Categories: Наследие

«Формирование отношений бизнеса и государства в ходе исторического развития России до революции»

Тихонова Алёна Викторовна

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Факультет базовой подготовки

Введение

Бизнес является неотъемлемой частью современной экономической системе, основанной на рыночном механизме. В целом, предпринимательскую деятельность можно обозначить как следствие формирования рыночной экономической системы, в сети которой вовлечено большинство современных государств, в том числе и Россия. Этим и объясняется актуальный характер выбранной темы, т.к. бизнес на протяжении долгих столетий является неотъемлемой частью жизни всего общества, которое при покупке определенных товаров и услуг способствует развитию бизнеса, но и государства, которому выгодно сотрудничество с предпринимателями, которые не только вносят в государственный бюджет определенную долю налоговых поступлений, но и помогают государству в выполнении ряда социально значимых задач.

Проблематика выбранной темы состоит в том, что предпринимательство в России имеет собственную специфику, которая объясняется историей развития и становления предпринимательской деятельности, начиная с этапа формирования государства Древней Руси и заканчивая уничтожением Российской империи как государства, на смену которому в скором времени пришел социалистический строй, в рамках которого процесс развития предпринимательства значительно замедлился. Несмотря на это, на основе дореволюционного опыта развития отношений между государством и бизнесом возможно выявить эффективные, актуальные и на сегодняшний день решения, которые смогут поспособствовать дальнейшему развитию данных отношений и привлечь бизнес к разрешению вопросов масштабов всей экономической системы страны.

Целью работы является рассмотрение истории развития отношений между государством и бизнесом в дореволюционной России.

Задачами, которые поспособствовали достижению поставленной цели, является следующее:

  1. Проанализировать меры поддержки государством предпринимателей при помощи таможенной, налоговой и пр. систем.
  2. Определить формы     государственно-частного     партнерства, характерные для дореволюционного периода России.
  3. Выделить актуальные решения для развития современных отношений государства и бизнеса в России.

Рамки рассуждений охватывают анализ истории становления института предпринимательской деятельности в России и его отношений с институтом государства.

Для написания работы использовались монографии известных историков (В. О. Ключевский, Валентин Витчевский, Пайпс Р. и др.), отдельные статьи исследователей (Н. Д. Эриашвили, Л. А. Муравьева), посвященные исследованию дореволюционного периода развития бизнеса, а также учебные пособия (например, учебное пособие под редакцией М. Н. Барышникова «История делового мира России»).

Основная часть

Бизнес, или предпринимательство, представляющий собой деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, является важной составляющей рыночной экономики, в которую было вовлечено большинство стран, продолжающие оставаться на современном этапе развития человечества частями рыночного механизма. Однако для предпринимательства как для определенного вида деятельности, помимо направленности на получение прибыли и приумножения личного и (или) общественного богатства, характерны и другие особые черты. Так, в книге «На перепутье: размышление о судьбах России»1 экономист Л. И. Абалкин выделяет следующие свойства предпринимательства:

  1. Свобода в выборе направлений и методов деятельности.
  2. Самостоятельность в принятии решений.
  3. Ответственность.
  4. Ориентация на получение коммерческого эффекта и вероятной прибыли.

Еще с начала своего формирования и теоретического осмысления классиков экономической науки рыночная экономика подразумевала такой механизм, который полностью свободен от вмешательства государства, которое может вмешиваться в дела рынка лишь с двумя основными целями: обеспечение особой инфраструктуры и поддержка во время кризисов2. Однако позже рыночная экономика показала, что имеет определенные провалы, вследствие которых ей необходимо вмешательство государства. Вместе с этим история становления рыночного механизма показала, что государству выгодно сотрудничать с предпринимателями, как и самим предпринимателям выгодно и важно сотрудничество с государством или его отдельными институтами.

Переходя от небольшой теоретической части, следует более подробно остановиться на истории дореволюционного предпринимательства в России и его отношениях с государством. Вместе с этим необходимо разобраться с формами сотрудничества бизнеса и государства в дореволюционной России.

Предпринимательство существовало практически на протяжении всей истории России, начиная с самого древнего этапа в развитии института государства – Древней Руси. К становлению государства Древней Руси, как известно, привели многочисленные факторы, включая и экономические факторы, на основе которых к X веку стали появляться немногочисленные купцы. Возникновение купцов как особой категории населения связано, в первую очередь, с тем, что накоплении излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, а также в формировании вокруг прежних племенных центров торгово-ремесленных поселений, являвшимися пунктами обмена товаров3. К XI – XII вв. стали формироваться целые купеческие организации, подобные гильдиям, существовавших в Европе как в Средние века, так и в период Нового времени. Причинами возникновения таких организаций являлись общие коммерческие интересы купцов и трудности в ведении торговли.

