Эпоха спекуляций заканчивается — наступает эра созидания

Старт «на свои»

— Ярослав, можете рассказать о старте проекта? Как в голову пришла мысль о создании маячков для пешеходов?

— Пришла она не ко мне, а к моему отцу, Сергею Шевелеву, — это наш семейный проект. Два с половиной года назад он увидел во сне, как ехал на автомобиле и дорогу переходил человек у которого в руке горит свеча, он видит ее и резко тормозит перед пешеходом. Проснулся, поискал в интернете, и понял, что в мире нет ничего подобного. Сделал чертеж, запатентовал идею и сейчас мы уже выпускаем первую партию маячков в продажу.

Мой отец является патентообладателем, а я генеральным директором нашей компании «Гало», которая является единственным правообладателем и дистрибьютором нашей продукции.

— Были сложности с патентованием? Это занимает много времени, дорого стоит?

— Обычно патент выдается около двух лет, мы его получили примерно за год. Наверное, в Роспатенте увидели, что идея, с одной стороны, достаточно простая, с другой, в ней есть изюминка. С патентом нам помогала новосибирская фирма, которая работает на этом рынке профессионально, за исполнение заказа мы заплатили около 50 тыс руб.

— До этого у вас был опыт предпринимательской деятельности?

— Отец уже состоявшийся, успешный предприниматель, по основной специальности архитектор. У меня также есть опыт работы в бизнесе, в госструктурах, я занимался и общественной деятельностью.

— В таком случае, первоначальные вложения были свои?

— Да, пока мы развиваем проект исключительно на свои деньги. Первоначальные вложения составили около 1 млн руб: разработка дизайна, прототипа, технические чертежи, подключение, испытание устройства на устойчивость воздействия разных факторов. Сколько в целом затрачено на проект озвучивать не буду — это коммерческая информация. Однако, по нашим расчетам, мы выйдем в плюс уже в феврале будущего года.

— Сколько сотрудников сейчас работает в вашей компании?

— До 15 человек. Я не сторонник того, чтобы раздувать штат, чтобы люди просиживали до конца рабочего дня и ничего не делали. Предпочитаю платить больше, но чтобы сотрудники не боялись брать на себя дополнительный функционал и ответственность. Выбираю проектный подход, когда перед каждым человеком ставится задача, он ее решает, реализуя себя. Однако, мы всегда думаем о развитии и находимся в постоянном поиске талантливых людей.

Плагиат не страшен

— Как маячок из идеи получил физические воплощение?

— Отец сам составил техническое задание с которым обратился в Технопарк Академгородка, приложил чертеж, графическое выполнение изделия. Там мы работали с фирмой, имеющей мировой опыт создания продуктов с нуля, вплоть до разработки дизайна, и продвижения на рынок. Они искали способ реализации идеи и ее воплощения в жизнь. В этот момент мы уже находились в стадии оформления патента и, по российскому законодательству, наши права были защищены.

— Когда планируете запускать в промышленное производство?

— Мы уже запустили. На днях пришла первая партия 10 тыс единиц, находится на складе готовой продукции в Новосибирске, и мы постепенно распределяем ее по торговым точкам в регионах России. Сейчас находимся на стадии подписания массовых договоров с розничными сетями.

— Где расположено производство?

— За границей, в Тайване. Параллельно мы вышли на рынок Китая. В КНР у нас сейчас работают представители, которые имеют серьезные возможности на китайском рынке, где мы увидели большой интерес к нашему продукту. В этой стране больше населения, выше смертность на дорогах в результате ДТП. Кроме того, у них другой менталитет. Китай — единственная страна в мире, где полицейские обязаны на погонах носить проблесковые красно-синие маячки, так что население уже с пониманием относится к идее маячка для пешеходов. Кроме того, китайцы просто любят мигающие и светящиеся вещи.

— А почему не открыли производство в России?

— Мы изучали эту возможность, вели переговоры с местными производителями. Однако, рыночная стоимость продукции в такой ситуации составила бы минимум 1100 рублей. Для того, чтобы добиться более доступной цены мы были вынуждены сотрудничать с иностранным предприятиями. В принципе, в этом нет ничего плохого. 85% планшетов, телефонов и прочей техники в мире сегодня производится в Китае и Тайване. Почти вся электронная и светодиодная техника сегодня родом из КНР. И вопреки сложившемуся мнению, не все, что производится в Китае, плохого качества. Если выбирать добросовестных партнеров, то с этим проблем не будет.

