В Театре «Глобус» поставили большой музыкальный спектакль «Робин Гуд» и отметили 10 лет со дня премьеры первого сибирского мюзикла
Мюзикл — жанр, колоссальный по сложности, в нём задействованы и музыка, и вокал, и драма, и танец. Только своими силами при создании такого «полотна» театру не обойтись. Постановке «Робин Гуда», как и других мюзиклов театра, предшествовали многомесячные кастинги. В итоге была сформирована большая сборная команда. Помимо актёров «Глобуса», в неё вошли: приглашённые артисты других театров, вокальная студия и студия пластики театра, молодёжный хор и молодёжный симфонический оркестр «Глобуса».
— Люблю я в мюзиклах это вот «э-э-эх»: хоры, оркестры, — признается режиссер нового спектакля Нина Чусова. — Чувствуешь себя полководцем в зоне военных действий — «рота налево», «рота направо». Все сливаются в едином порыве, все питаются энергией друг от друга.
Мюзикл «Робин Гуд» написан специально для нашего театра московскими авторами — композитором Евгением Заготой и поэтом Константином Арсеневым. Это уже пятый мюзикл, который ставит театр. Первый — «НЭП» — увидел свет ровно 10 лет назад, он стал первым сибирским мюзиклом. И новой, большой, премьерой театр отметил эту круглую дату.
Как всё начиналось
Это сегодня ставить мюзиклы стало модно. А 10 лет назад, когда для «Глобуса» всё только начиналось, ситуация была совсем иной. Тогда много говорилось о том, что мюзикл вообще не наш жанр. Что «Пепси-колу» перенести на нашу почву можно, «Фанту» — тоже, даже рэп можно (поскольку основа рэпа очень близка нашей частушке), а вот мюзикл нельзя! Главным аргументом был провал дорогостоящего амбициозного проекта Киркорова и Пугачевой — «Чикаго». В тех спорах, конечно, было много путаницы, забывалось, что у нас были и свои — «Весёлые ребята», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки» и ещё много всего хорошего. Но в том, что касается бродвейских мюзиклов, правда в тех спорах была. Мы, действительно, страна определённой культуры. И в театр наш зритель привык ходить не за пышными декорациями и внешними эффектами, а за смыслами, за актёрской игрой, за режиссёрскими находками. И эту традицию вряд ли стоит ломать. Так что мюзикл мюзиклу рознь, и в «Глобусе» тогда это поняли.
— Для первого мюзикла «НЭП» мы искали прежде всего драматургический материал с хорошей, доброй идеей, — вспоминает Алексей Людмилин, музыкальный руководитель всех мюзиклов театра. — Но, когда мы с режиссёром Алексеем Крикливым и композитором Леной Сибиркиной в качестве такого материала предложили «Педагогическую поэму» Макаренко, все вокруг сказали, что мы сошли с ума. Работа была сложной, сначала было много нестыковок, но в итоге всё получилось. «НЭП» имел успех и положил начало истории сибирского мюзикла.
До «НЭПа», действительно, на региональных сценах не шло ни одного мюзикла на отечественную тематику в сопровождении живого оркестра. После сибирского проекта театр замахнулся на бродвейский — «Вестсайдскую историю» Леонарда Бернстайна. Ставился спектакль по лицензии, с участием американской постановочной группы и обязательным соблюдением постановочных канонов, но, несмотря на всё это, спектакль получился очень «нашим».
— Прежде всего, наверное, потому, что играли его русские актёры — и играли по-русски, — считает Алексей Людмилин. — У нас нет той заученности, которая существует на Западе. Там актёр должен встать здесь — и ни на миллиметр дальше, руку положить сюда — и никуда больше. Наши же ребята всегда добавляют в игру много своего, и спектакль приобрёл какой-то особенный русский, душевный оттенок, можно сказать, что он получил свою новую душу. Американцы были этим по-хорошему поражены.
За «Вестсайдской историей» последовали: «Том Сойер», «Алые паруса» — мюзикл, который принёс театру «Золотую маску» и три премии Национального конкурса «Музыкальное сердце России», и, наконец, «Робин Гуд»…
Герой или преступник?
— Идея мюзикла «Робин Гуд» принадлежит мне, — рассказал Константин Арсенев. — Это мой любимый герой ещё с детства. Но Робин Гуд всегда был для меня легендой, тенью, чёрно-белым рисунком. И у нас была возможность создать его образ таким, каким мы его видим и чувствуем. Это была интересная творческая задача. Кроме того, нам хотелось ответить себе и людям на массу вопросов. Воровать у богатых и отдавать бедным — это нормально? Робин Гуд — герой или преступник? Мудрец или глупец? Романтик или циник? Очень важно, чтобы эти вечные, истинные вопросы ставились и находили ответы в нашей душе. И в спектакле мы постарались это сделать.