В XII веке, когда на Древней Руси наступил период феодальной раздробленности, в рамках которого происходило формирование отдельных самостоятельных княжеств, положение как внешней, так и внутренней торговли стало значительно хуже. Это было связано со следующими факторами4:

  1. Потеря актуальности торгового пути «из варяг в греки».
  2. Увеличившаяся экономическая и политическая самостоятельность удельных князей поспособствовало тому, что прежние хозяйственные и внутренние торговые связи были нарушены, что привело к ухудшению предпринимательской деятельности и торговли в целом.

Особо негативно на положении предпринимательства сказался период татаро-монгольского владычества. Лишь Новгород, не утративший свою независимость, мог заниматься внешней торговлей. Однако с начала становления самостоятельного Московского княжества, чьи князья начали активную деятельность по «собиранию русских земель» вокруг Москвы, связано не только прекращение периода феодальной раздробленности, но и возрождение предпринимательства. С объединением русских земель разрушались внутренние барьеры между удельными княжествами, складывалась единая денежная система, а также была разработана единая правовая база для предпринимателей, которая определяла правила торговли. В правовую базу входили такие документы, как «Таможенный устав» 1653 года, «Торговая уставная грамота» 1654 года и «Новоторговый устав» 1667 года5. По сути, три данных документа не только заложили нормативно- правовую базу для предпринимательства в XVII веке, но и по-новому организовали предпринимательскую деятельность, внешнюю и внутреннюю торговлю.

В первых двух документах определялись правила внутренней торговли. Были отменены проезжие таможенные пошлины, вместе с ними были отменены и таможенные сборы. Документы устанавливали единую таможенную систему, которая предусматривала введение 5-процентной пошлины. Последний документ регулировал правила и ведение внешней торговли, защищая интересы отечественных предпринимателей и торговцев, тем самым закладывая основу для политики протекционизма, которая особое развитие получила в правление первого императора Российской империи – Петра I. Для иностранных предпринимателей «Новоторговый устав» устанавливал высокие таможенные пошлины, что было направлено на увеличение конкурентоспособности отечественных торговцев, т.к. при высоких таможенных пошлинах иностранным торговцам было невыгодно размещать свой товар на российском рынке. Эта мера была направлена и на развитие российских предпринимателей, которые лишь укрепляли свое положение, пока иностранные торговцы имели больше опыта торговли и отличались своей торговой мощью.

В XVI – XVII вв. становится заметным, что государство начинает тесно сотрудничать с некоторыми предпринимателями, тем самым давая основу для формирования такого явления, как государственно-частное партнерство, которое представляет собой форму сотрудничества бизнеса и государства, направленного на решение социально значимых задач6. Особое распространение система государственно-частного партнерства получила в сфере колонизации восточных земель, в частности – сибирских земель. В процессе колонизации, открывавшей новые торговые и экономические возможности для предпринимателей, формировался новый тип российского предпринимателя, которому не были страшны суровые климатические условия и существование враждебно настроенных местных народов.

Первопроходцами, заложившими основу предпринимательства на сибирских землях, стала династия Строгановых, начало которой заложил русский предприниматель Аникей (Аникий) Федорович Строганов7, которому самим Иваном Васильевичем Грозному было поручено не только следить за торговлей англичан, но и была дана грамота, которая поручала А. Ф. Строганову развивать добычу соли. Позже от Ивана IV Грозного Строганов получил грамоту, которая давала ему право торговать хлебом на Устюге. Сам Строганов и его дети, а также с устроенными им городками и промыслами на реке Кама, которую он успешно колонизировал, были в дальнейшем включены в опричнину по решению царя. Также деньги, получаемые Строгановым за продажу хлеба, отправлялись в Москву. Стоит подчеркнуть, что именно род Строганов нанял казачьего атамана Ермака, благодаря усилиям которого земли Сибири официально вошли в состав России в XVI веке. Занявшись предпринимательской деятельностью на покоренных сибирских землях, скупая у местного населения пушнину, Строгановы стали одними из богатейших людей, а налоги с их предпринимательской деятельности составляли 15% государственной казны8.

