Регионы настаивают на сохранении федерального софинансирования ЖКХ

Депутат Законодательного собрания Дмитрий Козловский принял участие во всероссийском заседании по вопросам ЖКХ и настаивает на продолжении федеральной программы по расселению из ветхого и аварийного жилья. Его поддержали представители 76 регионов России. 

Продлить финансирование регионов любой ценой 

— Дмитрий Анатольевич, в Новосибирске проходило всероссийское совещание по вопросам ЖКХ, какие актуальные вопросы рассматривались в его рамках?

— Последнее совещание прошло в 2014 году в Челябинске, собрались люди со всей России, так или иначе связанные с ЖКХ. Главная цель регионов, представленных на этом совещании — донести до Москвы просьбу, чтобы федеральная программа переселения из ветхого и аварийного жилья работала как можно дольше. На сегодняшний день, согласно ФЗ №185, окончание программы запланировано на 1 января 2018 года. Это не устраивает многие регионы. Для примера, в Новосибирской области с 2008 по 2012 год было отремонтировано дома на сумму 7 млрд рублей, 3 млрд дала Москва, Федеральный Фонд модернизации ЖКХ. Наша область после 2013 года провела инвентаризацию и выяснила, что требуется еще 20 млрд рублей на расселение из ветхого и аварийного жилья. У нас в регионе выявилось множество домов, чья сдача датирована между 1920-1945 годами, и самостоятельно Новосибирская область 20 млрд рублей не вытянет при любом раскладе. Поэтому в данный момент главная моя задача, как депутата Законодательного собрания — достучаться до коллег федерального уровня, до министерства ЖКХ, чтобы эту программу продлили.

— Вы обращались с этим вопросом на федеральный уровень раньше?

— Естественно. Мы с коллегами неоднократно обращались с этим вопросом в Государственную Думу, писали премьер-министру, чтобы этой программе увеличили финансирование, и я думаю, что Новосибирская область — не единственный регион с такой инициативой. И я узнал, что многие регионы писали подобные обращения, поскольку потребность в финансировании этого вопроса очень большая.

— Какие впечатления у вас остались после этой дискуссии? Что говорили московские чиновники?

— Как мне показалось, скажу откровенно, большие московские гости, министры и начальники, что приехали к нам, имели одну цель — убедить регионы, что после 2018 года программа не должна существовать. Мол, мы ее запустили, помогли субъектам, все работает, а теперь все сами делайте. Это совсем не коррелирует с интересами всех 76 регионов России. И после того, как я высказался о продлении федеральной программы, весь зал зааплодировал, меня поддержала вся Россия. Это было очень приятно.

Константин Цицин (генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ— ред) в ходе мероприятия сказал, что все реплики, все выступления участников будут записаны и проанализированы, и таким образом регионы смогут передать свои предложения на федеральный уровень, чтобы судьба программы решилась в ближайшее время.

Инициатива в этом опросе важна еще и потому, что у нас на повестке дня стоит вопрос о капитальном ремонте домов с износом более 70%. Это региональная новосибирская программа, и, разумеется, финансирование этой программы идет из бюджета области, никакой помощи из федеральной казны по ней нет. 

Капитальный ремонт — болевая точка многих регионов 

— Что еще происходило на конференции, кроме рассмотрения этого вопроса?

— Регионы обменивались опытом, рассказывали о собственных удачных решениях в сфере ЖКХ. Выступали представители из Казани, Башкортостана, демонстрировали графики реализации программы расселения из ветхого и аварийного жилья, смотрели, в каком регионе эта программа «хромает» больше всего. Новосибирская область везде на хорошем счету, стабильно входит в первую десятку по реализации ключевых программ по ЖКХ.

— Может ли Новосибирская область поучиться чему-то у других регионов?

— Не совсем, ничего нового я так и не услышал. Когда Казань говорит нам, что, мол, мы так хорошо работаем, начали расселение с 1999 года, я, конечно, смотрю, головой киваю, но не особо верю в их управленческие решения. Если сравнить бюджет Татарстана и Новосибирской области, то можно увидеть, что у Татарстана расходы на коммунальную сферу в несколько раз больше, и эти деньги идут из местного бюджета. Это то же самое, что сравнить нас с Москвой и Санкт-Петербургом. У них тоже все хорошо, программа идет лучше всех. Одно дело иметь много денег, а совсем другое дело — организация работы. Именно по уровню управленческих решений и организации работы Новосибирская область на хорошем счету.

— Какие еще проблемы обсуждали регионы?

— Очень важный вопрос прозвучал в рамках конференции — собираемость налога на капитальный ремонт. В Новосибирской области показатель собираемости составил порядка 70%. Я знаю, что есть регионы, где собираемость едва достигает 40%. Исполнение программы капитального ремонта идет пока плохонько, если говорить об этом мягко. Но правительство Новосибирской области делает со своей стороны все возможное, чтобы этот процесс подстегнуть и ускорить.