Перефразируя известное выражение, что «поэт в России больше, чем поэт», можно сказать, что и мюзикл у нас больше чем мюзикл, — пытается ставить вечные вопросы и создавать сложные характеры. И в «Робин Гуде», отметим, это получилось. И сам главный герой — фигура неоднозначная. И у Алана Локсли есть своя житейская правда. И Епископ — вовсе не опереточный злодей, а вполне живой человек, тонкий психолог, манипулятор, таких сегодня в реальной жизни немало.
Часто мюзиклы, поставленные на драматической сцене, преуспевают в создании образов, но явно приседают в плане музыкальном — голосового диапазона их исполнителей. Сборные команды как раз и позволяют отчасти решать эту проблему. Так, в «Робин Гуде» за Епископа поёт небезызвестный Дмитрий Суслов — до недавнего времени премьер новосибирской оперетты, который пел также и на сцене нашего оперного театра. В Шерифе зритель с удовольствием узнает любимца публики Николая Соловьева, который известен не только как актёр Театра Сергея Афанасьева, но и как музыкант, экс-лидер группы «Ван Гоги». Да и труппа самого «Глобуса» за последние годы пополнилась молодыми актёрами с хорошими вокальными данными — среди них много выпускников Красноярской академии музыки и театра: например, Алексей Кучинский — исполнитель роли Робин Гуда. В театр он пришёл шесть лет назад и сегодня занят во всех мюзиклах — поёт и за Грея в «Алых парусах», за Индейца Джо в «Томе Сойере», за Макаренко в «НЭПе».
В итоге, как нам представляется, в спектакле всё сложилось, спелось, станцевалось и увязалось в единое целое. Авторы и постановщики тоже говорят — тем, что получилось, довольны. Теперь дело за зрителем.
Кстати, о зрителе
Кстати, о зрителе. Министерство культуры недавно выступило с инициативой сделать зрителя главным оценщиком работы театров. Зрителю дадут пульт в руки, и он будет оценивать спектакли по пятибалльной системе — спектакли-«двоечники» будут чуть ли не убраны из репертуара. В новосибирских театрах эту новость обсуждают очень бурно. Как к этому относятся в «Глобусе»? Воспользовавшись моментом, мы задали этот вопрос главному режиссёру театра Алексею Крикливому и режиссёру спектакля Нине Чусовой (у неё есть свой театр — «Свободный театр Нины Чусовой»). В своих комментариях оба были на редкость единодушны:
Алексей Крикливый:
— Я, конечно, понимаю, что и центральное министерство культуры, и региональные минкульты постоянно пытаются найти критерии определения эффективности учреждений культуры. И это далеко не первая инициатива, которая придумывается. Но реально, на мой взгляд, пока работает только одно — продаются билеты или не продаются, наполняются залы или не наполняются. Думаю, что эту инициативу в качестве эксперимента сначала опробуют на одном-двух театрах, и, надеюсь, она подвергнется серьёзным коррективам. Тогда и можно будет говорить более предметно. В целом же, я не очень верю в объективность оценки такого плана…
Нина Чусова:
— Получается, что театр должен оказывать зрителю услугу, а зритель оценивать насколько хорошо ему её оказали. Но взаимоотношения зрителя и театра выстраиваются совсем по-иному принципу. Да и спектакли, согласитесь, бывают разные. Мне, например, очень нравятся «Мамочки» — они меня всю буквально выворачивают. Но если люди идут за счастьем, то они его не получат. Это что, значит, «двойка»? Кто-то любит груши, кто-то яблоки, кто-то сладкое, кто-то кислое. Что ж заставлять всех любить сладкое? Это и хорошо, что есть противоположные мнения. Есть сказочный материал, есть — жёсткий. Один и тот же человек в разное время нуждается в разных эмоциях. Подход, который пытается предложить минкульт, представляется мне несколько упрощённым и не совсем верным…
Эксперт объяснила, кому можно есть «экзотику», а кому она противопоказана
В продовольственном сегменте в лидерах роста масло и морепродукты
На днях суд отказался банкротить другую компанию застройщика
Вместо точного времени новосибирцы увидели на экране фильм про попугаев
Фактически было приобретено на 44 квартиры больше
Аферисты продолжают «обкатывать» на доверчивых людях новые схемы