— Марина, по вашим оценкам, на каком этапе предпринимателю нужно задумываться о выстраивании системы для грамотного управления финансами?
— Специфика России заключается в том, что большинство предпринимателей не имеет образования в сфере финансов и менеджмента. Как правило, они выходят из производственников, либо у них есть какие-то идеи, которые они просто начинают воплощать в жизнь. То, что нужно чем-то управлять, они понимают только тогда, когда сталкиваются с проблемами, и тогда, когда позиция «об этом думать еще рано» переходит в состояние «уже давно пора», а проще говоря, когда «петух уже клюнул». Предприниматели часто управляют бизнесом на уровне потока денег: есть средства на расчетном счету — значит, все классно, нет — плохо. Они живут уровнем кэша и еще не понимают, что прибыль и деньги — это разные вещи, что к таким вещам нужно относиться более серьезно. Эту ситуацию мы недавно подробно разбирали на мероприятии «Клуба Директоров».
— Если оценить ситуацию по этапам развития бизнеса, можете порекомендовать — какие акценты в управлении финансами и когда нужно делать?
— На этапе стартапа основная задача предпринимателя — думать не про финансы, а про продажи, про клиента, про целевую аудиторию, думать о том, как продавать свой продукт или услугу. Нужно заниматься стратегией продаж, чтобы удовлетворить потребности покупателя, а не вкладываться в уникальность. Нужно собрать команду, так как в одиночку развивать бизнес невозможно. В финансовом плане на этом уровне достаточно планировать потоки денег, доходы и расходы не очень детально: поступления/выплаты и доходы/расходы по факту.
На втором этапе, при росте бизнеса, предприниматель начинает сталкиваться с проблемами. Как правило, именно в этот период в консалтинговые компании обращается большинство руководителей и собственников бизнеса. Они видят, что теряют в эффективности. У них растет количество точек, заказов, масштаб проектов, все работают с продажами, но часто забывают про системы управления. На этом этапе важно сформировать организационную структуру компании — руководителям нужно научиться делегировать полномочия сотрудникам, иначе они просто захлебнутся в рутине и оперативке. Нужно создавать четкие регламенты работы. В финансах очень важная задача — контролировать рентабельность, управлять своими затратами, мониторить соотношение доходов и расходов, разных уровней прибыли, вести бюджетирование. Чаще всего предприниматели об этом забывают глядя на то, как растут продажи и начинают терять прибыль. Здорово, если на этом этапе руководитель возьмет в компанию экономиста, так как сам он уже физически не будет с этим справляться.
Третий этап может выглядеть как активизация роста, стагнация или падение. Для того чтобы выйти на следующий виток развития, в компании нужно вводить полноценную систему управления финансами, где есть запланированные бюджеты, управленческий учет, где можно увидеть все показатели бизнеса, а не только деньги.
— На каком этапе эффективно подключать автоматизацию?
— Если мы говорим про стадии развития бизнеса, то в тот момент, когда пошел бурный рост продаж, точек и зоны присутствия, команды, уже совершенно точно нельзя обойтись без автоматизации управления. В бизнесе проходит много операций, появляется много цифр — и вероятность ошибки кратно увеличивается, если продолжать все считать просто на бумажке. Кроме того, вручную считать все показатели — это очень трудоемкая работа, при которой снижается скорость получения данных.
— Анализировали ли вы основные ошибки предпринимателей?
— Как правило, из-за отсутствия профильного образования руководители не понимают отчетов, не умеют анализировать цифры, которые в них содержатся. Да, в компании есть бухгалтерия, но у бухгалтера свои задачи: чтобы все было чисто и красиво, чтобы сошелся баланс, чтобы не было претензий у фискальных органов. В такой ситуации руководитель часто вынужден делать отчеты для понимания ситуации в бизнесе сам, «на коленке», не имея соответствующих знаний. И на основании этих данных он принимает решение об инвестировании средств, открытии новых офисов, развитии бизнеса! В этой ситуации и нужен экономист, который будет «правой рукой». Многие руководители идут учиться, повышать свои компетенции в управлении финансами. Это здорово, но, конечно, не отменяет того факта, что по мере роста бизнеса неизменно возникает потребность в грамотном экономисте. Хорошо, что люди приходят на обучение осознанно, так как понимают, почему им нужно подтянуть свой уровень знаний: иначе они просто не смогут управлять бизнесом. Но есть и те, кто считает, что проживет без такой информации. К сожалению, именно их бизнес чаще всего умирает. В сибирских компаниях часто собственник является одновременно и директором компании — сидит на двух стульях, что очень сильно мешает бизнесу. Собственник — это генератор идей. Он редко может заниматься регулярным менеджментом, поэтому в компании хромает система управления. Для того чтобы исправить ситуацию и организовать системную работу, нужен человек, который будет управленцем по своей сути.
Я полностью разделяю мнение главы ПАО «Сбербанк» Германа Грефа о том, что сегодня миром правят технологии управления. Это действительно так. Раньше участники рынка конкурировали продуктами, а сейчас системами и технологиями управления. Они уникальны, и за счет них бизнес растет и развивается. Сегодня все больше людей понимают: это очень важно — управлять бизнесом, а не просто плыть по течению и считать, что у тебя все классно.
— По вашим оценкам, можно ли привлекать экономиста на аутсорсинге?
— На начальном этапе развития бизнеса — вполне возможно. Но когда вы выросли до уровня среднего бизнеса, лучше все-таки привлечь экономиста в штат. Он должен понимать процессы, которые происходят внутри предприятия: в производстве, закупках, продажах; знать специфику его работы; понимать долю затрат, чтобы грамотно составить отчетность, проанализировать ее и сделать правильные выводы — когда выгоднее вложить в товар наличные деньги, а когда взять кредит, когда нужно простимулировать развитие филиала, а когда лучше от него отказаться, какие товары, услуги добавить в ассортимент, а какие поменять и т.д. Специалисту на аутсорсинге сложно вникнуть в эти нюансы, так как экономика предприятий не стандартизирована, поэтому ему сложно подготовить адекватные решения для руководителя.