Перемены в предпринимательской деятельности в XVIII веке связаны с именем Петра I, который стал активно развивать мануфактурное производство, которое могло поспособствовать повышению боеспособности армии. В 1799 году Петр приказал крупнейшим купцам объединяться в компании, подобно купцам в Европе. Как указывает историк Р. Пайпс, составив список тех купцов, которые, по мнению Петра, должны были войти в новые купеческие компании, Петр послал отыскать их и привести в Москву9. Данным купцам Петр предоставил ряд привилегий: монопольное право на производство своих изделий, огромные беспроцентные ссуды, освобождение от пошлин и т.д. Тем самым, данное мероприятие Петра способствовало развитию государственно-частного партнерства. Однако поддержка Петра I распространялась не только на крупных предпринимателей, многие из которых выходили из дворянской среды, но и на предпринимателей из низших слоев общества. Примером такого предпринимателя является Никита Демидов, который, благодаря поддержке царя, получил в распоряжение Невьянский железоделательный завод на Урале. Благодаря предпринимательской деятельности Демидова было увеличено производство необходимых для нужд армии ядер, пушек, а также металла. Предпринимательская деятельность Демидова является олицетворением проводимой Петром I экономической политики протекционизма, заключавшейся не только в организации государственно-частного партнерства, но и на создание крупного производства при поддержке государства. Несмотря на данные положительные стороны, мануфактурное производство в России имело свою специфику, которая порождала и негативные проявления. Так, мануфактурное производство в России основывалось на крепостном труде и находилось в полной зависимости от государства, вследствие чего у мануфактур практически не было самостоятельности, и они работали на выполнение определенных государственных заказов. Как писал историк А. А. Галаган, предпринимательство в России на данный период активно развивалось лишь в сфере промышленности, однако сложно сказать о существовании на тот период предпринимательства в чистом виде, т.к. практически вся промышленностью принадлежала государству и отсутствовала какая-либо экономическая свобода10.

Несмотря на реформы Петра в сфере предпринимательской деятельности, она не получила высокого уровня развития. Торговцы оказывались под налоговым гнетом государства, из-за чего нередким явлением стали участившиеся банкротства купцов. Несмотря на введенную Петром политику протекционизма, вся внешняя торговля, которая до его воцарения совершалась как государством, так и отдельными частными предпринимателями, была передана государству, из-за чего многие купцы теряли прибыль. Также государство распространяло собственную монополию на производство отдельных категорий товаров, к которым относились смола, смольчуг и т.д. Эти факторы в значительной мере негативно сказывались на положении российского предпринимательства вместе с другими обстоятельствами, описанными выше. После смерти Петра I тенденции развития и поддержки предпринимательства имели похожий характер. Одним из важнейших мероприятий периода дворцовых переворотов, последовавших после смерти первого императора Российской империи, стала отмена Елизаветой Петровной, дочерью Петра, во многом продолжавшей его традиции, внутренних таможенных пошлин. Однако и этот указ имел ряд несовершенств, несмотря на то, что был направлен на совершенствование внутренней торговли. На основе указа отменялись все внутренние пошлины, кроме портовых и пограничных пошлин, и отмена распространялась только на крестьянскую торговлю. Вследствие отмены внутренних таможенных пошлин следовало увеличить подушную подать и внешние пошлины. Наряду с изданием данного указа вновь появились государственные монополии11.

Восшествие на престол Екатерина II ознаменовало новые реформы в сфере российского предпринимательства. Екатерина практически с самого начала своего правления, получившего в отечественной истории наименование   «просвещенный   абсолютизм»,   старалась   полагаться   на «среднее сословие»12, т.е. на купцов и предпринимателей. Ею же был сделан стремительный и решительный шаг в сторону свободного предпринимательства. В марте 1775 года был подписан Манифест о свободе предпринимательства, который снимал налоговые сборы с добытчиков рыбы, пушнины и пр., а также разрешал заниматься любым предпринимательским делом. Не менее важным шагом в рамках ее экономической политики было то, что она упразднила введенную еще Петром I Мануфактур-коллегию, которая была направлена на развитие промышленности, создание и функционирование мануфактур. Упразднив данное учреждение, Екатерина, тем самым, была намерена дать свободу русским предпринимателям, которые могли сами выбирать, чем им заниматься и какой товар им производить. Тем самым, предприниматели не только наделялись свободным правом заниматься любой деятельностью по производству и продаже определенных товаров, но и наделялись правом частной собственности. После смерти Екатерины взошедший следом за ней император Павел I стал проводить более деспотичную политику как в сфере внешней, так и в сфере внутренней торговли,   в   рамках   которой   отменил   таможенный   тариф,   введенный императрицей, который являлся еще одним шагом к формированию свободной торговли13.

