Categories: Наследие

Филантропия в каинском обществе

Котор Дарья Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Барабинского района Новосибирской области

Введение

К сожалению, наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.

Милосердие… Если спросить кого-нибудь, что это такое, то в большинстве случаев получишь такой ответ: это великодушие, доброта к людям, готовность понять, помочь человеку. Милосердие – это одна из величайших христианских добродетелей. Милосердие по Библии имеет две ипостаси: Духовную и Телесную. Дела милости телесной, следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших. Духовные дела милости следующие: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Мф.5:20), неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды. Сегодня как никогда российское общество возвращается к теме благотворительности, милосердия. Почему? Какое место они должны занимать в нашей жизни? Какое значение имеет возрождение старых традиций меценатства для современного человека, живущего компьютером, общающегося с друзьями через Интернет и телефон, и не находящего времени для непосредственного откровенного разговора?

Эти вопросы и определили актуальность темы работы. А примером такого служения в моей работе станут страницы из биографии Александры Ивановны Шкроевой. Знакомясь с жизнью этой женщины, я открываю для себя не только страницы жизни истории Куйбышева, но и наблюдаю процесс становления праведной души Александры Ивановны, как истинно русской, широкой, открытой для помощи и содействия нуждающимся.

Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что сегодня без воспитания милосердия среди подрастающего поколения нельзя говорить о здоровой нации. Поэтому тема милосердия должна пропагандироваться на государственном уровне.

Гипотеза: милосердие –

  • признак выздоровления нации и российского общества.
  • милосердие как символ пережитых страданий государства.

Цель исследования.

Для меня важны не столько исторические факты и даты, сколько сами люди прошлого, их черты и характеры, привычки и причуды, слабости и достоинства, умение в самых непредсказуемых ситуациях повести себя достойно, словом, их жизнь, в чем-то так похожая и так непохожая на нашу. Изучение и значение деятельности Александры Ивановны для современного Куйбышева.

Для реализации указанной цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить материалы биографии Шкроевой А.И.
  2. Определить какой деятельностью занимались общественные организации под руководством Александры Ивановны.
  3. Установить, как сегодня хранят и преумножают традиции, созданные Александрой Ивановной не только в Куйбышеве, но и в России.

Глава 1 Благотворительная и общественная деятельность города Каинска (Куйбышев, Новосибирская область)

 1.1 Мир держится на милосердии

 Что же такое благотворительность? (Приложение№1) Чтобы понять это, попробуем разобраться с этимологией слова. Слово «благотворительность» в русском языке, как и в большинстве других европейских языков, образовалось сложением основ двух слов: «творить» и «благо», то есть делать добро. Словарь русского языка С. И. Ожегова трактует слово

«благотворительность» так: «оказание материальной помощи бедным из милости». Оказывается, благотворительность в истинном смысле этого слова появилась только с приходом христианства. Самой распространенной формой благотворительности была милостыня. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси.

В нашей жизни, во все времена и периоды истории не обойтись без помощи и поддержки ближнего. Иногда, это настолько важно, что может помочь кому- то «встать на ноги», сохранить свой дом, здоровье и даже жизнь. Милосердие, благотворительность, меценатство….понятия хорошо известные нам с давних времен.

Торговля определяла жизнь города. Каинские купцы вели активную торговлю с иркутскими купцами, которым поставляли масло и кожу. «Некоторые из купцов и мещан содержат до 250 лощадей, для перевоза разных кладей, идущих из Нижегородских и Ирбитских ярмарок до Иркутска и обратно…» В свою очередь, иркутские купцы обменивали эти товары на чай и китайские ткани. Кроме того, по реке Оми в больших количествах сплавлялся строевой кедровый и еловый лес с дровами. Поэтому, несмотря на отсутствие лесов в Барабе, город застраивался преимущественно крепкими рублеными домами. Очевидно, что Каинск был не только важным перевалочным пунктом торговли между востоком и западом. В Каинске существовало и свое производство: два кожевенных завода, мыловаренный, свечносальный, салотопный и три кирпичных. На двух кожевенных заводах, принадлежащих купцу второй гильдии Дмитрию Поздышеву, работало до 40 человек. Салотопный завод принадлежал мещанину Любомирскому. Продукция свечносального завода в основном закупалась подрядчиками с этапов. «А из жителей бедного сословия большая половина занимается маканьем свеч у себя дома.»

