Categories: Экономика

Городу Обь просчитали концессию в ЖКХ

Для развития этой формы ГЧП в малых городах инвесторам не хватает субсидий по выпадающим доходам.

— Для построения эффективной финансово — экономической модели теплоснабжения города Обь необходимо было заменить 15 км ветхих тепловых сетей или более 80 % всех сетей муниципального образования. Также в рамках проекта предполагалась реконструкция 4 действующих источников теплоснабжения с полной заменой оборудования на современное. Расчетная сумма инвестиций для реализации данного проекта принималась в размере 500 млн с горизонтом инвестирования 2-3 года. Доля частных инвестиций в проект, то есть наша, составляла 100 млн рублей, — рассказал на совещании по ЖКХ в правительстве региона представитель ГК «Концессионные решения» Даниил Гинзбург.

Проект концессионного соглашения по модернизации системы теплоснабжения города Обь с привлечением федеральных средств Фонда модернизации ЖКХ оценивался рабочей группой сформированной по инициативе ОАО «Агентство инвестиционного развития» и министерства ЖКХ и энергетики области. В группу также входили представители администрации города Объ и потенциального инвестора — ГК «Концессионные решения».

По словам Гинзбурга, совокупная выручка за тепло и горячую воду в городе Обь сегодня составляет 102 млн рублей, полезный отпуск 78 тыс Гкал, население муниципального образования 27 тыс человек. Он отметил, что при проработке системы модернизации теплоснабжения группа столкнулась со структурными противоречиями между требованиями к целевым показателям эффективности проекта и реальной жизнью. Расчётные параметры финансовой эффективности, разработанные федеральным фондом, при достижении которых можно получить средства поддержки, не рассчитаны для малых городов.

— При необходимы масштабах вложения — 500 млн. руб — главным фактором эффективности проекта становится срок его окупаемости. Он зависит от выручки, которая получается из произведения величины полезного отпуска на тариф, а величина полезного отпуска напрямую зависит от количества потребителей в данном муниципальном образовании. Начальный тариф, то есть взятый за основу в нашей модели и утвержденный департаментом по тарифам Новосибирском области для города Обь в 2014 году, составил 1 309 рублей за Гкал. Увеличение расчетных параметров долгосрочного тарифного регулирования в рамках концессионного соглашения ограничено постановлением правительства РФ. Расчет, предоставленный департаментом, показал, что среднее значение не может превышать 4,7 %. Исходя из приведенных данных, показатель окупаемости с учетом стоимости капитала на долю частных инвестиций составляет 15 лет. Максимальные сроки проекта, соответствующие критериям эффективности и обуславливающие финподдержку фонда, не могут превышать 7 лет, — констатировал Даниил Гинзбург.

По его оценкам, расчётная внутренняя ставка доходности на вложенные средства при 15-летней окупаемости составляет не более 3%. Согласно критериям эффективности фонда, она должна быть не менее 12 %.

— На наш взгляд, все это приводит к отсутствию мотивации у частного инвестора реализовывать инфраструктурные проекты в сфере ЖКХ в малых городах. Даже при такой масштабной поддержке со стороны государства, — заявил представитель ГК «Концессионные решения».

При этом он подчеркнул, что для бюджета области данная модель чрезвычайно эффективна. Расчетная величина экономии средств консолидированного бюджета при реализации данного концессионного проекта в течение ближайших лет составит 610 млн руб только в одном муниципальном образовании. Расчет выполнен по методике утвержденной Фондом содействия развитию ЖКХ на основе данных о субсидиях, которые предоставлялись городу Обь за последние два года.

Инвестор предложил два варианта решения проблемы — привлечения частных средств в сферу ЖКХ:

— Для реализации проекта такого масштаба с помощью средств поддержки федерального фонда и достижения установленных им критериев, необходимо субсидировать выпадающие доходы концессионера из сумм достигнутых за счет бюджетной экономии методом начисления платы концедента. Это приведет к сокращению сроков окупаемости проектов в ЖКХ малых городов до нормативных 5-7 лет и резко повысит привлекательность участия в них для потенциальных инвесторов.

Вторым вариантом, по мнению Даниила Гинзбурга, является стратегическое решение проблемы модернизации ветшающей и местами аварийной, экономически нерентабельной системы теплоснабжения на фоне нарастающего дефицита средств в бюджете за счет снижения капительных издержек при строительстве распределенных источников малой мощности, то есть газовых миникотельных. Они могут быть рассчитаны на обслуживание 1-3 домов, а при их монтаже может использоваться отечественное оборудование.

— Такое решение позволит радикально сократить протяженность теплопроводов от источника до конечного потребителя и их диаметр, снизить теплопотери в сети, уменьшить затраты на эксплуатацию, текущее содержание и будущую замену теплосетей.

Постепенный уход от централизованных систем теплоснабжения к распределенным позволит решать проблемы точечно с наименьшими капитальными затратами и на долгосрочный период с высокой степенью бюджетной эффективности. Он также обуславливает возможность для привлечения в сферу ЖКХ большего количества инвесторов из числа местных частных компаний. Даже на уровне небольших муниципальных образований, за счет снижения стоимости проекта, — резюмировал он.

По словам министра ЖКХ и энергетики области Евгения Кима, региональные власти готовы пересмотреть условия сотрудничества для привлечения на рынок жилищно-коммунального хозяйства частного бизнеса.

