Директор центра маркетинговой стратегии и исследований банка «ВТБ-24» рассказал о первых экономических итогах 2016 года, о динамике кризиса в России и финансовых решениях клиентов крупных банков.
Климат международной экономики становится мягче для России
— В декабре 2015 года ситуация в банковском секторе казалась хуже, чем была на самом деле. Первые несколько месяцев в 2016 году показали, что в действительности ситуация практически не меняется. Рубль все еще зависит от продажи энергоресурсов, однако последнее резкое снижение стоимости нефти пришлось на декабрь-январь 2016 года. Сейчас цена застыла на отметке 50 долларов за баррель, следовательно, курс рубля укрепился и колеблется где-то в районе 65-66 рублей за доллар. Курс евро застыл на отметке 73-74 рубля. Конечно, сейчас зависимость рубля от нефти устойчива и неконъюнктурна, это будет продолжаться до тех пор, пока российская экономика будет зависеть от экспорта энергоносителей, ведь деньги от этих продаж формируют около половины госбюджета.
Аналитики прогнозируют разные направления развития ситуации. Некоторые считают, что нынешняя цена барреля укрепится и даже, возможно, немного возрастет. Некоторые говорят, что нефть наоборот находится на локальном пике, и ее цена еще упадет. Эксперты «ВТБ-24» в свое время прогнозировали среднегодовую стоимость нефти в районе чуть выше 40 долларов за баррель, и, как вы видите, пока ситуация складывается значительно лучше. Если текущая положительная тенденция сохранится, то среднегодовая стоимость нефти приблизиться к 50 долларам за баррель.
О стабилизации экономики говорят и другие показатели. Известно, что между рублей и валютой других развивающихся стран всегда существовала корреляция. Обычное соотношение разрушили кризисные для России годы, особенно пошатнулось положение российских денег в конце 2014 — начале 2015 года, когда было обострение украинских событий. В последние месяцы 2016 года рубль начал немного догонять валюту других развивающихся стран бразильского реала, южноафриканского ранда, мексиканского песо, турецкой лиры. Наблюдается прирост стоимости рубля на 10 %, когда большинство других валют показали спад.
Изменилось и отношение мирового бизнес-сообщества к России и ее экономике. Раньше иностранные инвесторы в виду политических событий последних лет говорили, что в экономику России опасно инвестировать, поскольку страна непредсказуема, и это сильно повлияло на падение рубля относительно доллара и евро. Разумеется, этот разрыв, который сформировался в 2014 году, по-прежнему сохраняется, но в 2016 году он стал немножко меньше. Это говорит о том, что иностранные инвесторы переосмысливают роль России в мировой экономике. И хотя Россия по-прежнему считается страной с более рискованными условиями вложения инвестиций, чем любая другая развивающаяся страна, но имидж ее начал меняться в лучшую сторону.
Об этом косвенно говорят многие события. Например, в июне состоится Петербургский международный экономический форум, и только по списку гостей, которые заявились на участие в этом мероприятии, можно судить, насколько поменялась ситуация. А список гостей очень представительный. Это главы крупных российских корпорации («Росатом», УК «РОСНАНО», ПАО «Газпром» и т.д. — ред.), крупнейшие международные и иностранные компании (Huawei Technologies Co, Nokia, SACE S.p.А., Samsung Electronics, — ред). Форумом заинтересовался даже ряд американских компаний (Teradata, The Boeing Company и т.д. — ред), хотя США прикладывают определенные усилия, чтобы на это мероприятие вообще никто не поехал. Но это не срабатывает, потому что политика политикой, а в США люди думают, прежде всего, о деньгах, а потом о каких-то принципах. Видимо, некоторые американские инвесторы почувствовали, что есть перспективные возможности для развития, и самые рисковые из них начинают рассматривать Россию как площадку для инвестиций. Эти тенденции также сказываются на курсе рубля.
