Своё мнение о ситуации с «Тангезером» высказывает депутат Законодательного Собрания Анатолий Кубанов.
В Новосибирске очередной тоскливо-предсказуемый «культурный» скандал. Череда культсырья — выставки «Русская зоофилия», гельмановские клизмы, спектакль «Онегин» — продолжилась постановкой оперы «Тангейзер».
В классическом советском кинофильме «Берегись автомобиля» герой неподражаемого Евстигнеева, режиссёр народного театра провозглашает задорно «А не замахнуться ли нам на Уильяма нашего Шекспира?». Новосибирский режиссёр, замахнувшись на самого Александра нашего Сергеевича Пушкина в весьма фривольной постановке «Онегина», решил не пощадить в творческом запале и Рихарда Вагнера. Все это было бы смешно, если бы театральные мэтры изгалялись только на немецком композиторе, но они превзошло себя. Глумливо вплели образ Христа в самопальную постановку. И шутки закончились. Бог поругаем не бывает.
Последовал оправданный возмущённый ответ. А следом знакомый скулёж о свободе творчества, о гонимых художниках. Чиновные дамы от культуры, респектабельный администратор театра, юное дарование — запричитали о давлении православных активистов и максимально политизировали ситуацию. Такой переход от культурной в политическую провокацию. Но это трюкачество, когда хамство рядится в одежду оскорбленной невинности, даёт сбой. Очевидно, что проблема порождена не на политическом, а на этическом уровне.
Блестящий знаток мировой культуры Ю. М. Лотман утверждал, что «культура начинается с запрета». Будь ты коммунист или буддист, верующий или атеист, важно держаться в рамках приличий. Буддисту не свергать памятника Ленину, коммунисту — не глумиться над Буддой. Воспитанный атеист не будет осквернять религиозные святыни. А воспитанный верующий не будет высокомерно смотреть на материалиста как на потомка обезьяны.
Жаль, что этот минимальный багаж деликатности, прививаемый с детства, не известен некоторым местным поденщикам от культуры. Нахраписто убеждая профанов в своей эстетической непогрешимости и мнимом избранничестве, эти неистовые самородки пытаются в культурной жизни нашего города установить диктатуру пошлости. Уютно осев в государственных учреждениях культуры им хочется бунтарств. Прикармливаясь на государственных грантах, бегая голыми на поводке и выставляя клизмы на выставках, крайне пошло корчить из себя Модильяни. Прихватив административные посты в культ сфере и расплодив там банальное кумовство, не надо строить из себя прометеев духа. Гонимый гений на бюджетной основе — это пошло. Именно махровое барыжничество от культуры является причиной постоянных скандалов подобных «Тангейзеру».
И не надо винить православных верующих. Они защищались. Если вас публично оскорбят и осквернят память ваших близких — вы дадите отпор. И вряд ли вас остановит наличие у хама звания заслуженного деятеля искусств или режиссёрского образования. И не надо бояться призывов к цензуре, она уже существует. Никакой советский Главлит, никакая инквизиция не были столь эффективны. Талантливым живописцам, режиссёрам пробиться сквозь этот заслон почти невозможно. Если вы не брат или сват культ-номенклатуры, если вам отвратительно участвовать в похабщине, в утеху малокультурных «покровителей искусств» — всё, путь закрыт. Диктатура пошлости — есть самая беспощадная цензура.
Анатолий Кубанов
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется