Categories: Политика

Энциклопедия откатов в интернете

— Народный контроль сегодня самый эффективный инструмент борьбы с расточительностью и «серыми» схемами в системе госзакупок, — считает руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Антон Гетта. Первые результаты этой борьбы уже есть и в Новосибирской области.

Проект «За честные закупки» контролирует работу государственных и муниципальных органов с помощью портала госзакупок. Обнаруживаются конкурсы, которые свидетельствуют либо о расточительстве (как в случае с банкетами новосибирского правительства для VIP-персон, либо о «серых» схемах в проведении тендеров. Кстати, губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина задержали именно после критики ОНФ.

Главной движущей силой проекта «За честные закупки» являются даже не штабные «фронтовики», а так называемые активисты, число которых сегодня в стране уже превысило 10 тысяч человек. Немало таких и в нашей области.

На обеды для VIP-персон можно построить 15 садиков

— Антон Александрович, сегодня Народный фронт заявляет о необходимости активнее привлекать общественников к проверке госзакупок. Каким образом это можно делать? Ведь сама информационная система не очень прозрачная, в ней даже специалисты с трудом порой что-то находят.

— Привлечение к проекту как можно большего числа активистов — одна из главных задач Всероссийского народного фронта. Для этого надо рассказывать больше о работе, о результатах. Тем более, что похвастаться есть чем.

Те же три миллиона, которые в Новосибирской области собирались потратить на банкеты. Вроде мелочь. Но таких трат по всей стране мы предотвратили на три миллиарда. На эту сумму можно как минимум 15 садиков построить.

На нашем сайте мы стараемся создать все условия, чтобы минимизировать усилия активистов, тем более, что эту работу они ведут безвозмездно, только по своим патриотическим убеждениям. Наш ресурс связан с сайтом zakupki.gov.ru., что значительно упрощает формирование запросов и жалоб. Например, можно подать автоматическую жалобу в Федеральную антимонопольную службу, при этом активисту уже не надо терять время на переписывание названия заказчика, предмета закупки, суммы и т. д. Большая часть этого документа по умолчанию будет уже заполнена — остаётся только грамотно составить обоснование.

Мы много взаимодействуем с нашими активистами напрямую. Проводили трёхдневный форум по госзакупкам, где могли пообщаться представители народного контроля с чиновниками. Конструктивный диалог был. Все друг друга поняли.

— Каков портрет среднестатистического активиста? Кто эти люди?

— Это фрилансеры, в основном молодые люди, студенты, те, кто работает в вузах, но есть и предпринимательское сообщество. Иногда до нас доводят информацию в результате конкурентной борьбы, например, когда один предприниматель не смог выиграть конкурс и знает, что была использована «серая» схема, потому что его конкурент договорился об откате с заказчиком. Мы и такую информацию используем.

Среди активистов есть и работники компаний, участвующих в закупках. Есть случаи, когда нам информацию подает ответственный контрактный управляющий, то есть тот, кто размещает информацию об этой закупке. Говорит: «Меня вице-губернатор заставляет сделать это, но я же понимаю, что вы потом ко мне и придёте». А мы объясняем: «Ты вице-губернатору покажи результаты нашей работы, и пусть он больше тебя об этом не просит». Людей, которые не хотят выполнять сомнительные команды высшего руководства, мы будем защищать.

Лучше сейчас стучать, чем потом перестукиваться

— А не приведёт ли это к злоупотреблениям, сведению счетов, «стукачеству»?

— Главная наша задача — изучить и понять, есть ли фактура. Есть такая шутка — лучше сейчас стучать, чем потом перестукиваться. Как хотите называйте: сигналы, «стукачество», гражданская позиция, активность — всё это та информация, которую мы используем в своей работе.

Если президент об этом просит общественность — помочь, подключиться — какое же это «стукачество»?

— У вас существует механизм анонимности: чтобы человек, подавший сигнал был уверен, что не пострадает?

— У нас простая форма регистрации на сайте. Там активист может себя назвать человеком-пауком, бэтменом или, как положено, указать фамилию, имя, отчество, обратную связь, электронную почту, телефон. Раньше было больше анонимных зарегистрированных пользователей, сейчас в основном подают реальные данные. Причём сами активисты нас просят, чтобы мы о них больше рассказывали, называли их имена. Страна должна знать своих героев. Хотя, конечно, какие-то анонимные сообщения ещё поступают, мы их вместе с региональными исполкомами, экспертами все отрабатываем.

Остап Бендер и «Wiki-тыринг» за честные закупки

— А на что должен обращать внимание активист при изучении сайта госзакупок, чтобы понять, что допускается злоупотребление?