Кроме того, эксперты наблюдают стабилизацию оттока капитала из России. Это означает, что деньги не только выходят из страны, некий капитал все равно приходит в российскую экономическую систему. Международное бизнес-сообщество в целом лучше относится к России, чем в 2015 году, и тем более в 2014 году. Однако не следует ожидать отмены санкций в этом году, хотя дискуссии об этом активно ведутся. Это хороший знак. Тем более, что российская сторона предприняла рад шагов, которые улучшили имидж страны. Например, отпустили летчицу Савченко, позже, возможно, еще кого-то отпустят или помилуют. Этого достаточно, чтобы международное сообщество посчитало, что Россия делает необходимые шаги для регуляции конфликтов и, возможно, готова к дальнейшей отмене санкций. Кроме того, для улучшения имиджа страны разработано немало пиар-кампаний, так что образ РФ будет постепенно улучшаться.
Реальные доходы населения замедлили свое падение
Внутри страны тоже происходят позитивные изменения, складывающиеся в тенденцию. Как известно, важнейший показатель для розничного кредитования — это уровень реальных доходов населения. От этого показателя зависит, сколько люди могут позволить себе взять в кредит, сколько у них останется сбережений. Со 2 квартала 2015 года реальные доходы населения упали почти на 5 %, вместе с ними упал и оборот розничной торговли более чем на 9 %. В 4 квартале 2015 года оборот розничной торговли упал на 12,7%, а потом начал потихоньку расти. В 4 квартале 2015 года реальные доходы населения начали расти после продолжительного падения, и к 1 кварталу 2016 года падение составило 3,9 % относительно 2 квартала 2014 года, то есть, по сравнению с 4 кварталом 2015 года прирост составил 1%. В связи с этим оборот розничной торговли показал не такое экстремальное падение, как на протяжении всего 2015 года. В 1 квартале 2016 года он составил всего минус 5,4 % от показателей 2014 года.
Нельзя сказать, что произошел перелом и экономика России выходит из кризиса, но на лицо замедленное падение экономики, и это в нынешних условиях — хорошая новость. Если инфляция в этом году составит 7 %, то реальные доходы населения стабилизируются и упадут всего на 1-2 %. На доходы повлияет и номинальный рост заработных плат в некоторых отраслях экономики. В течение года показатель номинальной зарплаты может вырасти на 5 %.
Еще один благоприятный фактор развития экономики, и банковского сектора в частности — «зачистка» среди игроков рынка. ЦБ не снижает темпы отзыва лицензий у банков. Число банков с действующей лицензией за 2013-2016гг. сократилось на 24,8 % и в мае 2016 года составило 646 организаций. За этот период было отозвано всего 228 лицензий, в том числе 35 лицензий у банков, находящихся в диапазоне 51-200 млн рублей по величине активов (23,3 %), 63 лицензии — в диапазоне 201-500 (21,0 %), 128 лицензий — в диапазоне с 501 и больше (35,7 %). Также за этот период было ликвидировано 27 кредитных организаций в связи с реорганизацией. Основная часть пострадавших — мелкие банки. Сокращения не говорят, что уменьшается доля присутствия бизнеса на рынке, ведь потери лицензий среди крупных банков единичны. Просто регулирование в банковской сфере остается жестким.
Ключевая ставка может потерять несколько пунктов
Мы уже привыкли, что основным фактором, влияющим на процентные ставки банков, является ключевая ставка. Вместе с ключевой ставкой сихноронно меняются ставки у коммерческих банков. Так в конце 2014 года у всех банков резко выросли ставки, причем сначала депозитная, потом кредитная. Если ключевая ставка падает, как это было в течение 2015 года, то начинают постепенно падать депозитные ставки, а за ними — кредитные.
Сейчас возникла довольно-таки интересная ситуация: ключевая ставка достаточно долго не менялась, но банки начинали снижать ставки, не дожидаясь решения ЦБ. Сам регулятор считал, что риски достаточно высоки, чтобы снижать ставку, и раньше банковский сектор прислушивался к рекомендациям ЦБ. Теперь же банковский сектор активно сигналит ЦБ, что ключевую ставку надо бы снизить. Эта тенденция особенно заметна в части депозитных предложений для физических лиц сроком до 12 месяцев. С ноября 2014 года этот показатель практически был равен ключевой ставке и колебался в районе 12-13 %. Сейчас он серьезно от ключевой ставки отклонился.
Банковское сообщество настолько было уверено, что ставка будет снижаться, что некоторые банки уже начинали потихоньку снижать свои ставки по кредитам и депозитам. По моим подсчетам, Центробанк может понизить ключевую ставку на пол-пункта (на минувшей неделе ставка снижена на 0,5 процентных пункта — ред). Это будет означать, что система процентообразования станет больше рыночной, поскольку не только внешний регулятор определяет действия банковского сообщества — к этому нас подталкивает сам рынок. Если ЦБ прислушается и ставку понизит, то это будет означать, что в нашем государстве сложились нормальные рыночные, а не диктаторские, отношения между регулятором и финансовым сообществом.
Клиенты ждут от депозитов надежности
Согласно данным за январь-апрель 2016 года, портфель привлеченных средств физлиц в банковской системе сократился на 2,3 % (без учета переоценки он увеличился на 1,1 %). Валютная составляющая данного показателя достаточно велика, и в некоторых банках она составляет 50 % от портфеля. В среднем это 40 %. Но укрепление рубля в последние месяцы уменьшает объем иностранной валюты в портфеле.
В апреле аналитики наблюдали небольшой прирост средств населения. Несмотря на то, что население уже три года живет в ситуации снижения реальных доходов, все равно люди находят деньги, чтобы делать сбережения. Большая часть денег уходит на повседневную жизнь, но если человек собирается откладывать средства, он все равно выбирает банки. Пока это доминирующая форма сбережений на финансовом рынке РФ.
Если посмотреть на структуру распределения депозитов, то мы увидим, что большую часть вкладов люди оставляют в крупных банках — Сбербанк, ВТБ-24, Газпромбанк, Россельхозбанк и т.д. Это крупные банки, которые выстроили свои отношения с государством, хотя нельзя сказать, что именно они предлагают самый высокий процент на рынке. Сейчас для людей решение о вкладе — это некий компромисс между надежностью и доходностью. Так было всегда, только во время кризиса этот компромисс сместился в сторону надежности: люди готовы потерять несколько пунктов в процентной ставке, но зато обрести некоторые гарантии сохранения денег.
Мы говорим о рублевых депозитах и кредитах. С валютой дела обстоят иначе. Сейчас в банковском секторе валютные ставки крайне низкие. Это объясняется тем, что банки не знают, где размещать полученную валюту. Поскольку кредитование внешнеторговых операций снизилось из-за того, что сократился торговый оборот, кооперациям требуется меньше валютных средств. Как известно, физических лиц давно никто не кредитует в валюте. История с валютными ипотечниками лишний раз показала, что сейчас кредитование в валюте — крайне рискованное решение, отчего операции такого рода сократились до нуля. Теперь банкам просто негде размещать валюту, чтобы получать достаточную выгоду от операций. Играть же на курсе — несерьезное занятие для серьезных банков, кроме того, игра с валютными курсами несет определенные риски, на которые не всякий готов пойти.
Поэтому сейчас банки стараются привлекать валюту максимально дешево. У состоятельных клиентов есть достаточно крупные средства, размещенные в тех или иных валютах, но ставки там минимальны. Порой ставка колеблется в десятых долях процента. По сути, делая депозит в валюте, человек не зарабатывает, а хеджирует валютные риски на случай, если рубль начнет резко падать.
Клиентам интересны ипотечные кредиты, но не нужны машины
Вместе со стабилизацией ситуации на финансовом рынке возникают условия для роста кредитования. Пока показатели в этом секторе по-прежнему находится в отрицательной зоне: автокредитование упало в 2015 году на 22,8 % в 2016 году — 20,2 %. Постоянно снижаются портфели по кредитным картам и потребительским кредитам. Растут только ипотечные кредиты: в 2016 году прирост составил почти 3 % относительно 2015 года. На эту ситуацию повлияло государство со своей программой и субсидиями для молодых семей.
ВТБ-24 в начале 2016 года заметил у себя рост спроса на потребительские кредиты. Мы рассчитывали, что в первом полугодии будет снижение портфеля, но этого не произошло. Снижение вышло номинальным, прироста практически не было. Люди постепенно возвращаются в банки. При этом качество платежеспособности не падает. Было немало предположений, что клиенты интересуются кредитами, потому что им не на что жить. Но банковский сектор не выдает кредиты, если наблюдаются слишком высокие риски. Кроме того, доля кредитов на «повседневные расходы» не превышает 9 %. Доля кредитов «по семейным обстоятельствам» всего 8 %. И даже при завышенных требованиях к заемщику люди все равно обращаются в банки и находят возможности для получения денег.