Город Куйбышев до революции 1917г. не оставался в стороне от благотворительной деятельности. Каинск был купеческим, а купцы, как известно много и активно помогали нуждающимся, немощным, больным. Они жертвовали деньги на образование, медицину, культуру, строили храмы, поддерживали сирот, инвалидов и стариков, оказывали помощь тем, кому она была необходима. Но, как мы уже упоминали ранее, благотворительная деятельность в XIX –начале XX вв. стала делом популярным, и приобрела грандиозный размах, поэтому ей занимались люди разных званий, сословий и состояний. И, надо сказать, что как всегда и везде, были и такие, кто делал это только для показухи, «отдавая дань моде».

1.2.  Мир держится на добрых людях

 Примерно в таком Каинске в семье небогатого священника родилась и выросла                Александра,  будущая  Шкроева.  Замуж  она   вышла  за   вдовца Шкроева, купца 1-ой гильдии (Приложение №2) К тому времени Иван Васильевич был уже достаточно богат и имел большую семью. Общих детей у Ивана и Александры не было. Поэтому Александра взяла себе на воспитание приемную дочь Фенечку.

Дом Шкроевых был огромен и имел два этажа (совр. магазин «Ковровый двор») (Приложение №3). На первом этаже располагался магазин, семья же занимала второй этаж. Именно эта высокая часть города застраивалась каменными домами каинских купцов. Дома Левако, Шкроева, Ерофеева к началу 20 века сформировали архитектурный облик города. Шкроев торговал одеждой, книгами, спиртными напитками. Кстати, в то время горожане употребляли спиртное в огромных количествах, и дело купца процветало. К концу своей жизни (1896 г.) он имел приличный капитал. Этот капитал вдова пустила на благотворительные дела, чем прославила свое имя на века.

После смерти мужа первым делом Александра Ивановна обратилась в городскую Думу за разрешением на строительство церкви. Церковь на берегу реки — таково было духовное завещание покойного купца. И хотя это была бы уже пятая по счету в городе церковь, Дума постановила: «Образовать строительный комитет для постройки церкви. О ходе дела докладывать, кроме Думы, А.И. Шкроевой» (Приложение №4).

Каменную церковь на средства вдовы возвели в 1903-1904 гг. (Приложение №5) Для строительства церкви купчихи Шкроева получила благословение у самого праведного Иоанна Кронштадского. Александра Ивановна целый год поминала своего мужа, раздавала калачи с запеченным в них серебряным рублем. Особенность здания в бесстолпном расположении купола, который опирается лишь на стены. Над входом сохранился квадрифилий, не имеющий аналогов в русском искусстве. На колокольне размещалось 6 колоколов, самый большой из них весил 1697 кг. В церковном хоре пели дети, которые обучались в школе, построенной Александрой Ивановной К детям, возможно, по причине своей бездетности, у Шкроевой было особое отношение. Она помогала бедным и многодетным семьям, устраивала новогодние праздники с подарками для детей. Учебные пособия, форма для учеников, плата учителям и содержание здания — всё было на деньги Александры Ивановны. А на большой перемене детей кормили обедами.

Школа относилась к Министерству народного просвещения.

В советское время в этом здании размещалась школа (до 1985 года), а затем — станция юных техников. Сейчас здание отдано Иоанно-Предтеченской церкви, и в нём действует церковно-приходская школа. (Приложение №6) По воспоминаниям старожилки М.А. Медведской, в то время учащейся школы,   эта               благотворительность           не    была                  показной,       детям               купчиха запомнилась доброжелательной и человеколюбивой. Сегодня существует немало      легенд            о жестокости и                 даже                    преступлениях купцов,        но подтверждений тому нет. Как-то в  краеведческий музей пришла  молодая женщина,             назвавшись    потомком               из           рода  Александры Ивановны. Она попросила убрать из музея все, что напоминало бы о ее родственнице, мол, Шкроева была на самом деле жестоким человеком.    В                  воспоминаниях современников купчихи  она выглядит по-другому:»… добрая старушка, одетая всегда в черное платье. Роскошных украшений на ней никогда не было». (Приложение №7).

