Банки ожидают сохранение этой тенденции и в первом полугодии 2017 года. Об основных тенденциях, сформировавшихся на банковском рынке региона в 2016 году и в экономике области рассказывает заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Артур Музяев.
— Артур Валерьевич, каков корпоративный кредитный портфель в Новосибирской области по итогам 2016 года? Какова динамика его изменения?
— Портфель кредитов нефинансовых организаций за прошлый год вырос на 5 млрд рублей до 258 млрд рублей. Поддержку положительному тренду оказало улучшение деловой активности и политика банков по смягчению ценовых условий кредитования в среднем на 1,3 пп. Крупный бизнес, рост в котором позволял наращивать портфель в течение прошлого года, практически исчерпал свой кредитный потенциал.
— Каков кредитный портфель малого бизнеса в банковской системе Новосибирской области по итогам 2016 года?
— Одной из стратегических опор экономики Новосибирской области традиционно является МСП. Именно эта категория заемщиков к концу 2016 года воспользовалась возможностями, предоставленными банковским рынком, и расширила объемы заимствований на 17%, что в конечном итоге позволило увеличить портфель кредитов с 67 до 74 млрд рублей. Стоимость кредитов для субъектов МСП снизилась к декабрю до 13,6%, то есть почти на 2,9 пп. за год.
— Как в регионе менялся спрос на займы в отраслевом разрезе?
— Если в определенном упрощении под спросом понимать объем кредитования, то в два и более раза увеличился спрос на кредиты в видах деятельности, которые статистически принято относить к прочим. Наш анализ показывает, что это, прежде всего, предприятия, связанные с гособоронзаказом. В сопоставимых темпах увеличился спрос со стороны добывающих компаний. Примерно в 1,7 раза больше, чем в 2015 году, кредитов получили предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, а также бизнес-структуры, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом. Торговые организации примерно на 13% увеличили объемы заимствований в банках по сравнению с 2015 годом. Рост мог быть и выше, однако снижение оборота розничной торговли в области, начавшееся в 2015 году, сдерживало возможности по привлечению новых кредитов. Отложенный спрос населения на жилье сказался на состоянии рынка недвижимости и динамике цен. Как результат: потребность строительных организаций в кредитах снизилась более чем на треть (на 37%).
Конечно, такие оценки спроса во многом условны, поскольку объем кредитования — это показатель только реализованного спроса. Нереализованный банками спрос, выраженный в объеме поступиших, рассмотренных, но отклоненных кредитных заявок, в официальной банковской отчетности не отражается.
— Как менялась просрочка, в том числе в отраслевом разрезе?
— Наиболее уязвимыми с позиции влияния конъюнктуры рынка остаются строительный бизнес, сфера торговли, а также компании по производству неметаллических минеральных продуктов. Именно в этих направлениях бизнеса сохраняется тренд на ухудшение обслуживания кредитных долгов. В целом у бизнеса в течение года доля просрочки увеличилась с 9% до 12%. Учитывая рост кредитного портфеля и объемов новых выдач, уровень просрочки за 2016 у населения и субъектов малого и среднего предпринимательства снизился до 9,1% и 11,6% соответственно.
— Отмечаете ли вы повышение интереса в регионе к инвесткредитам по корпорату и малому бизнесу?
— Да, доля долгосрочных кредитов в 2016 году у предпринимательского сектора Новосибирской области увеличилась с 34,5% до 37,1%. Интерес к долгосрочным кредитам есть и у банков, особенно если инвестиционные проекты «жизнеспособны» и дополнительно поддерживаются государством.
— Наблюдался ли переток клиентов из комбанков в госбанки?
— Таких тенденций по области мы не видим, а вот «переток» вкладов в рублевую зону произошел — валютная составляющая сократилась с 16,2 до 12,1%. В целом по области вклады населения за прошлый год увеличились на 49 млрд рублей до 421 млрд рублей.
— Какова ситуация с депозитами юрлиц — каков портфель по итогам года и какова динамика? Как менялись ставки?
— В кредитных учреждениях бизнес области разместил 59 млрд рублей депозитов. Прирост за 2016 год — около 5%. При этом банки в январе 2016 года принимали средства под 9,8% годовых, а в декабре — под 9%.
— Как в целом изменилось настроение бизнеса в регионе (по мониторингу ЦБ)? Какие новые тенденции на рынке вы заметили?
— В последние месяцы 2016 года большинство предприятий оценивали свое экономическое здоровье как удовлетворительное. Ухудшение отметили предприятия, осуществляющие: транспортировку и хранение, строительство, а также операции с недвижимым имуществом. Увеличилась доля предприятий по производству неметаллической минеральной продукции и пищевых продуктов, отметивших снижение загрузки своих мощностей. В торговле, сельском и лесном хозяйстве, электроэнергетике, ремонтных и монтажных предприятиях ситуация, напротив, улучшилась.
В конце года, по данным наших опросов, улучшилась ситуация с товарооборотом. Опросы банков показали с осени прошлого года рост спроса на долгосрочные кредиты со стороны всех категорий заемщиков. Банки ожидают сохранение этой тенденции и в первом полугодии 2017 года.
— В чем, на ваш взгляд, для региональной банковской сферы и ее клиентов выражается новая экономическая реальность?
— Новая экономическая реальность — это не более чем модное сейчас понятие. Какой-то точки отсчета во времени или территориальных границ это понятие, на мой взгляд, тоже не имеет. Наверное, оно просто помогает привыкнуть и приспособиться к изменившимся внешним факторам. Эти факторы сейчас стабильны, мы не раз обсуждали их с коллегами из бизнес-среды. Сейчас уже понятно, что период адаптации к новым условиям работы, возникшим в 2014-2015 годы, у банков прошел. Проблемы в развитии экономики региона сохраняются, банковская инфраструктура на основе этого планирует свою работу уже на длинном горизонте.
У банков в Новосибирской области есть возможности увеличивать кредитование. Теперь многое зависит от кредитоспособности самих заемщиков. Понимание, что рост кредитной поддержки экономики теперь будет только на качественной основе, есть и у банков, и у клиентов. Конкуренция банков за клиентов посредством процентных ставок для повышения привлекательности своих условий кредитования исчерпала себя. Инвестиционная активность ограничена, и бизнес осторожен в своих воспроизводственных решениях вне зависимости от стоимости кредитных ресурсов. Это означает, что повышенный уровень конкуренции за качественного клиента, поиск уникальных маркетинговых предложений банковских услуг, внедрение финтеха и повышение за счет этого своей эффективности станут теперь постоянными элементами стратегии банков на региональном рынке.
Фото: пресс-служба Сибирского ГУ Банка России
Собственники квартир на вторичном рынке менее охотно двигаются по цене
Любимые всеми напитки снижают усвоение железа из-за полифенолов в составе
В эти дни в городе ожидается безветренная погода
При этом, количество выданных новых кредиток сократилось на 20%
Налоговики подали иск о банкротстве компании
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей