Эксперты оценили эффективность использования механизма государственно-частного партнерства в Новосибирске.
Закон и порядок
— В социальной инфраструктуре мы по-прежнему эксплуатируем тот ресурс, который достался нам еще с советских времен, с периода интенсивной урбанизации городов, то есть 60—70-х годов. Этот ресурс сегодня устарел и технически, и морально. В конечном счете, это выливается в низкое качество услуг, которые мы получаем, и в высокую их стоимость. Замкнутый круг: мы не хотим больше платить за услуги низкого качества, у нас нет денег, чтобы это качество изменить, а не изменяя качество, мы остаемся неудовлетворенны
ми в существующей ситуации, — заявил управляющий директор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (ФЦПФ), группа ВЭБ Сергей Сиваев входе обсуждение практик использования ГЧП на круглом столе в рамках урбанистической конференции.
По мнению экспертов, механизм государственно-ч
— Есть международная практика, которая связана с приватизацией практически всех объектов инфраструктуры. Но она не получила широкого распространения, в частности, системы водоснабжения и водоотведения приватизируются в ограниченном числе стран. Принципиально важно, что когда мы говорим о ГЧП, то подразумеваем возможность привлечения не только частых денег, но и частных компетенций. Это, к сожалению, претензии к существующему российскому законодательству
, где говорится, что подобное партнерство – это только привлечение частных инвестиций. В международной практике дела обстоят иначе, — говорит Сиваев.
Несовершенство законодательства в сфере государственно-ч
— Мы действуем в сжатых рамках, учитывая, что любое привлечение инвестиций подразумевает под собой реконструкцию и создание нового объекта имущества, который стоит на земельном участке. И здесь мы сразу упираемся в изменения, которые вступили в силу в марте этого года в Земельном кодексе. Там остался вариант предоставления земельного участка без торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов, но далеко не все проекты можно назвать масштабными. И немногие инвесторы готовы их реализовывать, — отметил начальник департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска Георгий Жигульский.
По его словам, возможность предоставления земельных участков без торгов зависит от объема инвестиций, в Новосибирской области они должны составлять не менее 100 миллионов рублей. Это вынуждает мэрию отказываться от крупных инвестпроектов, в которых не рискует участвовать большинство инвесторов, или искать иные пути для реализации необходимых объектов.
— Мы были вынуждены пойти по следующему пути: при реализации концессионных соглашений и инвестдоговоров застройщиком выступают наши муниципальные учреждения, которым можно предоставить земельный участок без конкурсных процедур. Отсюда мы начинаем строить экономику того или иного вложения, привлечения инвесторов, — пояснил Жигульский.
Тем не менее, эксперты отметили, что в отечественном законодательном процессе о ГЧП есть положительные изменения — речь идет о принятом 13 июля 2015 года федеральном законе № 224 «О государственно-ч
— Он может не ждать, когда власть придумает или найдет тот объект, который она хочет установить, реконструировать или передать для управления, так как управляет им неэффективно, а сам выходить с инициативой. После внесения изменений к нам поступило уже около десяти заявлений от потенциальных инвесторов, которые сами находят муниципальное имущество, объекты незавершенного строительства, о которых мы если не забыли, то не уделяли им внимания и, скорее всего, не дошли бы до них в ближайшей перспективе, — отметил Георгий Жигульский.
Перспективы развития
— Государственно-ч
астное партнерство базируется на том, что здесь никогда не должно быть сверхдоходов, но должны быть низкие риски, потому что это практически гарантированная занятость и понятный будущий финансовый доход. Это интерес бизнеса. Интерес власти заключается в том, чтобы привлечь максимально качественные компетенции, частные деньги и решить проблемы, которые не решаются за счет бюджетных средств и относительно низкой квалификации чиновников, — говорит Сергей Сиваев.
Среди отраслей, где механизм ГЧП в Новосибирске может быть реализован наилучшим образом, специалисты назвали социальную сферу.
— Есть пример — старые детсады, которые были в свое время взяты в аренду частными учреждениями дошкольного образования. Здесь мы пошли на вариант концессии, который позволяет увидеть долгую перспективу извлечения дохода. Это частные детские сады, но в них предусматриваетс
я наличие ряда мест по социальным тарифам для малообеспеченных слоев населения. Есть еще вариант классической концессии с городскими банями. Мы передали эти помещения для реконструкции, исходя из объема вложений и предполагаемого объема реализации оказываемых услуг, но прописали в соглашении социальную составляющую, — рассказал Георгий Жигульский.
— В Новосибирске есть множество уникальных конфессий, которые сейчас запускаются. Одна из основных — концессия в медицине, создание инновационного медико-технологи
ческого центра, — подтвердил Сергей Сиваев.
Инвестор приступил к реализации проекта в 2010 году, когда уже создавались проекты Технопарка и Биотехнопарка, в которых на первой фазе участвовало только государство, а затем к нему пришли частные инвесторы.
— Мы предложили другую модель: частные инвесторы сначала вкладывают свои финансовые ресурсы, формируя базовую инфраструктуры, а затем только на один блок предлагалось привлечь ресурсы облбюджета и федерального министерства экономического развития. Зачем? Вроде бы при стоимости проекта в 1 миллиард рублей стоимость привлеченных областных и федеральных средств была 260 миллионов. Это нужно было потому, что в рамках медицинского технопарка формировался центр прототипирования нового поколения, фактически ориентированный на производство медицинских изделий 5—6 технологических укладов, тех, что будут использоваться в течение ближайших 10—15 лет. Инвесторы не могли бы другим путем привлечь деньги на такой срок, это просто нереально, — пояснила Екатерина Мамонова, генеральный директор ЗАО «Инновационный медико-технологи
ческий центр».
Эксперты также признали, что для решения других актуальных для Новосибирска проблем —коммунального сектора и дорожного строительства, механизм ГЧП пока вряд ли применим.
— Проблема очень серьезная — износ основных фондов в ЖКХ в целом по России критический. Пример заключенной концессии по горводоканалу в России есть, например, в Волгограде. Но, я к ней отношусь очень скептически, потому что не верю, что по ней придут реальные частные деньги. Скорее всего, люди сядут на финансовый поток, потому что договор концессии не сбалансирован. Риски такие, что вкладывать туда деньги просто не очень разумно, — полагает Сергей Сиваев.
— Что касается автомобильных дорог, то там требуются колоссальные вложения. Здесь без преимущественных бюджетных ресурсов — 85 % на 15 % — инвестор в проект идти не готов. Поэтому такие проекты сегодня реализуются с трудом, — резюмировал Георгий Жигульский.
В настоящее время в рамках ГЧП в регионе обсуждается реализация двух крупных проектов — строительство четвертого моста через Обь, а также 7 школ. Финансовым партнером региона в решении этих вопросов может стать банк ВТБ.
Фото: vk.com
Татьяна Бабушкина
Их подозревают в превышении должностных полномочий при заключении госконтрактов
За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов
Их тела из дома вынес сосед
Два месяца майнер изымал деньги из сейфа торговой организации
Самой большой популярностью у воров пользовались книги для айтишников
Решение будет приниматься после масштабной инвентаризации домов