Достаточно большие денежные суммы Шкроева выделяла для мужской и женской гимназий. Она была также блюстительницей Каинского второго приходского мужского училища.

Александра Шкроева построила и содержала два дома для престарелых людей. Часто посещала тюрьму, снабжала арестантов едой. В праздничные дни отправляла целые обозы с продуктами в тюрьму и богадельни.

Она передала городской Думе 20 тысяч рублей, завещанных её мужем на учреждение в Каинске городского банка.

1.3.  Добро творить спеши

Факты ее благотворительности говорят о прогрессивном взгляде на вещи. Вдова купца финансировала строительство узкоколейки, которая потом связала Барабинск и Куйбышев. Она даже предлагала властям построить мост через Омь. А в 1911 г. свой большой дом передала деверю Н.В. Шкроеву. На следующий год Александра Ивановна построила себе дом (совр. детский тубдиспансер). Сруб привезли с Урала, а построил дом плотник Нестер Флегонтович, по прозвищу Нестерка. В новом доме хозяйка занимала одну комнату, остальные помещения были для прислуги. Ковров на полу не было, но особой красотой отличались печи, изразцы для которых привезли из Германии. В новом доме Шкроева прожила недолго. После революции дом был экспроприирован, а в 1920 г. в нем расположился уездный ревком. Сама Александра Ивановна вынуждена была кочевать из квартиры в квартиру, и умерла 22 апреля 1921 года в нищете — после Октябрьской революции её имущество забрала советская власть. Народу на похоронах собралось много. Да это и неудивительно — Александру Ивановну в городе любили и уважали. Власти разрешили похоронить купчиху на территории церкви Ионна Предтечи, похоронили ее на том самом месте, где сейчас стоят гаражи киносети. Горожане ухаживали за могилой, приносили цветы, — в 1937 году город облетела страшная весть — собираются сносить церковь, к счастью, слухи оказались не совсем верными. По приказу сломали колокольню, сняли с купола крест, когда последний стаскивали, люди, собравшиеся возле церкви, плакали. Но заступиться за храм никто не осмелился — все жили в страхе.

До нас дошла фотография Александры Ивановны, с которой она смотрит строго и скорбно. (Приложение №8) Две медали на ее груди, скорее всего, означают награду за благотворительные дела. Сегодня, как и раньше, Александру Ивановну в народе называют Шкроихой или купчихой, что звучит вопреки логике, величественно. Нет логики и в том, что, посвятив народу свою жизнь и состояние, сама умерла в нищете и забвении, что для России закономерно. Однако жизнь все расставляет по местам.

Заключение

Имя на века

Сегодня мы не знаем имена экспроприаторов, но имя Шкроевой — это история целого города. Она в своей жизни прошла через богатство, лишения, унижения и потому знала, куда действительно стоит вкладывать капиталы. Ее благотворительность стала традицией каннского купечества. Вот только не утратить бы эту традицию сегодняшним купцам. Добрую память оставила о себе в народе Александра Ивановна Шкроева. Не хотелось бы, чтобы ее имя было предано забвению. Думаю, что эта женщина заслуживает того, чтобы ее именем была названа одна из улиц города Куйбышева.

После Октябрьской революции 1917г. благотворительная деятельность стала считаться пережитком прошлого и прекратила свое существование. Хотя в те трудные годы было очень много людей, которые нуждались в помощи. Функции попечительства и заботы о гражданах взяло на себя государство. Глобальность поставленных задач и обобщенный подход нередко заслоняли самого человека с его нуждами. И все же Советской власти удалось преодолеть беспризорность и всеобщую неграмотность, регулярный голод и массовые эпидемии. В годы Советской власти в нашей стране сложилась новая система государственного социального обеспечения. В наши дни частная благотворительность делает шаги к своему возрождению. Все чаще и чаще состоятельные люди стремятся помочь нуждающимся, берут их под свою опеку. Они устраивают праздники детям, помогают школам, детским домам, восстанавливают храмы, поддерживают культурные инициативы и многое другое. Крупнейшие российские предприниматели для занятий благотворительностью создали специальные благотворительные фонды, через которые и оказывают спонсорскую и меценатскую поддержку различным социальным и культурным начинаниям.

 

tkrasnova

Share
Published by
tkrasnova

Recent Posts