— Почему вы считаете, что исполнение пока оставляет желать лучшего?

— Потому что программа была составлена, как говорится, «на коленке», очень быстро, и было очень много домов, которые не учитывались, например те, чьи ремонт был сделан когда-то. Неправильно были распределены виды работ по годам. Например, сначала дому сделали фасад, потом через три года — крышу, ну а технологически так поступать нельзя, ремонт надо начинать с кровли. Поэтому планируется ввести «комплексность»: подрядчик, заходя на объект, обязан будет выполнить четыре вида работ. Это очень удобно для жителей дома.

Кроме того, наш парламентский комитет по ЖКХ встречался с отделочниками, и они наметили множество проблем, которые существуют из-за программы. Одна из них: жители третьего этажа, например, не пускают менять стояк из-за того, что у них сделан ремонт. Собственников понять можно, поскольку компенсации за разрушения не предусмотрены ни в жилищном кодексе, ни в региональном законодательстве. А сами понимаете, какой резон менять стояк у всего дома, если не дают на третьем этаже. Я думаю, что в ближайшее время программа будет доработана, срок программы увеличен еще на 5 лет, поэтому мы сможем исправить, руководствуясь опытом, исправить эти ошибки. 

Строители по-прежнему не хотят ремонтировать дома 

— Хватает ли сегодня денег, исполнителей программы капитального ремонта?

— Денег хватает, а вот строителей — нет. У подрядчика много проблем с текущими условиями программы. Например, они только полгода оформляют документы, чтобы начать ремонт, который стоит, предположим, 1 миллион рублей. Дальше они обязаны отдать аукционный сбор в размере 20% от стоимости тендера, а затем еще дать предоплату в размере 30% от стоимости, и вот они за эти 300 тысяч делают весь дом на 1 миллион рублей, то есть, за свои деньги, и только потом с ними рассчитываются. И то деньги перечисляют только через полгода после подписания акта приема. Естественно, строители отказываются приходить и заниматься капремонтом, поскольку видят, что все это — волокита, очень завязанная на документообороте. Поэтому у депутатов Законодательного собрание есть предложение к министерству ЖКХ, к фонду ЖКХ — базировать документооборот на принципе одного окна. Чтобы не строители бегали и оформляли документы, а чиновники. Чтобы подрядчик все собрал, сдал в одно окно и принялся за работу. Этот принцип мы планируем реализовать в 2017 году.

— Не так давно на профильном комитете Законодательного собрания поднимался вопрос, что собранные средства для капитального ремонта так и не были освоены в 2015 году. Как складывается ситуация в 2016 году?

— В этом году отчет мы еще не заслушали, но я думаю, что ситуация почти не поменялась, хотя и есть локальные улучшения. Депутаты тоже пытаются помочь фонду, помочь министерству ЖКХ, но все упирается в проблему отказа строителей заниматься капитальным ремонтом.

— Скажите, по вашим оценкам, программа капитального ремонта будет выполнена в этом году?

— Если судить по словам представителей фонда ЖКХ и мэрии Новосибирска, то да, должны выполнить запланированные показатели.

— Весной вы предлагали добавить поправки в программу капитального ремонта. Они были реализованы?

— Реализованы поправки по ремонту лифтов. Все остальные — в процессе. Это непросто, поскольку депутаты Законодательного собрания должны выступить с инициативой, обратиться к депутатам Госдумы, а они в свою очередь должны внести поправки в Жилищный кодекс.

— Губернатор недавно озвучил предложение увеличить стоимость капитального ремонта в 2017 году на 35 копеек. По вашему мнению, насколько это целесообразно?

— Если сравнивать с другими регионами, стоимость в Новосибирской области капитального ремонта можно считать средней. Увеличить стоимость ремонта на 35 копеек предлагали еще в 2014 году из-за инфляции. Я думаю, что повышать надо, но в то же время нужно более ответственно подходить к тем деньгам, которые мы отдаем сейчас, чтобы справляться с нормативами и задачами, которые утверждаются каждый год. Чтобы все запланированные дома были сделаны. 

Что будет с домами, изношенными на 70%? 

— Вы упоминали о домах с износом более 70%. Депутаты Законодательного собрания лоббировали эту тему неоднократно. Недавно было анонсировано, что правительство региона разработает программу для этих домов в первом квартале 2017 года.

— Да, и еще год назад правительство должно было подготовить эту программу. Но так как основная программа капитального ремонта домов была плохо сделана и требовала множество доработок, все были заняты этим вопросом. Сейчас правительство увеличило срок программы капитального ремонта, скорректировало ее. Сейчас разберет программу по пунктам, представит снова Законодательному собранию, и тогда рассмотрим вопрос и об 70% износе.

