О новом образовательный стандарте, и о других законодательных инициативах заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы, Ирина Мануйлова.
Ирина Викторовна вы по характеру своей профессиональной деятельности большое внимание уделяете модернизации образования. Расскажите, пожалуйста, как продвигается работа по внедрению новых стандартов для пятых классов и в чём её суть.
Четыре года назад на новые стандарты начали переходить классы начальной школы. Соответственно, вовлечение в этот процесс пятых классов — закономерный следующий шаг. Для многих образовательных учреждений в регионах этот переход уже состоялся, потому что везде были пилотные классы, которые осуществили этот переход на два-четыре года раньше.
Однако готовность образовательных учреждений к этому переходу пока не стопроцентная. Новый стандарт требует соответствующей материально-технической базы, подготовки педагогического коллектива, и, действительно, есть целый ряд сложностей, с которыми столкнутся работники общеобразовательных учреждений. Конечно, по максимуму хотелось бы снизить это напряжение, и до первого сентября успеть принять меры, которые бы устранили эти проблемы.
Хочется отметить, что комитет по образованию сегодня уделяет самое большое внимание содержанию образования. Контроль за ним на уровне Российской Федерации утрачен — в этом и заключается основной упрёк в адрес минобра. И эту обеспокоенность разделяют депутаты всех фракций, не только «Единой России». Именно поэтому сегодня в комитете создана рабочая группа, которая занимается вопросами формирования содержания основного общего образования.
К сожалению, наши стандарты раздела «Содержание» вообще не имеют. Было прямое поручение Владимира Владимировича Путина устранить этот недочёт, но до настоящего времени этого не произошло. Поэтому сегодня мы активно работаем в том числе и с представителями министерства, добиваясь того, чтобы содержание всех предметов возвратили в государственный образовательный стандарт. Это необходимо для того, чтобы сохранить единое образовательное пространство, чтобы была одинаковая последовательность изучения дидактических единиц, что позволит ребёнку безболезненно переходить из одной школы в другую, переезжать из одного региона России в другой.
Вместе с тем, такой подход позволит сформировать единые учебники, и не важно кто будет их автором: изучаемые темы — едины, последовательность их изучения — едина. Конечно, уникальными должны быть творческие находки педагога — те формы работы, которые он будет применять в каждом классе.
Ирина Викторовна, вы сказали, что полной готовности для перехода на единые стандарты сегодня в России нет. А как обстоят дела в нашем регионе?
У нас сегодня ситуация чуть лучше, чем во многих других областях России — мы очень многое сделали, начиная с 2011 года, по проекту модернизации. Оснастили новыми компьютерами и программами школы, теперь в каждой из них есть интерактивное оборудование для работы в активном режиме, и скорость интернета в учебных учреждениях мегаполиса достаточно высока. Сегодня и на селе мы стараемся создать все условия, чтобы можно было работать по новым требованиям.
Сложность, в первую очередь, заключается в том, что педагогические работники сейчас излишне загружены: мало кто из них может позволить себе работать на ставку, на 18 часов в неделю. А новый стандарт требует очень детального подхода к разработке урока, к оценке достижений результатов, полученных учащимися, — это, конечно, отнимает много времени.
И ещё. Сейчас педагоги в пятых классах будут работать по новым образовательным стандартам, однако в шестых, седьмых и всех последующих, стандарты остаются прежними, а там совершенно иные подходы. Поэтому очень многое будет зависеть от того, на сколько профессионально сработает управление, в первую очередь, директор и его заместители, как будет организована эта работа на практике.
В Новосибирской области есть пилотные школы, которые активно распространяют свой опыт, у педагогических работников появилась возможность стажироваться в этих учреждениях — всё это позволит нам снять напряжение при переходе к новым стандартам.
Сейчас комитет Госдумы по охране здоровья приступил к корректировке нашумевшего антитабачного закона. Все говорят о послаблении. Действительно ли это так, и чем вызвана необходимость такой корректировки?
Общего мнения, необходимы ли послабления, пока нет. Да, действительно, это обсуждается. Возьмём ситуацию пребывания пассажира в поезде дальнего следования, которая может длиться несколько суток. Хронический курильщик в этом случае находится в состоянии психоза: и трудно сдержать себя и ехать нужно. Здесь, наверно, какие-то меры должны быть приняты.
Другой пример, перед любым аэропортом в крупных городах всегда стоит толпа непрерывно курящих людей. Невозможно пройти через завесу дыма. Конечно, надо упорядочить этот процесс: должны быть оборудованы специальные места для курения с вентиляцией, вытяжкой и так далее. Ведь сложившаяся практика ущемляет интересы всех граждан, как курящих, так и некурящих. Да, курильщик гробит своё здоровье, но это его выбор, и мы должны с этим считаться.
Практически все граждане сегодня позитивно относятся к антитабачному закону. Мы видим, что в магазинах нет этих развалов, меньше стали курить в публичных местах. На ваш взгляд, стоит ли ужесточать меры или лучше ограничиться упорядочиванием процесса?
Думаю, что здесь нужно добиться исполнения закона. Бывает, только примут закон, пойдёт волна критики, и мы тут же начинаем что-то менять. Должно пройти некоторое время, чтобы стало понятно, как работает этот закон, каковы механизмы, по которым он реализуется в обществе. И только потом вносить корректировки. Я не сторонник поспешных выводов.
А вот то, что сегодня ушла избыточная реклама, что курить становится немодным, и это позиционируется в молодёжной среде, для меня как для педагога очень важно. Конечно, мы не можем полностью исключить эти факты, например, из художественных фильмов — я не представляю себе Великую Отечественную войну без подобных эпизодов. Что, теперь все старые фильмы будем резать? Разумный подход должен быть во всём.
Ирина Викторовна, мы от своей редакции хотим поздравить вас с прошедшим недавно Днем парламентаризма!
И я, в свою очередь, хочу поздравить всех жителей Новосибирской области и своих коллег-депутатов всех уровней. Уже третий год подряд 27 апреля мы отмечаем эту памятную дату — День парламентаризма, новый праздник. Но появился он не в 1993 году, как многие считают. История парламентаризма в России имеет достаточно длительный период — это и Новгородское Вече, и Земские Собор. Особенно важно, что 26 апреля по старому стилю 1906 года состоялось первое заседание Государственной Думы Российской империи. Но и период советского времени мы не можем исключить. Само название нашей страны Союз Советских Социалистических республик тоже имеет прямое отношение к парламентаризму.
Сегодня, я считаю, мы делаем много для того, чтобы те направления, которые задаются президентом, российским парламентом, правительством Российской Федерации, воплощать в жизнь. Мы понимаем, как важно, чтобы депутаты были близки и доступны любому гражданину России. С этим связаны определенные реформы местного самоуправления, изменена процедура выборов в представительные органы. Но самое главное, и это тоже позиция президента, демократия и изменение закона — две стороны одной медали. Демократии без исполнения закона не бывает.
Поэтому я хочу пожелать благотворной работы своим коллегам-депутатам: продолжать оставаться всегда доступными, всегда контролировать острые ситуации, защищать интересы наших граждан, потому что они это право нам доверили!
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов