий Розенталь — новый парламентарий Новосибирской области, пришедший на смену Максиму Кудрявцеву от избирательного округа №2 Чистоозерного района. Он рассказал о текущем состоянии животноводческих предприятий района и перерабатывающей промышленности в отрасли АПК.

— Василий Александрович, вы долгое время работали председателем производственного сельскохозяйственного кооператива имени Мичурина и знаете, как эксперт, что сейчас происходит у аграриев. Актуальная ли проблема залежных земель?

— Вы знаете, я не скажу, что у нас много брошенных земель, наоборот, активно развивается фермерское хозяйство. Есть у нас победители областного соревнования, например, Мурат Бапанов получил 32 центнера зерна с одного гектара земли. На уровне области даже не поверили в этот случай, приезжала комиссия, проверили, все сошлось. В Чистоозерном районе в принципе много настоящих фанатов аграрной промышленности, которые действительно фермеры по образу жизни.

А вообще, как руководитель аграрного предприятия, я считаю, что фермер считается полноценным лишь в том случае, если он занимается животноводством.

— В прошлом ваше предприятие было коллективным хозяйством и функционирует больше 60 лет. Много ли таких хозяйств в Чистоозерном районе?

— Примерно шесть хозяйств. Наше производство организовано на паях, в том числе, речь идет и о земляных долях. Правда, мы очень долгое время оформляем предприятие в собственность, но к этому идем, скоро закончим. Проблемы есть, все зависит от людей. Если дольщик умирает, надо организовать собрание и менять устав, менять доли. То есть, тоже свои трудности.

А в целом, знаете, куда бы я ни приехал, рассказываю о своем «колхозе», и люди удивляются, что он еще существует. Действительно, эта форма собственности крайне непопулярна, в Чистоозерном районе только два колхоза, остальное — ООО и ОАО.

— А как решается вопрос с переработкой сельхоз продукции? Сегодня постоянно поднимается вопрос о том, что нужны перерабатывающие мощности, чтобы за пределы региона вывозить не сырье, а готовый продукт с добавленной стоимостью…

— Не думаю, что эта проблема стоит остро. У нашего колхоза есть свое маленькое перерабатывающее предприятие, где мы занимаемся переработкой молока. То есть, там мы получаем кефир, творог и сметану. Помнится, по этой проблеме четыре года назад проводился семинар, где аграрии Новосибирска высказывали свое мнение. Тогда мы приехали с зоотехником и, послушав других, созрели до того, чтобы создать собственный завод. В декабре 2012 года мы уже закончили оформлять документацию, нам привезли аппаратуру на 3 тыс литров молока. Теперь завод успешно функционирует, дает прибыль в 2,5 миллиона рублей в год, на нем работает 6 человек, и потребности поселка мы полностью закрыли одним этим предприятием.

— Есть ли планы расширяться и выходить за пределы поселка?

— Чтобы расширяться, нужны дополнительные мощности, а пока у нас нет таких возможностей. Это не так просто, как кажется — удержаться на рынке. Но мы стараемся. И я бы не побоялся сказать даже Юрий Федоровичу Бугакову (глава ЗАО «Племзавод «Ирмень»), что наша продукция вкуснее.

В целом, небольшие перерабатывающие сельхозпредприятия, на мой взгляд, могут давать хорошую рентабельность. Не знаю, по какой причине закрыли аналогичный маленький завод в Краснозерском районе. Я заезжал, интересовался их модулем, подумывал взять их аппаратуру, которая обрабатывала десять тонн молока, это позволило бы увеличить наши мощности. Пока вопрос не решен.

— Как вам удается обходиться без пальмового масла?

— У нас все живое. И по цене мы спокойно конкурируем, потому что сами выращиваем своих коров, сами контролируем весь процесс, нам просто это не нужно. При этом все процессы на производстве у нас автоматизированы.

— Сыр не собираетесь делать?

— Нужно осваивать новую технологию, так что пока не планируем. Главная проблема в том, что технологов с достаточной квалификацией для развития такого производства на селе нет, везде самоучки. Дефицит кадров сдерживает реализацию подобных проектов.

— Ваше перерабатывающее оборудование уже окупилось?

— Нет, мы его брали в лизинг несколько лет назад. К 2020 году планируем выйти на самоокупаемость. Считаю, что это — приемлемый срок.

— Вы сказали, что настоящий фермер не может без животноводства. Сейчас многие жалуются на проблемы с забоем скота, на то, что в регионе недостаточно скотобоен. Есть у вас в районе проблемы и с новым регламентом?

— У нас никогда не было проблем с забоем скота. У нашего предприятия есть 2 бойни в Чистоозерном районе, они обе специализированы, подчиняются установленному регламенту.

— Что, на ваш вглдяд, мешает более активному развитию предпринимательства на селе?

— На мой взгляд, совершенно ничего. Были бы руки да желание, а остальное приложится.

Фото: пресс-служба Заксобрания области

Анна Калинина

tkrasnova

Recent Posts

Штрафы до 60 млн грозят «легализаторам» мигрантов в Новосибирске

Ужесточение ответственности за подделку документов для нелегалов приняли в Госдуме

1 час ago