Вопросов к новому механизму утилизации твердых коммунальных отходов, по-прежнему, очень много. Не удивительно, что вступление в действие федерального закона № 89-ФЗ опять переносится, констатирует зампредседателя комитета по строительству, ЖКХ и тарифам регионального парламента Вадим Агеенко.
— Вадим Алексеевич, какие проблемы, на ваш взгляд, наиболее актуальны в связи с введением в действие №89-ФЗ?
— Федеральный закон 89-ФЗ в 2015 году кардинально изменил механизм обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в РФ. Теперь это коммунальная услуга, а не составляющая содержания жилья, поэтому она будет по другому обслуживаться и оплачиваться. В каждом субъекте федерации появится региональный оператор, который должен с каждого собственника жилья собирать оплату за утилизацию ТКО, а так же организовать единую сеть для утилизации отходов и организовать все работы. Это называют коммунальной революцией, когда из обычной услуги по содержанию жилья — подмести двор, собрать мусор, вывести его с территории и т.д. — в Москве решили сделать коммунальную услугу.
В Новосибирской области территориальная схема обращения с отходами утверждена в сентябре 2016 года. На ее примере мы хотим разобраться, как в регионе планируется организовать сбор, транспортировку и утилизацию ТКО. Насколько это будет экологически правильно, экономически выверено и организационно доступно для населения и организаций, которые работают в сфере ТКО.
В целом вопросов к системе утилизации ТКО много, в том числе на уровне федерации. Не зря в Москве уже несколько раз отодвигали вступление в силу данного законопроекта.
Лично я считаю, что это ошибка государства — вывести утилизацию мусора из содержания жилья и сделать ее коммунальной услугой. Во-первых, при существующей системе регистрации организовать сбор с каждого человека будет практически невозможно. Во-вторых, супер-централизация полномочий у одного оператора, который должен будет обеспечить реализацию такой сложной коммунальной услуги как вывоз ТКО, мне кажется организационно будет не выполнима. Сегодня исполнителями этой услуги является очень много УК, ТСЖ и ЖСК, которые работают на территории города и области, организационно и юридически отвечают за этот вопрос. А как с этой задачей справится один оператор? В-третьих, есть вопрос с экологической точки зрения по организации схемы транспортировки мусора на полигоны. Она составлена таким образом, что два- три района области объединяются в один кластер и везут отходы на один полигон. Самый крупных из объединенных кластеров — Новосибирский, в который включаются пять районов области и пять городов. С этих огромных территорий будет организовываться сбор и транспортировка мусора всего на два полигона, которые планируется построить в районе сел Раздольное и Верх-Тула. Насколько это выгодно с экономической, транспортной и организационной точки зрения — нужно смотреть.
— А какие вопросы возникают у участников процесса утилизации мусора?
— Прежде всего это вопрос «сколько будет стоить эта услуга»? Раньше она была включена в содержание жилья и стоила 3-3,5 рубля с кв метра — 58-60 рублей с человека. Государство регулировало только процесс захоронения. Сбор и транспортировка были в рынке. Сегодня предполагается, что должен быть единый регулируемый тариф на сбор, транспортировку, обработку и захоронение ТКО, который должен установить департамент по тарифам. Но, никто сегодня не может сказать сколько будет стоить утилизация мусора в совокупности. Если она подорожает в 2-2,5 раза, то это может вызвать социальное напряжение в обществе.
Формально с 1 января 2017 года мы уже должны жить по-новому, получить единый норматив. И поэтому поводу очень много вопросов у местных администраций, председателей районных советов на которых ложатся обязательства по организации работы, а также ответственность, в том числе, в части экологической безопасности.
В Москве понимают непродуманность и недоделанность шагов и поэтому уже неоднократно переносят принятие законопроекта. И в правительстве РФ, и в администрации президента понимают, что документ необходимо прорабатывать более глубоко и кавалерийским наскоком все проблемы не решить. Мы в региональном парламенте также будем прорабатывать тему на рабочих группах и круглых столах, затем вынесем ее на рассмотрение комитета и потом сессии Заксобрания. По итогам круглого стола планируем подготовить рекомендации правительству по реализации новых положений работы с ТКО.
Хочу подчеркнуть еще один момент. Сейчас складывается впечатление, что № 89-ФЗ смотрится как коммерческое предложение, нацеленное на то, чтобы дать кому-то заработать на утилизации мусора. Он не выглядит как реальная забота о том, чтобы были чистые дворы, не оценивает будет ли такой вариант утилизации приемлем для населения или нет. С законопроектами в сфере ЖКХ такое происходит достаточно часто. Например, заказной или коммерческий характер, на мой взгляд, носит № 261-ФЗ по энергосбережению в рамках которого население обязали установить в квартиры электросчетчики, а также обязали заменить лампы накаливания на энергосберегающие. Он был направлен на то, чтобы на этих нововведениях заработали фирмы, которые производят счетчики и лампы.
— Можете рассказать, как идет работать над рассмотрением концессии по мусороперерабатывающим заводам?
— Пока только схематично: завышены объемы по утилизации ТКО — 400 тыс тонн в год, завышены расчеты по валовой выручке. Кроме того, уже сейчас очевидно, что с 2017 года бюджет может быть вынужден заплатить концессионеру 100 млн руб недополученных доходов, что совершенно не обосновано. Более детально мы обсудим эту ситуацию публично после завершения работы.
Фото: Ростислав Нетисов
После заявлений Кайсарова в Госдуме РФ его окрестили маргиналом
Он считает его одним из любимых городов
На это им отводится десять рабочих дней
Последнюю свободную локацию на первой линии Дуси Ковальчук начал осваивать застройщик
Ужесточение ответственности за подделку документов для нелегалов приняли в Госдуме
Работы должны были быть выполнены до 15 декабря