Утилизация ТКО требует системного подхода

Вопросов к новому механизму утилизации твердых коммунальных отходов, по-прежнему, очень много. Не удивительно, что вступление в действие федерального закона № 89-ФЗ опять переносится, констатирует зампредседателя комитета по строительству, ЖКХ и тарифам регионального парламента Вадим Агеенко.

— Вадим Алексеевич, какие проблемы, на ваш взгляд, наиболее актуальны в связи с введением в действие №89-ФЗ?

— Федеральный закон 89-ФЗ в 2015 году кардинально изменил механизм обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в РФ. Теперь это коммунальная услуга, а не составляющая содержания жилья, поэтому она будет по другому обслуживаться и оплачиваться. В каждом субъекте федерации появится региональный оператор, который должен с каждого собственника жилья собирать оплату за утилизацию ТКО, а так же организовать единую сеть для утилизации отходов и организовать все работы. Это называют коммунальной революцией, когда из обычной услуги по содержанию жилья — подмести двор, собрать мусор, вывести его с территории и т.д. — в Москве решили сделать коммунальную услугу.

В Новосибирской области территориальная схема обращения с отходами утверждена в сентябре 2016 года. На ее примере мы хотим разобраться, как в регионе планируется организовать сбор, транспортировку и утилизацию ТКО. Насколько это будет экологически правильно, экономически выверено и организационно доступно для населения и организаций, которые работают в сфере ТКО.

В целом вопросов к системе утилизации ТКО много, в том числе на уровне федерации. Не зря в Москве уже несколько раз отодвигали вступление в силу данного законопроекта.

Лично я считаю, что это ошибка государства — вывести утилизацию мусора из содержания жилья и сделать ее коммунальной услугой. Во-первых, при существующей системе регистрации организовать сбор с каждого человека будет практически невозможно. Во-вторых, супер-централизация полномочий у одного оператора, который должен будет обеспечить реализацию такой сложной коммунальной услуги как вывоз ТКО, мне кажется организационно будет не выполнима. Сегодня исполнителями этой услуги является очень много УК, ТСЖ и ЖСК, которые работают на территории города и области, организационно и юридически отвечают за этот вопрос. А как с этой задачей справится один оператор? В-третьих, есть вопрос с экологической точки зрения по организации схемы транспортировки мусора на полигоны. Она составлена таким образом, что два- три района области объединяются в один кластер и везут отходы на один полигон. Самый крупных из объединенных кластеров — Новосибирский, в который включаются пять районов области и пять городов. С этих огромных территорий будет организовываться сбор и транспортировка мусора всего на два полигона, которые планируется построить в районе сел Раздольное и Верх-Тула. Насколько это выгодно с экономической, транспортной и организационной точки зрения — нужно смотреть. 

— А какие вопросы возникают у участников процесса утилизации мусора?

— Прежде всего это вопрос «сколько будет стоить эта услуга»? Раньше она была включена в содержание жилья и стоила 3-3,5 рубля с кв метра — 58-60 рублей с человека. Государство регулировало только процесс захоронения. Сбор и транспортировка были в рынке. Сегодня предполагается, что должен быть единый регулируемый тариф на сбор, транспортировку, обработку и захоронение ТКО, который должен установить департамент по тарифам. Но, никто сегодня не может сказать сколько будет стоить утилизация мусора в совокупности. Если она подорожает в 2-2,5 раза, то это может вызвать социальное напряжение в обществе.

Формально с 1 января 2017 года мы уже должны жить по-новому, получить единый норматив. И поэтому поводу очень много вопросов у местных администраций, председателей районных советов на которых ложатся обязательства по организации работы, а также ответственность, в том числе, в части экологической безопасности.

В Москве понимают непродуманность и недоделанность шагов и поэтому уже неоднократно переносят принятие законопроекта. И в правительстве РФ, и в администрации президента понимают, что документ необходимо прорабатывать более глубоко и кавалерийским наскоком все проблемы не решить. Мы в региональном парламенте также будем прорабатывать тему на рабочих группах и круглых столах, затем вынесем ее на рассмотрение комитета и потом сессии Заксобрания. По итогам круглого стола планируем подготовить рекомендации правительству по реализации новых положений работы с ТКО.

Хочу подчеркнуть еще один момент. Сейчас складывается впечатление, что № 89-ФЗ смотрится как коммерческое предложение, нацеленное на то, чтобы дать кому-то заработать на утилизации мусора. Он не выглядит как реальная забота о том, чтобы были чистые дворы, не оценивает будет ли такой вариант утилизации приемлем для населения или нет. С законопроектами в сфере ЖКХ такое происходит достаточно часто. Например, заказной или коммерческий характер, на мой взгляд, носит № 261-ФЗ по энергосбережению в рамках которого население обязали установить в квартиры электросчетчики, а также обязали заменить лампы накаливания на энергосберегающие. Он был направлен на то, чтобы на этих нововведениях заработали фирмы, которые производят счетчики и лампы.

— Можете рассказать, как идет работать над рассмотрением концессии по мусороперерабатывающим заводам?

— Пока только схематично: завышены объемы по утилизации ТКО — 400 тыс тонн в год, завышены расчеты по валовой выручке. Кроме того, уже сейчас очевидно, что с 2017 года бюджет может быть вынужден заплатить концессионеру 100 млн руб недополученных доходов, что совершенно не обосновано. Более детально мы обсудим эту ситуацию публично после завершения работы.

Фото: Ростислав Нетисов

tkrasnova

Recent Posts

Более 200 тысяч новосибирцев пополнили социальные карты через сервисы Сбера

Для удобства жителей Новосибирской области открыто 752 пункта, где можно пополнить транспортные и социальные карты.

47 минут ago