— Много информации в помощь активистам есть на нашем сайте в разделе «Wiki-тыринг». В этой рубрике мы свели все хитрые схемы, которые используют недобросовестные чиновники в системе госзакупок для того, чтобы получать откаты. Когда мы этот раздел составили, поняли, что он пользуется большой популярностью у наших активистов, и решили выпустить уже на бумажном носителе своеобразное учебное пособие и раздать его нашим коллегам, в том числе из контролирующих органов. Сначала задумали издание в виде книги про Штирлица, но поняли, что не имеем право марать светлый образ нашего разведчика, и сделали в виде сравнительно честных методов обогащения Остапа Бендера. В электронном виде эту книгу мы обязательно разместим на нашем сайте.

Главное — показать чиновникам: всё, хватит, тормозите, нам все ваши хитрости известны. Журналисты иногда спрашивают, не будет ли это учебным пособием для недобросовестных руководителей. Нет, пусть знают, что всё это известно: такая книга появилась у следственного комитета, прокуратуры, УФАС, Счётной палаты. Может, будет меньше желающих чиновников эти схемы реализовывать.

Народный фронт против корпоративов

— Известно, что больше всего серых схем отрабатывается в области строительства. По вашим ощущениям, после начала работы проекта, изменения работе чиновников появились?

— Изменения есть. Наш проект был запущен 1 сентября 2013 года. Перед Новым годом, как всегда, повально по всей стране шли корпоративы. После того, как мы включились, большую часть отменили — по нашим оценкам, на 250 миллионов рублей. Конечно, и в этом декабре некоторые пытались проводить корпортивы, чтобы таким образом — кулинарными изысками, приглашением звёзд эстрады — подвести итоги, мотивировать своих сотрудников к лучшей работе. Но мы поправляем.

Торги — это отдельное направление работы наших активистов. Мы в апреле 2014 года первый раз Владимиру Владимировичу Путину показали, как отдельные муниципалитеты распродают имущество: детские сады, школы, дома культуры за шапку сухарей уходят. А через месяц-два появляются на коммерческих сайтах продажи недвижимости в десятки раз дороже. И по Новосибирску, по-моему, такие сигналы были — это среди претензий к прошлому губернатору.

Яркий пример в Орловской области — там дом культуры продали за 242 тысячи рублей, а через три месяца его на частном сайте продавали за 6,5 миллиона рублей. Другой пример: Росимущество продавало четыре здания в центре Москвы за 39 миллионов, а через некоторое время на коммерческом ресурсе только одно из этих строений было выставлено за 75 миллионов. Понимаем, что кто-то с кем-то договорился.

Мы попросили президента на прошлом Форуме действий поддержать нашу инициативу перевода этих продаж на электронный вид аукционов по примеру с госзакупками. Эта инициатива сейчас отрабатывается вместе с Минкомсвязью России. Мы хотим, чтобы все ресурсы государства — лицензии на недра, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса — проходили через электронный вид, потому что это самый эффективный и прозрачный способ закупок.

Кто-то не может, кто-то не хочет, кто-то боится

— Если те структуры, которые обязаны контролировать процесс, не справляются, а это лучше делают активисты ОНФ, то зачем вообще содержать весь этот госаппарат?..

— Поймите, у нас нет претензии к контролирующим органам. Понятно, что одни лучше справляются, другие — хуже. Вот, Игорь Артемьев, руководитель ФАС сигналы всех наших активистов берёт в работу, обсуждает с нами. Конечно, на местах есть отдельно взятые начальники — в семье не без урода, которые даже пытаются спорить с центром. Их поправляют. Татьяна Голикова, руководитель Счётной палаты, уже начала нашими словами говорить про то, как надо бороться с закупками роскоши. Пенсионный фонд, прокуратура всегда отзываются на наши сигналы. Здесь претензий никаких нет. Не государственные службы плохие. Просто так получается, что на сегодняшний день народный контроль — это самый эффективный инструмент борьбы — спасибо активистам.

— Антон Александрович, как вы оцениваете работу новосибирского отделения ОНФ и эффективность реализации проекта «За честные закупки» в нашем регионе?

— В Новосибирской области проект реально работает. Не во всех регионах вообще хоть одна тема была поднята — сложно. Кто-то не может, кто-то не хочет, кто-то боится. У вас пошли сигналы, а главное, пошёл конструктив. Может, эти три миллиона кажутся мелочью, но губернатор эту закупку всё же отменил…

Фото: Ростислав Нетисов, depositphotos.com

 

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирские политологи ожидают скорого раскола общества в США

При этом, независимо от результата выборов, для России ничего хорошего ждать не приходится

18 минут ago

Автобус № 36 в Новосибирске теперь ходит чаще

Количество автобусов на маршруте увеличилось после обращения жительницы города в прокуратуру

48 минут ago

«Доктор исцелит твой недуг»: мигранта-извращенца задержали в Новосибирске

Иностранец заглядывал в окна и совершал непотребства на детской площадке

1 час ago

Недоимка по налогам превысила 6 млрд рублей в Новосибирской области

Более 30 процентов в недоимке составляет налог на прибыль организаций

1 час ago

В Новосибирске на улице Мира по обновленным рельсам начали курсировать трамваи

В городе подходит к концу сезон ремонта дорог. В этом году в общей сложности отремонтировано…

1 час ago