— Когда планируется принять эту программу?

— Неизвестно. Это должно было произойти год назад. Единственное, что удалось сделать для жителей домов, чей износ был больше 70%, это добиться того, чтобы собственники не платили за капитальный ремонт. Это было закреплено постановлением губернатора.

— Была инициатива привлекать средства собственников квартир в этих домах, где износ более 70%. Как это будет реализовано? Ведь жители в основном считаются малоимущими.

— Это всего лишь предложение, один из вариантов. Законодатели больше склоняются к другой стратегии. Если дом старый, и проживают в нем только пенсионеры, то ремонт будет делаться за счет бюджета области. Специальная комиссия будет решать, стоит ли ремонтировать дом или лучше его снести. Будет проведена техническая инвентаризация, посмотрим, в каком они техническом состоянии, и затем последует решение.

Кроме того, постановлением губернатора были освобождены от уплаты взносов в капитальный ремонт новые дома — три года собственники квартир не платят. В связи с этим была еще одна инициатива от депутатов Законодательного собрания — продлить этот срок до 5 лет. На этот счет ведутся переговоры. Мы хотим предложить губернатору освободить новостройки, поскольку гарантийный срок, который дают сами строители — 5 лет. И если возникнут какие-то поломки, застройщик сам должен устранять их за свой счет. Сейчас в области 21 тысяча собственников домов, чей срок эксплуатации не превышает 3 лет. Если мы продлим до 5 лет, то программа охватит порядка 35 тысяч жителей.

— Когда планируется вынести это предложение в правительстве?

— На ближайшем профильном комитете будем обсуждать.

— Законодатели неоднократно выносили на обсуждение вопрос об ответственности подрядчика за ремонт. Есть какие-то изменения здесь?

— Пока никаких изменений нет. Почему? Строители итак полгода оформляют бумажки, делают за свои деньги ремонт. При такой ситуации трудно что-то еще с них требовать.

— Звучала ли на Всероссийском совещании по вопросам ЖКХ оценка федерального Фонда модернизации ЖКХ? Предлагали ли реформировать его деятельность?

— На самом деле, фонд прекращает свою работу в 2018 году. В самом начале заседания московские чиновники нам сказали, чтобы регионы не просили денег из федерального бюджета. Я предложил другой вариант: не надо нам денег, просто продлите действие закона о переселении из ветхого и аварийного жилья. Через этот срок экономика в стране поменяется, и вы сами поймете, что без денег федерального фонда, без его работы программа сноса аварийного жилья просто умрет. Федеральный фонд отчитывался тоже, по итогам понятно, что хорошо работали, и только Новосибирской области они перечисляют 30-35% от тех денег, что вложены в эту программу. Это огромные средства.

— Аудиторы контрольно-счетной палаты докладывали в сентябре о том, что стабильно выявляется много нарушений в ходе переселения из ветхого и аварийного жилья. Как их можно предупредить?

— Контрольно-счетная палата делает проверку не только для депутатов, но и для правительства, чтобы представители его слушали и делали соответствующие выводы. Правительство самостоятельно исправляет эти ошибки и замечания, а потом нам отчитывается об этом. Получив конкретные прецеденты, правительство может сделать поправки в постановление, чтобы в будущем уже это не повторялось. 

С точечной застройкой покончено

— Министерство ЖКХ Новосибирской области планирует в 2017 году заложить 120 миллионов рублей только для Новосибирска на решение проблем застроенных территорий. Правительство сообщает, что это позволит увеличить долю муниципалитета в реализации таких проектов, тем самым повысив заинтересованность инвесторов. На ваш взгляд, насколько это реально?

— Это правильное решение, неоднократно поддержанное депутатами Законодательного собрания. Это говорит о том, что прежде чем продавать какие-либо привлекательные земли, нужно обеспечить их коммуникациями, тем самым сократив стоимость квадратного метра для инвестора. Сам район станет более привлекательным для инвестиций, и мы получим более конкурентную среду на торгах за этот участок просто потому, что хороший участок привлечет больше строителей, которые будут соревноваться между собой на аукционе. У области появится больше шансов заработать на аренде земель.

— Не так давно профильный комитет встречался со строителями, которые озвучили базовые условия для освоения застроенных территорий. Назывались ли какие-то новые условия? Есть ли какие-то подвижки в сторону инвесторов?

— Собственно, почти ничего кроме коммуникаций. Кроме того, скорее следует поговорить о точечной застройке, с которой город долго боролся, и эта борьба, наконец, закончилась. Но это произошло не по решению правительства и Законодательного собрания, а потому что уже негде строить, все детские площадки и парки уже застроили. Остальные социальные объекты и зеленые зоны охраняются волевым решением властей. Следовательно, строители перейдут на застроенные территории.

Фото: Ростислав Нетисов

Анна Калинина

tkrasnova

Recent Posts