Скоро День космонавтики. Infopro54 побывал там, где летают самолёты и ощущается связь с космосом.
«Поехали!»
Утро. Идём в аэрокосмический лицей и думаем, кормят ли будущих космонавтов в школьной столовой едой из тюбиков.
«Аэрокосмический лицей имени Ю. В. Кондратюка». На входе — охранник. «Зачем? К кому? Во сколько назначено?» Ждите директора, у неё урок». Ждём.
Перемена. А вот и она, Татьяна Мироновна Тумаева. Доброжелательная и гостеприимная:
— Здравствуйте. Пойдёмте-пойдёмте. Сейчас мы вам всё покажем и расскажем о нашем лицее…
Мы начинаем смотреть и слушать, как воспитывают людей, желающих летать. Желающих стать лётчиками, космонавтами, инженерами. Людей, желающих быть ближе к небу.
Законная «игра» в самолётики на уроке
Кабинет авиамоделирования. За партами — не только мальчики. Старательно работают над деревянными моделями самолётов и девочки.
— А это Александр Сергеевич Павленко — мастер международного класса по авиамодельному спорту, — представляет нам Татьяна Мироновна учителя, так сказать, трудов.
— По Федеральному стандарту урок называется «Технология», — говорит Александр Сергеевич, — а у нас в лицее — «Авиамоделирование». В основное учебное время на уроке ученики выбирают самолёт, какой понравится, пишут реферат. Вот, например, смотрите, «Як-1» (показывает реферат). А потом делают макет самолёта среднего размера, оттачивают его, шлифуют, после — лакируют, готовят к покраске, красят и ставят на подставку.
А вот в неурочное время на кружке ребята, как рассказывает учитель, могут сделать не просто самолёты, а уже, по нашему мнению, шедевры. Такие шедевры стоят в комнате у самого Александра Сергеевича. Их он сделал сам. Это уже крупные летающие модели невероятной красоты. Самые настоящие.
— Вот двигатель внутреннего сгорания, — подчеркивает учитель.
Показывая эти самолёты школьникам, Александр Сергеевич заинтересовывает ребят. Собственным примером или примером лучших учеников.
— Вот, во внеурочное время — такую модель за одну зиму сделал Ярослав Сопин — наш выпускник (с гордостью Александр Сергеевич показывает самолёт, висящий над классной доской). Сегодня Ярослав учится в Воронеже, в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
Ещё заинтересовывает учитель своих учеников, показывая, как будущий самолёт будет летать, в специальной программе — «Аэросимулятор».
— На кружок авиамоделирования ходят 18 человек, — говорит Александр Сергеевич, — Конечно, на изготовление таких летающих моделей нужно тратить значительно больше времени, нужно больше усидчивости и труда. Сегодня тоже есть успешные в этом деле ребята, которые хорошо выступают на соревнованиях. Например, Серёжа Лукин. Новички тоже подают надежды. Посмотрите, целую эскадрилью сделали.
Когда учитель чемпион мира
Макеты, сделанные учениками лицея, показывают на выставках, сам преподаватель и ученики участвуют в чемпионатах, занимают призовые места. А как ещё-то!? Когда учитель чемпион мира.
— Я же из старого поколения. Все мы стремились в небо — лётчиками быть. Лётчиком по зрению не получилось, пошёл на авиационного инженера, закончил самолётостроительный факультет НЭТИ (ФЛА НГТУ), работал на заводе им. В. П. Чкалова. Всю жизнь делал макеты, летающие модели. Выступал на чемпионатах мира неоднократно. С кордовыми копиями самолётов второе-третье место занимал, в команде — первое. Вот откуда и звание «мастер спорта международного класса».
Мы подходим к девочкам Ане и Миле. Они сидят на первой парте и работают над самолётами.
—Это интересно по сравнению с обычной технологией в простой школе, — делятся они с нами, — увлекательно. Несложно, так как у нас хороший учитель, который очень понятно всё рассказывает. Выбирали самолёты, которые легче сделать. Нет, не по красоте. Красивый очень сложно. Мы не думали связывать с этим профессию, нам просто нравится, но, конечно, в будущем собираемся получать техническое образование.
