Депутат, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию. 35-е место из 450 в рейтинге народных избранников, по версии сайта ПолитМетрика.рф.
Вместе с министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Нелюбовым Сергеем Александровичем Вы посетили в Новосибирске пункт проведения экзамена № 461 (МБОУ гимназия № 1). Готовы поделиться впечатлениями?
Увидеть ребят накануне того, как они входят в пункт проведения экзаменов, пообщаться с ними в течение этих десяти минут — колоссальное удовольствие, потому что ребята готовы, морально, в первую очередь, к аттестации. У них нет чувства повышенной тревожности. Есть чувство лёгкого волнения, нормального для человека, готовящегося сдать экзамен. Это не зависит от возраста — ребята абсолютно точно понимают, как проходить экзамены. Они проходят через рамки металлоискателя, готовы к тому, что в аудиториях есть видеокамеры. Более того, они готовы к самому экзамену по содержанию — прекрасно знают, какие задания их ждут, пробные варианты работы им были знакомы. Подготовка к экзамену была начата заблаговременно, и они совершенно спокойно шли на экзамен, уверенные в себе.
Были ли какие-то нюансы, отличающие эту сдачу экзамена от других?
Когда я задала вопрос, волнуются ли они, одна из девочек ответила: «Волнуемся не мы, волнуются наши родители — у них предынфарктное состояние!», и это действительно так. Зачастую родители испытывают гораздо большее волнение, чем их дети.
Накануне Левада-центр опубликовал исследования, согласно которым 48% россиян считают ЕГЭ менее справедливой системой оценки знаний, чем обычные экзамены. Какова Ваша точка зрения на сей счёт?
Я с этим не могу согласиться. Я внимательно посмотрела на опрос, который Левада-центр опубликовал. Они проводили опрос, в котором участвовали всего 800 человек из 16-и регионов России. Репрезентативность такой выборки — это то слабое звено в этом опросе, которое сводит результаты на нет!
Посмотрите на результаты исследований Высшей школы экономики, которые публиковались в конце прошлого года. Там видно, что отношение к ЕГЭ после лета 2014 года очень сильно изменилось. Появилось то самое доверие, которого мы все так долго ждали. Все оценили действия Рособрнадзора, которые реально позволили нам получить истинную картину.
Поскольку я ЕГЭ занимаюсь профессионально и достаточно давно и, помимо общедоступных результатов опросов, располагаю собственными аналитическими материалами, то могу совершенно точно сказать, и исследования Высшей школы экономики это подтверждают, что ответы на один и тот же вопрос очень сильно отличаются, в основном, по возрастному признаку. Если молодое поколение в целом приняло ЕГЭ, видит для себя плюсы, в частности, возможность поступить в вуз без повторного экзамена, то люди старшего поколения, которые сами экзамен не сдавали, пользуются слухами, сомнительной информацией, которая появляется в СМИ, то есть судят «с чужих слов». Конечно, у них отношение формируется отрицательное. Те, кто профессионально работает с ЕГЭ (учителя, преподаватели вузов), оценивая ребят, поступивших по результатам ЕГЭ в вузы, видят положительную динамику.
Каковы основные отличия ЕГЭ образца 2015 от предыдущих версий?
На первых порах ЕГЭ действительно напоминал «угадайку», за что его заслуженно критиковали. Сегодня, я вас уверяю, это действительно адекватный инструмент. Оценка, которую даёт ЕГЭ, она действительно соответствует реальной подготовке ребёнка. В Плехановском институте экономики на конференции по патриотическому воспитанию ректор Высшей школы экономики Виктор Иванович Гришин приводил пример, заслуживающий внимания. Отличия нынешнего, так называемого «честного ЕГЭ», от ЕГЭ 2013 года, где были зафиксированы массовые нарушения, просто колоссальные. Если по итогам 2013 года на первом курсе было отчислено 320 ребят, то по итогам 2014 года — всего 170. Более того, успеваемость первокурсников более высокая. Те меры, которые были приняты в 2014 году и которые усиливаются сейчас , позволяют нам говорить, что баллы, которые получены на ЕГЭ, — это объективная оценка знаний учеников. Это совсем не значит, что система идеальна, мы совершенствуем её. Мы возвращаем сочинения, мы вводим устную часть для иностранных языков. Я уверена, что вернётся устная часть на таких экзаменах, как литература и обществознание, но процесс должен идти поэтапно и постепенно.
Есть ли видимые и значительные результаты, которые говорят об успехах в реформировании ЕГЭ?
Говоря о первых результатах ЕГЭ в нашем регионе, не могу не поделиться первыми результатами этого года — сибиряки оказались очень сильны в математике. Вы только подумайте: 74% на базовом уровне получили 4 и 5. Это просто великолепный результат, потому что базовый уровень — это, как правило, гуманитарии, те ребята, которые математику не рассматривают как профильный предмет. Сдать на 4 и на 5 — это не просто выполнить минимальные семь заданий, но и задания второй части, которые требуют хорошего уровня подготовки. Также по Новосибирской области произошло повышение среднего балла экзамена по литературе на десять единиц — 62 в прошлом году и 72 в нынешнем Повысился средний балл на экзамене по русскому языку: в прошлом году 62, в этом году 66 — это высокие результаты.
Сегодня и педагоги достаточно профессионально организуют учебный процесс, и сами дети по-иному относятся к результатам, к которым стремятся. Все понимают, что добиться этих результатов можно только реальной подготовкой к экзамену и надеяться можно только на себя и свои способности. С другой стороны, появились возможности благодаря методической работе и обилию пособий готовиться как самостоятельно, так и под руководством педагогов.
Каково Ваше отношение к такому нововведению, как эссе?
Одного эссе для литературной карьеры, конечно, маловато. Но то, что мы вернули сочинения в экзамен, пусть пока в такой форме, упрощённой, я считаю что это определённый шаг вперёд, так как мы возвращаемся к необходимости для выпускников умения владеть письменной речью. Это очень хорошо! Не важно, в какой области специалист будет работать, какое образование он будет получать, может он вообще ограничится школьным курсом, важно то, что человек умеет связно выражать свои мысли. Это очень нужное качество, оно помогает человеку в жизни.
Вы курируете проект партии Единая Россия «Модернизация образования». Какова судьба реализуемых пилотных версий этого проекта?
В качестве примера реализуемого пилотного проекта приведу наш Новосибирский государственный педагогический университет, который получил право реализовывать новую форму подготовки педагогов. Выражается она в том, что мы приближаем условия получения образования к практической деятельности. Организованы стажировочные площадки на базе ряда школ Новосибирска и Новосибирской области. Они становятся для студентов педагогического вуза, по сути, нормальной рабочей площадкой при подготовке к будущей профессии. Это, на мой взгляд, точно даст свои плоды. Любая профессия требует профессиональной практической подготовленности, что мы и пытаемся сегодня внедрить в профессиональное педагогическое образование. В рамках пилотного проекта «Модернизация образования» появились новые программы подготовки педагогов. Мы понимаем, что сегодня в школу должны прийти педагоги с новым уровнем знания и понимания своего предмета, владеющие новыми стандартами и готовыми к их реализации.
фото expresspublishing.ru
Матч закончился со счётом 2:0
Ведомство заинтересовалось цепочкой роста цен на масло, хлеб и картошку
В интересных для инвесторов локациях региона уже наблюдается дефицит земельных участков
Второй выпуск облигаций оказался для эмитента очень тяжелым
Компания внесена в «черный список», ее директор дисквалифицирован
Большинство азиатских плодов импортировали из Таиланда