Реформы, проводимые в XIX веке, благотворно повлияли на развитие предпринимательства. При Александре I были введены указы, разрешавшие крестьянам вести оптовую и розничную торговля в городах, в том числе продавать импортные товары. Вместе с этим для предпринимателей из крестьянской среды, наподобие купцов, были введены шесть разрядов, однако данная мера не смогла изменить того обстоятельства, что права крестьянских предпринимателей и купцов были по-прежнему на разном уровне. Даже занимаясь предпринимательской деятельностью крестьяне не получали свободы и оставались крепостными, выплачивая намного больше податей, чем купцы. Александром I были разграничены акционеры и предприниматели, вступавшие в гильдии. Теперь акционерам было необязательно вступать в купеческие гильдии, а их деятельность определялась особыми правилами. Акционерная форма предприятий давала возможность участия в них представителям различных сословий, начиная от крестьян и заканчивая дворянами14. В 1820-е гг. при Министерстве финансов были учреждены Мануфактурный и Коммерческий советы для содействия промышленности и торговле. Данным действием императорской власти выражалось покровительственное отношение к предпринимателям, которое было направлено не только на поддержку предпринимательства, но и на стимулирование предпринимателей к участию в хозяйственной жизни империи. Однако такое покровительство государства несколько смущало купцов и предпринимателей, которые боялись подвоха со стороны государственной власти, которая, наоборот, старалась заручиться их доверием и поддержкой. Для этого правительство увеличивало число издаваемых журналов, освещавших темы предпринимательства и торговли, и промышленных заведений, а также организовало в 1829 году первую выставку мануфактурных изделий, которая стала проводиться ежегодно15. Но, несмотря на это, поддержка правительства была недостаточной, в частности – в сфере кредитования предпринимательства. Единственный коммерческий банк, созданный для кредитования предпринимателей-промышленников, осуществлял эту функцию не в полной мере и, чаще всего, давал кредиты помещикам, находившимся на грани разорения16.

Законодательство 1860-х гг. положило начало не только равенству всех сословий в предпринимательской деятельности, но и особому этапу в развитии предпринимательства, во многом связанного с отменой крепостного права 19 февраля 1861 года17. С 1863 года под контролем Сената начинает издаваться периодическое издание «Собрание узаконений и распоряжений правительства», в которое входили уставы кредитных и акционерных обществ, постановления министров и т.д. В 1870-1880-х гг. состоялись торгово- промышленные съезды, участие в которых принимали не только представители правительства, но и предпринимали, и на которых согласовывались вопросы экономической политики. Тем самым обеспечивалась не только поддержка предпринимательства со стороны правительства, но и происходило вовлечение предпринимателей в сферу разрешения хозяйственных вопросов в масштабе всей страны. В этот же период возрастает число акционерных обществ, начинает развиваться мелкое предпринимательство, появляются новые династии предпринимателей, известнейшей из которых является династия Морозовых, которые стали символами новой торговой эпохи XIX века. Основателем данной династии является крестьянин Савва Васильевич Морозов, который работал ткачом на фабрике. Позже он стал владельцем шелкоткацкого заведения и в 1820 году смог выкупиться вместе с сыновьями из крепостных крестьян. Со временем заведение Саввы Морозова стало расширяться до семи крупных фабрик. Морозовым удалось сохранить свое ведущее положение в рамках хлопчатобумажной отрасли вплоть до событий 1917 года, вызванных революцией и гибелью монархии.

В начале XX века начался процесс монополизации ведущих отраслей промышленности, что было отражено в заключении между предпринимателями монополистических соглашений и создании трестов и концернов. Аграрная реформа, проводимая П. А. Столыпиным, благоприятно повлияла на развитие предпринимательства среди крестьян, которая стала намного активнее. Для того, чтобы создать среди крестьян слой крепких собственников, которые могли бы стать надежной опорой на императорской власти, на 50% снижались выкупные платежи, которые в 1907 году были полностью отменены.

С момента отмены крепостного права и до 1913 года объем промышленного производства вырос в 10-12 раз18. Однако в скором времени, из-за нарастания революционных настроений и идей, Российская империя прекратила свое существование, а предпринимательство утратило поддержку правительства. С началом построения на территории бывшей Российской империи социалистического государства предпринимательство стало существовать в совершенно иных формах.

Таким образом, между бизнесом и государством на протяжении всего дореволюционного периода в России постепенно складывались партнерские отношения. Государство старалось при помощи налоговой, таможенной и законотворческой политики стимулировать деятельность предпринимателей, вовлекая в их число не только купцов, но и крестьян, предпринимательская деятельность которых становилась активнее в виду законотворческой деятельности в рамках разрешения крестьянского вопроса. Дореволюционный опыт отношений бизнеса и государства даже на современном этапе может дать актуальные решения. Одним из таких актуальных решений является не только поддержка малого и среднего бизнеса, но и вовлечение предпринимателей в сферу решения социально значимых вопросов и разработку экономической политики.

Марина Санькова

Share
Published by
Марина Санькова

Recent Posts

Систему наставничества в сибирских компаниях обсудили на конференции в Сбере

В мероприятии приняли участие около 200 представителей крупных и средних компаний, малого бизнеса, а также…

2 минуты ago

Девелоперы приспосабливаются к кризису и адаптируются к новым реалиям

В условиях нестабильной экономической ситуации и снижения спроса застройщики вынуждены адаптироваться к новым реалиям рынка

21 минута ago