На последней парте мы видим уже почти готовый самолёт.
— Это «Боинг—737-900». Я делал его примерно месяц, — рассказывает Макар. — Это действительно достаточно интересно, такие уроки технологии лучше.
А мы идём дальше. Татьяна Мироновна по дороге хочет показать всё, чем она гордится.
«Вам обязательно нужно увидеть наш спортивный и тренажерный зал. Пойдёмте…», — зовёт она.
Крепких людей готовит Валерий Иванович
Спортивный зал. Свисток. Школьники делают упражнения. Учитель физкультуры Валерий Иванович отвечает на наш вопрос «Как вы готовите лётчиков и космонавтов?»:
— Моя задача не космонавтов готовить! А просто физически крепких людей! Особенность физкультуры в нашем лицее в том, что занятие проводится парное, как в институте. Первый урок — спортзал. А второй — зал атлетической гимнастики. Таким образом мы и игровую подготовку даём, и индивидуальную.
Свисток. Дети продолжают выполнять упражнения. А мы идём в загадочное, интересное и таинственное место.
Не музей, а космос какой-то!
Наталья Сунцова и Ольга Ефанова (сотрудники музея) встречают нас:
— Нашему музею 20 лет. Он был открыт к 50-летию Великой Победы, сначала посвящался только авиации, а позже — мы набрали материал по космонавтике, провели конкурс на лучший дизайн музея и открыли зал истории космонавтики.
— Этот музей можно назвать и политехническим, и художественным, и музеем автографов, и литературным, поскольку здесь очень разные экспонаты представлены, — говорит Наталья Сунцова.
Музей действительно совершенно не похож на обычный школьный. Он космический. В синих, небесных тонах. Весь в звёздах, ракетах, планетах и материалах о том, как человек стремится к звёздам и достаёт до них.
— В музее всё поэтапно: мечта человека о полёте, первые победы и так далее, — рассказывают женщины, — Мы гордимся тем, что нашли информацию о том, как именно наш город участвовал в освоении космоса. Даже есть фото Юрия Алексеевича Гагарина в Толмачёво. Он летел в Японию и останавливался здесь (на фото встреча Гагарина с сотрудниками аэропорта).
С помощью школьников, их родителей, жителей района и других посетителей музей пополняется.
— Смотрите: значки, бытовые вещи, газета того времени, новогодние игрушки-космонавты, сделанные школьниками экспонаты, фантазийный луноход, — показывает нам Наталья Сунцова живущих на витринах.
Бумажный самолётик от космонавта
— А вот бумажный самолётик, он сделан на встрече ребят с Виктором Михайловичем Афанасьевым — космонавтом, бывавшим в космосе четыре раза.
«Самые ценные экспонаты в школьном музее, — говорят сотрудники, — это те, что сделаны самими учениками».
Кстати, об учениках
Директор организовывает встречу с лучшими учениками. Некоторые из них уже прошли лётную подготовку на самолёте, получают удостоверения, многие неоднократные победители олимпиад, конференций, конкурсов. У всех большие планы на будущее.
Начинаем разговор как раз с планов. Некоторые робко признаются, что лётчиками и космонавтами быть хотят. Улыбаются.
Начинает разговор Максим Солобаев, не только ученик лицея, но и курсант «Новосибирского учебного авиационного центра им. А. И. Покрышкина»:
—Я, например, собираюсь в Краснодарское военное лётное училище.
Призёр всероссийской олимпиады этого года — «Шаг в будущее. Космонавтика» Павел Польский подхватывает:
— Хочу поступать в МГТУ им. Баумана (его как призёра конкурса уже пригласили туда учиться). В космонавты вряд ли пойду. Там кабины маленькие (шутит он). Ну а так, «технарство»— это моё. Я этим горжусь.
Олег Горестов — чемпион олимпиад по истории — неожиданно признаётся, что он гуманитарий:
— Я из всех присутствующих, наверно, один гуманитарий. Хочу на юридический факультет поступать, ну или всё-таки… на экономический.
Елизавета Петрушина скоро едет в Петербург на Всероссийскую научно-творческую конференцию-конкурс «Интеллектуальное возрождение»
— Мой папа пилот-лётчик, я тоже хотела пойти по его пути, но по зрению комиссию не прошла, поэтому буду поступать на инженера-диспетчера в Ульяновское лётное.
Никита Симбирёв (ещё один участник олимпиады «Шаг в будущее»), как и Павел Польский, собирается в Бауманку.
– С факультетом пока не определился, может, на «материаловедение», может, выберу «летательные аппараты» или «конструирование космических аппаратов».
Дмитрий Бондаренко занимается в планерной секции у Владимира Кочкина, выпускника лицея, чемпиона России по планерному спорту, о планах на будущее говорит следующее:
—Авиация — это моё хобби, а пойти учиться в будущем хочу в СибГУТИ.
Артём Головин, тоже курсант НУАЦ признаётся, что ещё на распутье и пойдёт либо в военную авиацию, либо в гражданскую.
Сергей Лукин, которым гордится учитель авиамоделирования, занял третье место на чемпионате предприятий авиационной промышленности стран СНГ по авиамодельному спорту, отмечает, что свою жизнь желает связать с авиацией.
По словам ребят, выбрали они аэрокосмический лицей, так как все увлекаются авиацией, «здесь углублённые знания и образование выше».
— В лицее много предметов, которых нет в обычной школе, — говорит Лиза Петрушина, — а они очень интересные и важные для людей, которые собираются связать жизнь с космосом и небом.
Ребята подхватывают друг друга и рассказывают, насколько интересно им учиться, хвалят профессиональных преподавателей и отмечают, что у всех учителей получается заинтересовать их.
— Жизнь лицея, – говорят молодые люди, — это не только учебное время. У нас много традиций: интеллектуальные конкурсы и конференции, Аэрокосмические игры и летние школы.
В общем, как мы поняли, лицей — это место, куда ребятам хочется приходить изо дня в день. Они знают, что все полученные знания им действительно пригодятся и запоминают информацию не «потому что надо», а потому что интересно и важно для них.
Завершает наше знакомство с местом, где воспитывают космонавтов, директор Татьяна Тумаева и её заместитель Сергей Казанцев, инженер-механик самолётостроения. Он преподаёт в лицее с 1988 года. Директор и заместитель рассказывают, как появилось место, где готовят «инженерную элиту» (как говорит Татьяна Мироновна):
— В 1986 году из-за спада поступающих на факультеты летательных аппаратов Министерство образования поручило создавать специальные классы авиаконструирования. У нас в городе классы сначала появились на базе 36-ой школы, а позже, в 1988 году, здание бывшей 98-ой школы освободилось, её расформировали, и специальные классы из 36-ой перенесли в бывшую 98-ую, добавили других учеников и создали первый лицей в Новосибирске. Основоположником его был Борис Александрович Шляйферт.
— Больше 25 лет лицею, — подхватывает директор. Многое изменилось, но основная задача неизменна — воспитание будущей инженерной элиты. Мы не говорим, что в обязательном порядке выпускники должны быть космонавтами, работниками авиации. Главное, что 80 % из них выбирает техническую специальность.
Мы стараемся сохранить особую образовательную среду, коллектив педагогов, взаимоотношения между учителем и учеником. У нас очень стабильный коллектив: некоторые работают по 20 лет и больше, а сегодня, к сожалению, очень мало молодых специалистов приходит, а ведь нужно успеть ввести их в нашу атмосферу лицея, передать нашу философию.
В лицее действительно очень много традиций, заведённых основателем Б. А. Шляйфертом, и они всегда соблюдаются. Так, например, одной из главных традиций является празднование Дня лицея — 12 апреля. В этот день проходит посвящение в лицеисты. Когда страна празднует День космонавтики, у будущих лётчиков, космонавтов, инженеров аэрокосмического лицея им. Ю. В. Кондратюка ещё и свой праздник. На нём посвящённые в лицеисты дают особую клятву, написанную основоположником, и делают свой первый шаг в «открытый космос».
Фото: Ростислав Нетисов
Валерия Куц
Самой большой популярностью у воров пользовались книги для айтишников
Решение будет приниматься после масштабной инвентаризации домов
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города