— С точки зрения законодательства, привлечь частные инвестиции в систему ЖКХ сегодня можно только в форме концессии. В 2015 году мы активно взаимодействовали с госкорпорацией Фондом реформирования ЖКХ, который совместно с наиболее заинтересованными субъектами федерации искал причины неэффективности программы по модернизации коммунальной сферы. Не смотря на то, что формы и объемы господдержки значительно расширены, экономика действующего предприятия не всегда позволяет окупать проект в разумные сроки. Разработанные нами предложения мы в конце 2015 года отправили в Фонд модернизации и минстрой РФ — пояснил министр.

Он напомнил, что сегодня законодатель определил два пути модернизации системы ЖКХ за счет средств частного инвестора: с компенсацией ему несбалансированности тарифных решений, то есть платой концедента, а также за счет роста тарифов. Во втором случае законодатель разрешил превышать предельный уровень роста тарифа по субъекту, предложив взять ответственность за этот шаг представительным и исполнительным органам власти на местах.

— В 2016 году по каждому поселению области нам необходимо совместно с потенциальным инвестором проработать оптимальную модель модернизации ЖКХ с учетом двух этих путей, предварительно проведя работу по повышению текущей эффективности муниципального хозяйства и повышения собираемости платы за услуги ЖКХ до 95%. Заявки от частных инвесторов по тарифным решениям предлагаю рассмотреть на рабочей группе с участием департамента по тарифам, — заявил Евгений Ким.

Глава новосибирского представительства госкорпорации «Ростех», депутат Заксобрания Юрий Зозуля также предложил разработать региональную программу для частных инвесторов, которые хотели бы зайти в эту сферу, с учетом экономических и технологических требований области.

Глава региона поддержал предложения и поставил задачу разработать условия для прихода в отрасль частных инвестиций.

— За счет бюджетной составляющей эти проекты не вытащишь. У бизнеса есть желание вкладываться в такие «вечные проекты» и сейчас нужны нестандартные решения, чтобы создать такую возможность, — заявил Владимир Городецкий.

По данным замруководителя Сибирского управления Ростехнадзора Леонида Выгулова, только в Новосибирске из 3100 км теплосетей свой срок отработали 686 км и в каком состоянии они сейчас находятся — не знает никто. Из 411 муниципальных образований области только 270 получили паспорта готовности к отопительному сезону, из 1114 котельных — 740.

В марте 2015 года в правительстве региона обсуждался вопрос о передаче в концессию 184 неэффективных предприятия сферы ЖКХ. Заключение концессионных соглашений было запланировано на третий квартал 2016 года. В сфере теплоснабжения в районах Новосибирской области реализуется пять концессионных договоров: в р. п. Краснозёрское ООО «Тепловодоснабжающая компания», в р. п. Чистоозёрное ООО «Чистоозёрные коммунальные сети», в г. Черепаново ООО «КиТС», в р. п. Посевная (Черепановский район) ООО «ПТС», в Верх-Тулинском сельсовете ООО «ТеплоТЕВ». В сфере водоснабжения и водоотведения по одному договору — в Верх-Тулинском сельсовете ООО «ТеплоТЕВ» в обоих случаях.

В 2015 году право на заключение концессионного соглашения о передаче котельных и сетей Бердска выиграла компания ООО «Багира-М». По договору она должна была получить для эксплуатации 3 муниципальные котельные и все теплосети города на 25 лет. При этом фирма должна была вложить в этот комплекс 1,3 млрд рублей. В планах концессионера была реализация схемы теплоснабжения с 40 локальными котельными. Однако, как пишет «Курьер.Среда.Бердск», фирма не исполнила договорные обязательства — не погасила 200 млн рублей долгов, накопленных «Комбинатом бытовых услуг». Это стало причиной по которой администрация Бердска сейчас планирует расторгнуть договор концессии.

ООО «Концессионные решения» создано в октябре 2015 года, работает в сфере «производство, передача и распределение пара и горячей воды». Согласно открытым источникам, собственником компании является Даниил Гинзбург. Он также числится владельцем или руководителем следующих новосибирских компаний: ООО «Инжиниринговый центр «Сибирьэнерго» («производство, передача и распределение электроэнергии», создано октябрь 2015 года), ООО «Агентство конкурсных торгов» (юруслуги, взыскание платежей и т.д. ), ООО «Квинта» («подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества»), ООО «ТРЕНД» и ООО «Центр» («сдача внаем собственного недвижимого имущества»), ООО «ОРС-Новосибирск» («розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво»).

Фото: infonsk.com

tkrasnova

Recent Posts

Центр управления энергосистемами трех регионов открылся в Новосибирске

В 2025 году в город переедет оперативно-диспетчерское управление Объединенной энергосистемой Сибири

27 минут ago

Работодателей предлагают обязать платить тринадцатую зарплату

Законодатели считают, что норму нужно внести в Трудовой кодекс РФ

58 минут ago

Новогодняя встреча Партии Пенсионеров состоялась в Новосибирске

Представителям партии вручили Почётные грамоты Законодательного Собрания Новосибирской области

1 час ago

Треть новосибирцев не планируют сами готовить салаты для новогоднего стола

Около двух процентов горожан поставят на стол только фрукты и шампанское

2 часа ago