Categories: Политика

Без народных обсуждений не обойтись

В мае региональные депутаты определятся, по какой модели будут избираться главы районов и поселений. Сейчас в области идёт обсуждение этой инициативы. На местах высказывают разные мнения.

Если окончательное решение за депутатами Заксобрания, тогда возникает вопрос: зачем выносить обсуждение на уровень поселений? Этот же вопрос возникает и у некоторых глав муниципалитетов:

— Как я понял, всё будет решаться на уровне области, а мы просто высказываем свою точку зрения, — говорит Евгений Арнаутов, глава администрации Польяновского сельсовета Чистоозёрного района.

— Нам всё нравится, лишь бы работе помогало, — говорит глава Каргатского района Валерий Флек. — Нам ближе и открытая модель, и комиссия. Но больше склонны к конкурсной комиссии.

На уровне районов большинство глав склоняются к новой модели. На фоне неумолкаемых разговоров об экономическом кризисе и низкой эффективности управленческих решений её преимущества очевидны.

— Она приведёт к снижению затрат на проведение выборных кампаний, которых сегодня проводится великое множество, — уверен Валерий Флек.

А конкурсная комиссия, которая будет определять главу, должна уменьшить вероятность прихода к власти случайных людей:

— Жителей очень тяжело на выборы собирать: кто идёт, кто не хочет, — говорит Евгений Арнаутов. — Люди бояться допустить ошибку, сделать неправильный выбор. Кто потом за главу будет работать? Мы доверяем району: им виднее. Тем более в конкурсной комиссии же будут и местные депутаты, даже если их будет трое, всё равно они смогут отстаивать свою позицию. Если бы решение принимал один глава — такой вариант мы бы не поддержали, а так все кандидатуры будут рассматриваться коллегиально.

Однако не все готовы слепо доверяться областному или районному руководству.

— Большинству глав муниципальных образований и местных депутатов в нашем районе всё же ближе прямые выборы и прямое волеизъявление граждан, перед которыми мы потом и несём ответственность. Мне тоже ближе первый вариант, — говорит Игорь Звыков, председатель Совета депутатов Северного района.

Если будет принята новая модель, то возникает большой вопрос по критериям отбора кандидатов, которые будут проходить через конкурсную комиссию. Если мы поставим в условиях, например, наличие высшего юридического или экономического образования, то не сможем найти людей. А ведь требования к кандидатам должны быть одинаковыми по всему региону. В районах, находящихся вблизи Новосибирска, где население побольше, там и выбор будет, а в отдаленных муниципалитетах?

Конкурсный отбор предполагает наличие чётких параметров отбора. Надо понять, каким должен быть глава. Как минимум следует выявить формальные критерии: возраст, образование, сферу и опыт работы.

Наверняка в главы поселений пойдут многие нынешние депутаты — как люди неравнодушные, активные и знающие проблемы своей территории. Однако и среди них выбор не так велик. Среди депутатов сельских поселений людей с высшим образованием единицы. И те в основном с дипломом педагогического либо аграрного университета.

Вот, например, в Гражданцевском сельсовете Северного района девять человек. Из них у пятерых среднее специальное образование, у одного — начальное профессиональное, у остальных — общее. В Урезском сельсовете Венгеровского района семь человек и только у одного из них среднее специальное образование, остальные окончили только школу. В Базовском сельсовете Чулымского района у одного высшее образование, у четверых — среднее специальное.

Образование — это только один из возможных критериев для отбора кандидатов на пост главы. В списке требованийможет быть, например, опыт работы в определённой сфере.

Сегодня среди местных депутатов встречаются и безработные, и шоферы, и доярки. Не умаляя значимости двух последних категорий, всё же следует признать, что уровень компетенций этих людей в сфере муниципального управления, где важна финансовая и юридическая грамотность — не высок.

Конечно, кадровая проблема не возникла сегодня. Она остаётся актуальной как при прямых выборах, так и при выборах через конкурсную комиссию.

— Многие думают, что сейчас придут к власти и свернут горы, — делится наболевшим Петр Макаров, депутат Павловского сельсовета Венгеровского района. — А когда окунутся в это дерьмо, погрязнут в отписках прокурору: почему не могут расчистить дорогу, как полагается, почему нет площадки для разворота автобусов, — то уже через год думают, как бы сбежать из этого кресла. Ни денег, ни техники у муниципалитетов нет.

— Сейчас с этой демократией к власти рвутся все кому не лень. Хают руководство, не понимая специфики работы, — объясняет свою позицию глава администрации Польяновского сельсовета Чистоозёрного района Евгений Арнаутов. — По существу, в некоторых деревнях не из кого выбирать.

Именно для того, чтобы нащупать все слабые места инициативы, депутаты Заксобрания области и решили сначала собрать разные мнения с мест. Однако в некоторых районах обсуждение вопроса не спустилось ниже глав поселений:

— Глава сейчас в отпуске, — объясняет ситуацию Надежда Муль, замглавы Ключиковского сельсовета Сузунского района. — Я знаю, что главы муниципальных образований собирались в райцентре, о чём-то там разговаривали, но конкретно ничего не могу сказать. Я поняла, что мы за этот третий вариант. А на уровне сельсоветов пока обсуждения не было.

— На местах, на уровне поселений, вопрос не поднимался, — признается глава Каргатского района Валерий Флек. — Обсуждали только среди глав. Все были солидарны, что третья модель сегодня наиболее приемлема.

Наверно, этот вариант тоже из разряда «начальству виднее» — узким кругом порешать, без острых дискуссий и лишнего шума. Однако такой подход не назовёшь эффективным, ведь он приводит вот к таким реакциям:

— В районе вопрос затрагивался, но я не придал ему значения, — говорит Пётр Макаров, депутат Павловского сельсовета Венгеровского района. — В эту процедуру не вникал и ввязываться не собираюсь — она мне не интересна. Канитель, одна суета, а результатов никаких. Чтобы село реанимировать нужно срочные меры по решению социальных проблем предпринимать, а не заниматься бюрократией.

Как было по старинке, так всё пусть и будет: выдвинули кандидата, люди пришли, проголосовали, вот и всё. Третья модель никчёмная, пустая трата времени.

Общественное обсуждение законопроектов — это не только сбор мнений, которые затем предполагается учитывать при конкретизации документа. Диалог с населением позволяет предотвратить ненужные домыслы и необоснованное осуждение действий власти. Слабая информированность всегда порождает страхи.

Наши соседи из Омской области на этой неделе уже утвердили у себя третью модель выборов глав муниципальных образований. Они обошлись без широких дискуссий.

Фото: © Depositphotos.com

 

tkrasnova

Recent Posts

Похититель забыл мобильный в автомобиле жертвы в Новосибирске

Мужчина вернулся на место преступления и был задержан полицейскими.

5 часов ago