В 2017 году в России корректируются правила налогообложения и расширяются границы контроля, все это направлено на уничтожение «обнала» и других незаконных схем ухода от налогов. Ведущий юрист и эксперт по налоговому планированию Владимир Туров комментирует, как бизнес может зарабатывать в новых условиях.
— Владимир Викторович, какие вопросы в сфере налогообложения сегодня наиболее актуальны для бизнеса?
— Государство усиливает контроль и меры наказания для микробизнеса, малого бизнеса и среднего бизнеса в области налоговых обязательств. Это ужесточение администрирования страховых взносов, резкое ужесточение администрирования порядка взимания НДС, введение КИЗов — специальных знаков, которыми маркируют одежду, введение онлайн-касс. Именно эти вопросы предприниматели чаще всего задают мне на семинарах. Я думаю, это связано c тем, что бизнесменам просто необходимо понимать, что же им делать дальше, как правильно выйти «из тени», чтобы в кармане не стало меньше денег.
— Какие методы ведения бизнеса сегодня грозят крахом?
— Прямая связь с «обнальными конторами». Самое опасное — это обналичивание средств под грузоперевозки, на втором месте — под прочие услуги, и на третьем — под выполненные работы. Степень опасности зависит от того, насколько легко и быстро ФНС и автоматизированные системы контроля могут выявить факт «обналички».
С нового 2017 года станет опасна «конвертная» заработная плата. Уже принято решение о передаче ее администрирования налоговой службе. Кроме того, вводится уголовная ответственность за неуплату страховых взносов. Закон вступит в силу с 1 января 2017 года.
— С чем, на ваш взгляд, связано ужесточение контроля за уплатой страховых взносов?
— Всё очень просто и со стороны государства прагматично и правильно. Во-первых, эффективность работы налоговиков, в части взыскания сумм доначисленных страховых взносов, минимум в 4-5 раз выше, чем у ПФР. Думаю, именно поэтому решили вернуть право проверок и взысканий страховых взносов налоговикам. Вторая причина вытекает из первой: ПФР работает с огромным дефицитом, который прогнозируется в размере 1,6 триллиона рублей. Государство надеется руками налоговиков сделать ПФР прибыльной организацией. В-третьих, не важно, как называются деньги, идущие на пенсии, по сути своей природы — это налоги. Поэтому государство принимает решение оставить за ПФР лишь бумажный учет, забрав себе право распоряжаться «накоплениями» граждан. В-четвертых, так просто удобнее. Приходят проверяющие и сразу проверяют все налоги, сборы, пошлины, страховые — полный централизованный контроль.
— Чем с 2017 года будут опасны зарплаты «в конверте» для работодателей?
— «Обнал» ради снижения НДС, налога на прибыль и как основа для «конвертных» зарплат, по-прежнему, более опасен, чем сами по себе «конвертные» зарплаты. Но, учитывая, что «обнал» быстро уходит в прошлое и исчезает, «конвертная» заработная плата по степени опасности для бизнеса может выйти на первое место.
Учитывая, что в России уже есть десяток разного рода систем тотального контроля, платить «серую» зарплату с каждым годом будет все тяжелее. Есть ещё один фактор: пропаганда со стороны государства, призывающая рядовых сотрудников сообщать, кому следует, о «конвертной» зарплате. С введением уголовной ответственности, у сотрудников и ФНС появляются дополнительные рычаги воздействия на работодателей.
— Как в такой ситуации действовать работодателям? Есть ли в нынешней экономической ситуации возможность уйти от зарплаты «в конверте» и не разориться?
— Если вы работаете на классической системе налогообложения и хотите, чтобы ваш сотрудник «чистыми» на руки получил сто рублей, приготовьте 73 рубля (минимум) сверху на НДФЛ, страховые и уже потом, со всей суммы НДС. Мягко говоря, не все компании способны выдержать такую налоговую нагрузку. И что им делать? Разоряться? Я с этим не согласен. Намного лучше и для экономики и для рядовых сотрудников, если компания останется на плаву и не разорится от налогов.
Итак, у нас есть три варианта:
1. Платить на каждые сто рублей чистой зарплаты от 73 рублей налогов;
2. нарушать закон и платить зарплату «в конверте», чего я вам не советую;
3. законно снижать страховые и НДФЛ, не теряя при этом НДС к вычету.
Бизнесмены обычно выбирают третий путь, и об этих законных способах я рассказываю на своих семинарах.
— Как вы думаете, какие еще нововведения, усовершенствования и изменения в налоговом законодательстве возможны в ближайшее время?
— Общее направление — тотальный контроль за каждой копейкой. Уже введены или активно разрабатываются следующие виды контроля:
• КИЗы (маркирование товаров);
• СУР АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля НДС);
• Единая система контроля прохождения всех товаров на территориях стран азиатского содружества;
• Онлайн-кассы;
• Открытая база данных обо всех налогоплательщиках;
• Единая электронная система контроля всех налогов, страховых, таможенных платежей.
Система налогообложения становится все более сложной и с ней фактически нужно заново учиться работать.
— Наверное, вам нередко задают вопрос «что делать, если налоговая уже предъявила претензии, была проверка, и есть доначисления». Как быть? В такой ситуации сегодня наверняка оказалось много предпринимателей…
— Для начала необходимо сделать анализ — что вообще произошло, какие доказательства собраны налоговой. Проверить, насколько эти доказательства сработают в судах с точки зрения судебно-арбитражной практики. Дальше нужно посмотреть, возможно ли здесь уголовное преследование, все зависит от суммы недоимки и возможной неуплаты. На самом деле, что бы ни происходило — всегда есть решение.
Фото: предоставлено пресс-службой компании
Их подозревают в превышении должностных полномочий при заключении госконтрактов
За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов
Их тела из дома вынес сосед
Два месяца майнер изымал деньги из сейфа торговой организации
Самой большой популярностью у воров пользовались книги для айтишников
Решение будет приниматься после масштабной инвентаризации домов