В начале 2016 года выросла доля средств, которую люди тратят на обслуживание банковских кредитов. В первой квартале 2016 года потребители тратили 14,2 % от своей зарплаты на погашение кредитов и около 3,7 % на погашение процентов от кредитов. В 2015 году показатели были ниже — 12,3 % и 3,3 % соответственно.
Однако на эти показатели влияет и эффект «первого квартала». В первой квартале доходы населения, как правило, самые низкие, и от квартала к кварталу растут. То есть, в 1 квартале люди зарабатывают меньше, чем в последующих. На это влияют январские праздники, а также то, что реально люди начинают работать во второй половине января. То есть, население теряет как минимум полмесяца, не формируя свои доходы, и это особенно заметно при сдельной форме оплаты. Кроме того, все основные бонусные выплаты приходятся на конец года, а не на начало. В начале года люди тратят, а не зарабатывают.
Подводя итог, можно сказать, что спрос на кредиты растет, и он выше ожидаемого. Ипотека дошла до нового рубежа: по 1 кварталу 2016 года 30% сделок осуществляется за счет ипотечных кредитов. Обычно этот показатель падал относительно других кварталов, но здесь мы наблюдаем рост. Я думаю, что во втором квартале 2016 года мы будем наблюдать рост спроса на ипотеку, и она станет локомотивом роста банковского кредитования. Пока и рынок автокредитования, и рынок ипотеки оправдывают наши ожидания в падении и росте. В апреле 2016 году в России был зафиксирован минимум продаж автомобилей впервые за много лет — чуть более 100 тыс штук за четыре месяца. Это говорит о том, что люди пока не готовы идти на обновление автопарка. Их можно понять. Все-таки автомобиль – это товар длительного пользования, особенно в кризис. До кризиса люди меняли машину каждые два-три года, покупали новую или более мощную. Сейчас люди озабочены больше сервисом и ремонтом того, что у них есть.
Важно понимать, что потребительские кредиты во многом дублируют и повторяют ипотеку и автокредитование, отчасти замещают. Около 60 % потребительских кредитов — это по сути дела ипотека и автокредит, либо сопутствующие им займы. Пока наши эксперты не наблюдают большого роста рефинансирования (всего 6 % от общего объема рынка кредитования), однако я жду, что скоро эта услуга будет пользоваться большей популярностью. На это есть две причины. Первая: люди стремятся консолидировать свою задолженность, разместить все кредиты в одном банке, чтобы было легче управлять ими. Есть статистика по кредитным историям клиентов, и по ней заметно, что достаточно сильно сократилось количество кредитов на душу населения. Были те, кто взял по пять-шесть различных займов в разных банках, по итогам 2015 года количество таких клиентов снизилось на треть. Вторая причина: укрепляется тренд снижения процентных ставок. Человек, взявший кредит под более высокий процент, обязательно будет искать возможности для рефинансирования текущей задолженности, чтобы получить выгоду для себя. Например, клиент платил 20 тыс рублей банку, и при падении ставок кредитования он, конечно, хочет сократить ежемесячные выплаты до 16-17 тыс рублей в месяц. Происходит повсеместное снижение долговой нагрузки, а это сейчас очень важно.
В последнее время (в конце 2015 — начале 2016 года) наши эксперты наблюдают рост кредитов, которые люди берут на отдых и развлечения. Сейчас они составляют около 6 % от общего объема заемных средств. Еще 2-3 года назад процент таких займов был в несколько раз меньше. Это говорит о том, что люди уже не могут ездить в отпуск на собственные средства, но при этом не могут отказаться от этой статьи расходов. Отдых считается настолько важным событием в жизни многих людей, что они готовы регулярно брать для этого кредит.
Фото: Юлия Данилова
Анна Калинина
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
За 10 месяцев она выросла почти на 15%
А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…
Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра
Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края