— А много ли на рынке хороших экономистов? Закрывает ли предложение потребности компаний?
— С хорошими специалистами очень туго. Экономист, к сожалению, очень размытая специальность. Это связано как с низким качеством преподавания в вузах, так и с уровнем управления финансами в компаниях. Молодым ребятам часто просто негде набираться качественного опыта. К нам на обучение приходят финансовые директора, начальники планово-экономических отделов — и нередко возникают ситуации, когда элементарные вещи для них становятся откровением: «А что, так можно было?! А я 10 лет работал и не знал, что это не правильно, что можно делать более эффективно!» Я бы в такой ситуации рекомендовала руководителям компаний более тесно работать профильными вузами, где идет практикоориентированное обучение, и выбирать вдумчивых ребят, которые мыслят экономикой предприятия.
— Можно ли выразить в деньгах затраты на формирование системы управления финансами?
— Минимальные затраты — это зарплата экономиста. Но на мой взгляд, не нужно относиться к этому как к расходам — это инвестиции, которые дадут компании эффект в виде экономии затрат, роста прибыли, повышения рентабельности, отказа от невыгодных направлений деятельности и т.д. За счет автоматизации управления, например, экономия затрат может составить до 10%, но для этого в расходы придется заложить средства на консультантов, на соответствующие решения. На рынке сегодня много предложений по самым разным ценам.
— Отмечаете ли вы появление новых тенденций на региональном рынке управления финансами компаний?
— Появилась плеяда молодых ребят, создающих бизнес, которые, в отличие от прежней волны предпринимателей, уже на самом старте хотят грамотно выстроить всю систему управления в компании, в том числе и финансами. У них еще ничего нет — только идея и пара людей, разделяющих их инициативу, но они ставят перед собой такую цель! Считаю, это связано с более высоким уровнем образования этих ребят. В 90-е годы прошлого века, когда формировалась первая волна российских предпринимателей, в вузах не было соответствующей подготовки, а в самой стране не было культуры управления финансами в бизнесе. Нынешняя молодежь уже учится на опыте развития российского бизнеса, изучает западные кейсы. Она более образована. Пока таких предпринимателей новой волны немного, но есть вероятность, что их число будет расти, и мы находимся в начале формирования нового тренда.
— Возможно, они заранее думают о том, что когда-то бизнес нужно будет продать, и сразу придают ему «товарный вид»?
— Думаю, нет. Скорее, они сразу просчитывают возможности его масштабирования. Сейчас активно развивается тема франшизы, когда ты вкладываешь в компанию не свои деньги, а привлекаешь партнеров через франшизу. Но для того, чтобы ее продать, упаковка бизнеса, в том числе финансовая, должна быть на очень высоком уровне. Ты должен красиво показать потенциальным партнерам доходы, расходы, окупаемость, все регламенты ведения бизнеса.
— Много ли компаний в Новосибирске сейчас в принципе озадачились повышением уровня финансового управления?
— Эта тенденция начала формироваться еще в начале 2010-х годов. Тогда эта тема была актуальна для компаний крупного и среднего бизнеса. Сейчас тренд дошел до малого бизнеса. Предприниматели обращаются в консалтинговые компании с запросами: помогите выстроить работающую систему управления финансами. Думаю, что к этому их подталкивает экономическая ситуация: высокая конкуренция, изменение потребительского спроса, ужесточение требований государства. Бизнесу ничего не остается, кроме как заниматься своим внутренним развитием, оптимизацией затрат, через управление финансами.
Раньше автоматизация системы управления, в том числе финансами, была доступна только для крупных и средних компаний. Сейчас на рынке много продуктов для малого бизнеса. Как правило, это типовые решения по бухучету, но еще один новый тренд заключается в том, что у малого бизнеса тоже возникает потребность в комплексном продукте, чтобы получать необходимые управленческие отчеты, анализировать цифры, вести бюджеты. В отличие от крупного бизнеса они не могут внедрять такие решения годами, им нужен готовый продукт — здесь и сейчас. И такие предложения на рынке тоже начали появляться.
— Сейчас модная тема BigData. Актуальна ли она для управления финансами?
— Да, это еще один новый и очень серьезный тренд — повышение аналитичности данных. Особенно это характерно для компаний розничной торговли. Им нужно много информации для понимания того, что происходит с рынком, клиентом, продуктом, ценой, торговой точкой. Еще пять лет назад руководителю было достаточно получать отчеты один раз в месяц. Сейчас скорость жизни такова, что показатели нужно отслеживать каждый день. Это огромный массив данных, которые нужно где-то хранить, обрабатывать, уметь читать и делать выводы, основываясь на деталях, чтобы управлять скоростью принятия решений. В такой ситуации цена управленческой ошибки очень высока.
Многие другие бизнесы смотрят на то, что происходит в ритейле, и примеряют на себя эти модели, используют аналогичные программные продукты. Они видят, что клиент голосует рублем, что у него меняются предпочтения, что на рынке появляются новые тренды, что на него выходит новое поколение, которое по-другому мыслит и принимает решение. Под них нужно подстраивать продукт или услугу, иначе умрешь.
Фото: предоставлены Сибирским офисом «ИНТАЛЕВ»
За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов
Их тела из дома вынес сосед
Два месяца майнер изымал деньги из сейфа торговой организации
Самой большой популярностью у воров пользовались книги для айтишников
Решение будет приниматься после масштабной инвентаризации домов
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%