Убытки предприятий ЖКХ в нашей области за прошлый год составили порядка 700 миллионов рублей. На дотации только одного Бердска ушло 260 миллионов. Единственный способ региона снять с себя это финансовое бремя и не оставить без отопления крупный город — передать объекты теплоснабжения в концессию.
По условиям договора, в ЖКХ Бердска инвестор должен будет вложить прядка 750 миллионов рублей. При этом в пользование он получит три городских котельных, — «Вега», «Новая» и «Озёрная» — 55 ЦТП и 268,2 км теплосетей. Все эти объекты входят в структуру МУП «Комбинат бытовых услуг» (КБУ) Бердска. Имущество планируется передать на 25 лет с сохранением его в муниципальной собственности. Сегодня уже определены два претендента, допущенные к тендеру — это ООО «Лига» и ООО «Производственная компания «Багира-М»».
Из выписки ЮГРЛ: ООО ПК «Багира-М» зарегистрирована в октябре 2012 года и занималась производством пластмасс и различной оптовой торговлей в посёлке Красный Восток Новосибирской области. В декабре 2014 года в ЮГРЛ внесено в качестве основного вида деятельности «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».
ООО «Лига» зарегистрирована в октябре 2012 года в городе Новосибирск. В числе основных видов деятельности указано «Управление недвижимым имуществом». В списке дополнительных видов деятельности указано «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловая энергия)».
О концессии в Бердске с подачи областного правительства заговорили ещё прошлой осенью. Однако при самом благоприятном сценарии сделка состоится только 7 августа. Её сроки передвигали уже несколько раз.
Общественность, местные СМИ, депутаты бердского совета и некоторые активисты Народного фронта уверены, что такие изменения городу не нужны.
— МУП «КБУ» предприятие не убыточное, — полагает Николай Сычёв, депутат горсовета. — Его генеральный директор Александр Кожин — отличный хозяйственник, умеет вести экономику. Теплосети города могут развиваться, и нет никакой необходимости передавать их в концессию.
Конечно, такая трактовка ситуации противоречит и цифрам, и оценке директора КБУ Александра Кожина:
— На тот момент, когда я пришёл к управлению предприятием, здесь были огромные долги — 610 миллионов. За год мы их снизили почти до 300. Но всё равно долги перед энергоснабжающими предприятиями, перед газовиками остаются. Их можно уменьшить только двумя путями. Первый — брать кредит в длительную рассрочку и делать выплаты за счёт средств, которые должны идти на развитие КБУ, ведь иных вариантов нет. Мы же тарифообразующее предприятие: от потребителей получаем ровно столько денег, сколько требуется на покрытие конкретных статей. Не более того. Если нужны средства на покрытие кредита, их не возьмёшь со статьи тарифов. С электроэнергии тоже не могу взять, иначе долги вырастут ещё больше. Остаётся только развитие и капитальный ремонт.
А когда депутаты говорят, что есть другие варианты, то имеют в виду дотации из бюджета.
Между тем ЖКХ для бюджетов многих субъектов федерации стал бездонной бочкой, в которую сколько не кидай, не наполнишь. Ведь и предложением Владимира Путина о переводе убыточных предприятий жилищно-коммунального комплекса в концессию появилось прежде всего для того, чтобы снять с плеч областных и краевых бюджетов эту нагрузку.
Однако благие намерения не всегда предполагают честное их достижение. Общественники увидели в черновом договоре концессионного соглашения пресловутую коррупционную составляющую. В Бердске поднялась шумиха, к процессу подключился Общероссийский народный фронт и даже федеральные чиновники.
В соглашении указаны вроде бы значительные суммы инвестиций, вкладываемые концессионером, но «по этому графику уже через 10 лет обещанные объёмы инвестиций обесценятся в 2 раза… Сам график инвестиций составлен по принципу «или шах, или ишак, но кто-то обязательно сдохнет»…
По мнению экспертов, «критерии улучшения качества работы и обязательства концессионера составлены так, что после входа концессионера в проект тарифы начнут расти значительными темпами…».
Этого боятся и бердские депутаты. Николай Сычёв с черновиком договора о концессии не знаком, говорит, что достаточно и того, что специалисты и другие народные избранники говорят об этом документе:
— Если система теплоснабжения убыточная, но инвестор готов вложить в неё сотни миллионов рублей, значит он рассчитывает на прибыль. А откуда её взять? Только с населения, которое покупает эту электроэнергию. Уверен, что через пару лет тарифы за тепло увеличат.
Одним отдали в концессию, другим, третьим — по всей стране, потом инвесторы начнут жаловаться, что эти предприятия убыточные, на уровне государства начнут шуметь. И придется Государственной Думе принимать решение об увеличении тарифов. Вот к чему это приведёт.
После критики федерального чиновника, резких выступлений губернатора и общественных возмущений в Бердске, проект концессионного договора был отправлен на доработку, а министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Вершинин покинул свой пост.
Между тем над типовым договором концессионного соглашения сейчас работают уже не в Бердске, и даже не в Новосибирске, а в министерстве ЖКХ и строительства России. Очевидно, что новый вариант документа будет более выверенным, а наработки Бердска лягут в его основу. Обнародования типового концессионного соглашения, по которому будут подобные сделки проводиться по всей стране, ждут в ближайшие месяцы, а может быть, даже недели. И тогда процесс инвестирования частного капитала в убыточные объекты ЖКХ по всей России заработает на полную мощность.
Фото: t.berdsk.me, depositphotos.com
При этом, количество выданных новых кредиток сократилось на 20%
Налоговики подали иск о банкротстве компании
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан