Categories: Агропром

Аграрным проектам ГЧП нужна конкретика

Регионы также настаивают на централизованной координации распределения инвестпроектов по территориям, чтобы избежать перенасыщения рынка.

— Условия предоставления господдержки не учитывают территориальные и региональные особенности развития субъекта федерации. Как результат, одни регионы не довольны тем, что их вклад в продовольственную безопасность страны недооценен, вторые — несправедливым отношением к региональным нуждам. В рамках первого агрономического собрания Томской области в декабре 2015 года было решено выделить на территории 7 климатических зон, учитывающих развитие региона в рамках оказания несвязанной поддержки в области растениеводства. У нас приняты коэффициенты зонирования с учетом бонитета пашни и других показателей. По нашему мнению, в целом назрело изменении идеологии господдержки АПК, — заявил заместитель губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр в ходе заседания рабочей группы по рассмотрению вопросов комплексного развития сельского хозяйства в регионах Сибирского федерального округа, которое прошло в Новосибирске.

Он озвучил основной пакет предложений по корректировке мер господдержки.

Аграрный вице-губернатор Алтайского края Александр Лукьянов добавил, что применение коэффициента учитывающего подверженность субъекта федерации частым засухам позволит учесть различия в природно-климатических условиях и будет способствовать выравниванию доходности сельхозпроизводителей.

— Сегодня в нашем крае около 4 млн га или 60 % паши находится в засушливых или слабо увлажненных зонах, где размер дохода с одного га пашни отличается в три раза от зон с увлажненной почвой, — пояснил он. — Введение коэффициента позволит решить острую для региона проблему по вводу в эксплуатацию неиспользованных земель.

Лукьянов также отметил, что в Алтайском крае выделено 7 почвенно-климатических зон, к которым применяется дифференцированный подход. Это сглаживает социально-экономические различия территорий и стимулирует развитие наиболее сложных и трудоемких отраслей. При определении ставки субсидии по несвязанной поддержке в регионе учитывается не только гидротермический коэффициент, но и наличие поголовья сельхозживотных, производство кормов и овощей на орошаемых участках, достигнутый уровень урожайности, зарплата работников, а также качество семенного материала.

— Такой дифференцированный подход в последующие годы будет возможен только при сохранении за регионом право самостоятельного определения порядка предоставления субсидии, — добавил он. Такое решение минсельхоз РФ принял в 2015 году.

Андрей Кнорр заявил, что необходимо создавать систему синхронизации развития разработок в сфере АПК и реализации этих инвестпроектов, с учетом потенциальных ресурсных возможностей и потребностей регионов, а также российских показателей продовольственной безопасности.

— Рассмотрим ситуацию на примере молока. Только 21 субъект Российской Федерации сегодня в полном объеме обеспечен этим продуктом. В остальных наблюдается различная степень дефицита. Минсельхоз РФ поставил задачу до 2020 года увеличить объем производства молока на 7,5 млн тонн. Первые шаги уже сделаны: внесены поправки в действующую программу господдержки, принят новый порядок компенсации по понесенным затратам — пока 20 %, но надеемся, что это будет 35 %, как было заявлено. Инвесторы постоянно задают нам этот вопрос. Следующий шаг — синхронизация всех инвестиционных проектов по молочному направлению, — рассуждает Кнорр.

Он напомнил, что в советский период развития страны эта задача решалась через схему размещения производственных сил и планов. Частично эта практика может использоваться и сегодня.

— Необходимо предусмотреть экономически обоснованное квотирование объектов производства и переработки, в частности молока, в разрезе федеральных округов и регионов, с учетом логистической целесообразности. Наличие такого квотирования, зафиксированного в госпрограмме развития села, выступило бы гарантом для инвесторов, желающих вкладывать в развитие таких проектов свои деньги. С другой стороны, при выявлении перенасыщения рынка инвесторов можно оперативно перенаправить на другие сегменты. Аналогичные решения можно разработать и по другим рынкам сельхозпродукции, — уверен Андрей Кнорр.

Он напомнил, что сегодня в стране наблюдается серьезный дисбаланс по производству сахара — на территории РФ работает 96 заводов, а загрузка их мощностей не превышает 50 %.

Кнорр также отметил, что в настоящее время не регламентированы сроки принятия нормативно-правовых актов по доведению субсидий агропредприятиям. Сложившаяся практика согласования и разработки документов показывает, что на федеральном уровне при последовательном выполнении всех регламентных процедур для этого необходимо 60 дней, на региональном — 120. Одна из причин такого длительного согласования — обязательное проведение на региональном уровне оценки регулирующего воздействия НПА, включая предоставление субсидий по АПК, в рамках 184-ФЗ.

— Во всем мире субсидии носят компенсационный характер по ранее понесенным затратам. В России субсидии в АПК рассматриваются как механизм с дополнительными административными барьерами на выявление которые направлена оценка регулирующего воздействия. Предлагается: для быстрого доведения средств до сельхозпроизводителей выти с инициативой об исключении оценки регулирующего воздействия для субсидий в сельском хозяйстве, — отметил Кнорр.

Замминистра Томской области также предложил федеральному минсельхозу использовать наработки региона по реализации проектов АПК в рамках ГЧП, отметив, что в условиях дефицита бюджетных средств и недоступности банковских кредитов, они могут быть очень эффективны.

— У нас эта методика отработана в рамках решения проблемы строительства детсадов в селе. Сейчас прорабатываем ее с Газпромбанком и другими кредитными организациями для применения в АПК. Закон о ГЧП принят, и этот инструмент мог бы нам позволить привлечь дополнительные деньги на новые проекты. Проблема в том, что в законе не определен перечень и критерии таких проектов АПК для целей государственно-частного партнерства, которые должны быть утверждены соответствующим актом правительства РФ. Просим министерство поработать в этой части, — отметил он.

Александр Лукьянов предложил рассмотреть возможность увеличения доли субсидирования прямых затрат сельхозпроизводителей Сибири на создание и модернизацию объектов АПК: молочных и тепличных комплексов до 25% (сейчас 20%), как предусмотрено для субъектов федерации Дальнего Востока.

— Это вполне обосновано, учитывая климатические условия регионов Сибири в которых мы работаем. Они обуславливают более высокие затраты ресурсов на строительство комплексов. Такой подход реализуется для производителей техники в рамках постановления правительства РФ №1432, — уточнил он.

Замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов отметил, что в министерстве идет работа по пересмотру мер господдержки. Не позднее, чем через 2 недели все инициативы регионов по мерам господдержки АПК будут обсуждаться на совещании в Саратове. В нем примет участие председатель правительства Дмитрий Медведев и речь будет идти о приоритетных вопросах, связанных с развитием аграрно-промышленного комплекса РФ.

Фото: Юлия Данилова

 

tkrasnova

Recent Posts

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

14 часов ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

14 часов ago

Объединение диспетчерских ускорило работу скорой помощи в Новосибирске

Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов

15 часов ago

Названы причины утреннего затора на площади Кирова в Новосибирске

Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется

16 часов ago