В перспективе, не исключаем, что после выхода на большие масштабы, откроем предприятие «под ключ» в России. Пока это требует слишком больших инвестиций. Однако, хочу подчеркнуть, что наша компания юридически зарегистрирована в Новосибирске, в Академгородке, мы принципиально работаем полностью «в белую» и платим все налоги.

— Сколько сейчас стоит ваше устройство?

— В рознице цена варьируется от 690 до 990 рублей, в зависимости от города.

— Не боитесь, что вашу идею украдут, если она так проста в исполнении? Тем более, что вы планируете выходить на рынок Китая…

— Действительно, как только мы заявились на рынок, сразу появилось много людей, которые хотели скопировать нашу идею, но по закону в России они не имеют права это делать, а технически — просто не могут.

Что касается Китая, есть такая мысль, что китайцы что попало подделывать не будут. Если они начали это делать, значит товар действительно стоящий. Так что не видим в этом ничего страшного. Сегодня в мире много подделок, но настоящий потребитель не будет покупаться на ерунду — он купит оригинал. Мы ориентированы на потребителя, который заинтересован получить качественное устройство, а не только в его наличии. Тратить же деньги и силы на борьбу с плагиатом, считаю, бессмысленно.

— Каков срок службы вашего устройства?

— Три года, к нему прилагается обычная пальчиковая батарейка, рассчитанная на 100 часов непрерывного моргания. В ближайшее время, планируем сменить ее на аккумуляторную, чтобы батарейку можно было подзаряжать. Рассматриваем в качестве варианта и литий-ионные аккумуляторы, которые разрабатывает новосибирская компания «Лиотех». Специализированный отдел в Технопарке тестирует ресурсоемкость таких батареек, их поведение в мороз и жару. Кроме того, для нас важно, чтобы смена источника питания не сильно повлияла на стоимость устройства.

Джекпот или как работать с государством

— Как подбираете точки продаж в России?

— Мы к кому попало не выходим с предложением о партнерстве. Выбираем точки с хорошей локацией, островки в торговых центрах, где большой поток покупателей. В планах организовать поставки по всей России. Сейчас маячки поступают к нашим партнерам в Ноябрьск, Томск, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Если честно, то мы не были готовы к тому спросу, который сформировался на нашу продукцию. В 2016 году я участвовал с проектом в международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который проходил в Санкт-Петербурге при поддержке Совета Федерации РФ. После того, как я сделал доклад, к нам поступило много обращений от руководителей ГИБДД разных регионов России, которые попросили прислать им маячки на пробу и для испытаний.

— Каков потенциал рынка в стране в целом?

— Он огромен. С одной стороны, это простой и понятный продукт, с другой, статистика гибели людей на дорогах страны в ДТП в вечернее время, к сожалению, удручающая — по статистике ГИБДД, за 2015 год в РФ зарегистрировано более 51 тыс ДТП с пешеходами, в которых 47,2 тыс человек были ранены или остались инвалидами, более 6,2 тыс пешеходов погибло. Да, общий уровень ДТП постепенно снижается, но с участием пешеходов почему-то растет.

Первый год, не исключаю, будет сложно, но менталитет людей постепенно меняется и, думаю, что через 2-3 года население РФ будет готово массово использовать это устройство.

— А кто ваш основной покупатель?

— Это инвалиды, которые относятся к повышенной группе риска, пенсионеры, которые бояться переходить дорогу в вечернее время и каждый такой переход сопровождается стрессом. Для них маячок не только средство защиты, но и психологической разгрузки.

Самая большая и массовая категория это, конечно же, школьники. Дети в нашей стране часто идут в школу, возвращаются из нее, ходят на кружки и секции уже в темноте, а освещенность пешеходных переходов, как правило, очень слабая. Кроме того, в России немало городов с населением до 50 тыс человек, где в принципе, нет освещения. Маячок видно с расстояния 250 метров. Уверен, что родители будут покупать наши устройства, чтобы позаботиться о безопасности своих детей. При переходе через дорогу их можно держать в руке, повестить на шею, прикрепить к боковому карману, к рюкзаку, закрепить на велосипед или коляску.

— Каким образом вы планируете продвигать продукцию в целевых группах?

