Председатель наблюдательного совета Новосибирского государственного университета (НГУ), сооснователь и глава компании Acronis Сергей Белоусов рассказал Infopro54.ru об итогах заседания совета, где рассматривались кандидатуры на должность первого проректора НГУ, и о планах покорения мирового рынка.
— Сергей Михайлович, что обсуждалось на заседании наблюдательного совета?
— Обсуждались, решение пока не принято, кандидаты на роли первого проректора НГУ и проректора по научным вопросам. Это важно. Наблюдательному совету кажется, что у университета должна быть хорошая управляемость и направляемость и со стороны руководства НГУ и наблюдательного совета. Эта большая организация — с учетом студентов здесь 10 тысяч человек, а если считать только преподавателей, то 4 тысячи. К сожалению, сейчас у НГУ существует проблема с управляемостью. Наблюдательный совет эта ситуация беспокоит — мы хотим и можем ее изменить.
При этом надо понимать: НГУ — очень хороший университет, сейчас он находится достаточно высоко в различных рейтингах российских вузов, занимая от третьего до шестого места, в зависимости от области науки. Если сравнивать по эффективности использования бюджетных средств — то есть поделить бюджет НГУ на количество людей в нем, — то вуз стоит еще выше. Но мы можем сделать его лучше. Я знаю, о чем говорю — мы давно работаем с вузами, причем не только в России. Мы взаимодействуем с несколькими университетами в Сингапуре, с МФТИ, но активно сейчас занимаемся только НГУ и Иннополисом в Казани.
— Какую долю мирового рынка в своей отрасли занимает Acronis? Каковы планы развития?
— В зависимости от страны компания занимает долю от 5 % до 20 %. Например, в Японии у нас 20 %, а в Германии — 11 %.
Рынок резервного копирования очень сильно сегментирован, на нем существует около 50 компаний и нет мирового лидера. Есть много лидеров в разных сегментах. Мы собираемся стать компанией номер один в новой для нас отрасли — на рынке хранения, защиты данных и управления ими. Планируем захватить в течение десяти лет минимум 50 % рынка. Это более широкий рынок, и мы туда пока только движемся.
— В феврале 2016 года дочерняя компания Tianjin Tianhai китайской HNA Group объявила о приобретении крупнейшего международного IT-дистрибьютора Ingram Micro за 6,3 млрд долларов. В конце прошлого года Ingram Micro купил вашу компанию Odin, выделенную из компании Parallels. За сколько был продан Odin?
— За несколько сотен миллионов долларов. Мы продали часть компании Ingram Micro, точная сумма не разглашалась и, думаю, она не будет озвучиваться.
— Будет ли Acronis выходить на IPO?
— Возможно, но это не самоцель.
— Каковы планы компании на этот год?
— В этом году мы выпустим все наши традиционные продукты по хранению, защите и управлению данными на новой архитектуре. В частности, это продукты для резервного копирования, аварийного восстановления, безопасного доступа. Мы выпускаем и планируем выпускать интересные новые продукты для мониторинга данных и систем, будем использовать технологии блокчейн.
Наше новое направление растет сверхбыстро — на 800 % в год. Мы продаем облачные решения по всему миру. В России за прошлый год мы выросли на 51 %.
— Расскажите о вашем участии в Российском и Сингапурском квантовых центрах.
— Уточню, что это личное участие. Я вхожу в наблюдательные советы обоих центров, я выделял личные средства на Российский квантовый центр. Пока это только меценатство. Но, может быть, когда-нибудь это превратится в бизнес. У людей разные интересы, в круг моих интересов входят квантовые центры.
Мне интересны квантовые технологии, я считаю, что это, возможно, наше будущее. А учитывая, что Acronis работает в области защиты, сохранения и управления данными, то мы, конечно, внимательно следим за тем, что происходит в этой сфере.
Например, сейчас Acronis заключил соглашение о сотрудничестве со швейцарской компанией ID Quantique, которая производит приборы для квантовой криптографии, в частности, генераторы случайных чисел, квантовые коммуникаторы. Это устройства, которые передают данные, и их невозможно перехватить – они разрушаются и не поддаются прочтению. Мы не используем их, потому что они достаточно дорогие — миллионы долларов за одну пару, — но швейцарские банки уже пробуют.
Также мы собираемся использовать генераторы случайных чисел. Обычные компьютеры генерируют псевдослучайные числа, сгенерировать случайное число это достаточно ресурсоемкая задача. Проблема заключается в том, что когда вы генерируете псевдослучайные числа, можно попытаться угадать, как вы их генерируете, и успешно угадывать их. Тогда процедура расшифровки сильно упрощается.
Квантовый генератор генерирует действительно случайные числа, и делает это быстро. Это нам интересно. Мы закупим их уже в этом году — тут вопрос организационный, технической сложности нет, и квантовые генераторы относительно недороги. А учитывая, что наши дата-центры стоят по всему миру, мы постепенно в каждом по такому устройству поставим.
— Кризис как-то повлиял на ваш бизнес?
— Никак не повлиял, мы работаем в быстрорастущем сегменте. Более того, есть один положительный момент: до кризиса сотрудники в России получали больше, работали меньше и хотели идти работать, условно, в банк. Теперь они стали работать больше и лучше, и уже нет тенденции уходить, потому что количество рабочих мест уменьшилось. И хотя сейчас рынок восстанавливается, до уровня, например, 2007 года он еще не поднялся. При этом наши зарплаты выше средних по рынку. Мы мониторим рынок, вносим изменения в наши тарифные сетки, увеличиваем зарплату. Люди чувствуют себя некомфортно, когда зарплата неконкурентоспособна, а нам важно, чтобы наши сотрудники чувствовали себя хорошо.
— Кризис или реформа Российской академии наук как-то отразились на сотрудничестве с российскими университетами?
— Для российских университетов кризис это проблема, потому что вся мировая наука работает в долларах и говорит по-английски. Наука — часть мира, у нее нет границ. Поэтому когда у наших университетов стало меньше денег, им, к сожалению, стало сложнее заниматься наукой.
Реформа РАН нужна. Та ситуация, которая была в РАН и университетах, ненормальная — это одно из плохих наследий Советского Союза. Академия контролировала бюджеты и другие ресурсы неэффективно. Сейчас мы наращиваем наше сотрудничество с академией.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ:
Протасов: Мы очень хорошо относимся к выпускникам НГУ
— Станислав Станиславович, Parallels сотрудничает с НГУ, а Acronis?
— Пока скорее нет, чем да. Но мы хотим сотрудничать — научные группы, с которыми работает Parallels, сейчас проводят исследования, имеющие отношение к деятельности Acronis. Но, думаю, мы не потянем отдельную лабораторию, потому что в отличие от Parallels, российский центр разработки Acronis находится в Москве.
— Нужны ли вам в него выпускники НГУ? В июне будет выпуск.
— Если они к нам придут, конечно, мы будем рады. Мы очень хорошо относимся к выпускникам НГУ. Если они попадут в Acronis, им придется переехать в Москву, что вряд ли станет проблемой.
— Сколько разработчиков может компания Acronis принять в этом году?
— Мы нанимаем постоянно: сейчас в Acronis порядка 320 человек в разработке, к концу этого года должно быть около 370 — 400. Одними выпускниками НГУ мы, конечно, не обойдемся, но у них всегда отличные перспективы, потому что в университете дают хорошее образование. НГУ готовит ребят, которые любят работать. Так что ждем резюме.
Фото: Предоставлены компанией Acronis
Мария Кормильцева
Он убил четырех косуль и не спешил возмещать нанесенный природе ущерб
Тестовые партии сока ученые планируют предложить в фитнес-центры города
По замыслу разработчиков оптово-розничный центр станет частью образовательного кластера, который формируется в «Клюквенном»
Банк Уралсиб расширил возможности расчетов в национальных валютах стран-контрагентов для бизнес-клиентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
По факту инцидента СК проводит проверку
Эксперты расходятся в оценках результатов продаж в октябре