— Мы уже работаем с сообществами инвалидов, пенсионеров, начинаем выходить в школы. Мы заручились поддержкой со стороны минобразования РФ, которая будет носить информационный характер — мы сможем в школах рассказывать о нашем продукте. Пробную партию заказало министерство транспорта Новосибирской области. На уровне Совета Федерации рассматривается возможность создания целевой программы в рамках которой могут выделяться субсидии для покупки маячков малообеспеченным гражданам. Например, для жителей сел даже 690 рублей сегодня это достаточно дорого, а проблема безопасности на дорогах для них не менее актуальна, чем для жителей городов.

Кроме того, в списке наших инструментов интернет-продвижение, выход на потребителя через средства массовой информации.

— Можно сказать, что вы выиграли джекпот: вас поддерживает государство. В чем специфика работы с властью? Многие предприниматели жалуются на препоны со стороны надзорных и контролирующих органов…

— У нас большой опыт работы с государством, в том числе по предыдущим проектам. Если честно, то, на мой взгляд, проблема не в государстве, а у людей в голове. Да, конечно, есть отдельно взятые чиновники, которые могут причинять проблемы бизнесу, но в целом государство сегодня реально способствует развитию предпринимательства. Возможно, не так успешно, как в других странах, но процесс идет. Если человек думает, что государство его не понимает, что оно мешает — это заблуждение, в первую очередь нужно посмотреть на себя. Государство сегодня готово выступать в роли партнера по диалогу. Однако, если человек идет к чиновнику с просьбой помочь пролоббировать его проект, то нужно понимать, что таких как он к госслужащему приходит тысячи. Помогают тем, кто реально уже чего-то добился, зарекомендовал себя, кто умеет не только болтать, но и делать, кто уже оттестировал свой продукт, может доказать его эффективность, что он способствует решению какой-то проблемы. Вот тогда предприниматель может получить и административную, и информационную, и финансовую поддержку.

От стартапа к венчурным инвестициям

— Планируете расширять географию работы?

— Да, безусловно. Мы сейчас ищем партнеров по всей России. Если кому-то интересно работать с нашим продуктом, представлять наши интересы в регионах, то мы готовы обсуждать варианты взаимовыгодного сотрудничества.

— Есть у вас в портфеле другие разработки, помимо маячка?

— Есть проект, который мы планируем развивать в 2017 году. Он ориентирован под конкретный госзаказ, но пока я его анонсировать не буду.

Кроме того, у нас есть наработки по усовершенствованию действующего устройства, повышению его яркости, добавлению еще ряда характеристик. Их мы тоже раскроем в 2017 году. В настоящее время наши партнёры в Технопарке работают над этим вопросом. Мы также будем готовы сделать рынку новые предложения. Маячок — наш первый и самый простой продукт, дальше будут еще интереснее.

— А расширять сферу деятельности планируете?

— Да сейчас мы рассматриваем проекты уже в качестве частных инвесторов. Если у кого-то есть интересные, заслуживающие внимания разработки, которые могут выстрелить на рынке, то мы готовы предоставить финансирование и помочь в реализации идеи. В 2018 году мы планируем создать инвестиционный холдинг, который будет включать в себя все виды поддержки перспективным инновациям, включая их продвижение на рынке. Ко мне уже сейчас многие обращаются за советом, просят поделиться опытом продвижения проекта и эта тема сейчас активно набирает обороты. Думаю, что сейчас приходит время, когда на рынке будут активно открываться не кафе и магазины, а небольшие предприятия, которые будут создавать новую продукцию, наступает эра творчества и созидания. Эпоха спекуляций заканчивается. Тот, кто сможет это понять — останется на рынке. Мы хотим быть в числе первых, кто подхватит эту волну, поможет талантливым людям реализовывать свои идеи.

Так что если у кого-то есть интересные проекты — обращайтесь, будем их реализовывать вместе!

Фото: из личного архива.
Авторы проекта решили не публиковать свои фото из соображений конфиденциальности.
tkrasnova

Recent Posts

«Новосибирскхлебопродукт» выплатит дивиденды за 2023 год

На эти цели компания направит 111 млн рублей из чистой прибыли.

16 часов ago

Квартирные предпочтения новосибирцев оценили в группе «Самолет»

В топ приоритетов вошли минималистический дизайн, умный дом и большое количество мест для хранения.

18 часов ago