На подготовку к ней крупным игрокам остается меньше года.
Принятие законопроекта позволит обеспечить достоверное информирование потребителей в отношении категории и сервиса гостиниц, создать более действенную основу для формирования конкурентной системы размещения, а также послужит стимулирующим фактором для развития внутреннего туризма и повышения гостиничных услуг, говорится в документах правительства РФ.
Одна из новелл законопроекта вводит положение в отношении 3-годичного срока действия аттестата аккредитации туристского объекта. Также устанавливается, что аккредитованная организация осуществляет классификацию объектов туристской индустрии по всей территории России, но только при условии уведомления органа государственной власти того субъекта, где планируется осуществить указанную классификацию
— Туриндустрии, которая сейчас наконец развернулась в сторону внутреннего и въездного туризма, нужны конкурентные с мировыми (и по качеству, и по стоимости) средства размещения. И если в этом был законодательный пробел, то его необходимо внести, — комментирует нововведение руководитель Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири Наталья Куцевол. — Я не эксперт в области оказания гостиничных услуг, поэтому мне сложно оценить, все ли стороны этого бизнеса пропорционально затронуты и описаны. Но надеюсь, что профессиональная общественность, участники рынка гостиничных услуг вносили свои комментарии и предложения, которые были учтены в законопроекте. Вопрос всегда в том, что бизнес сам для себя никогда не может написать адекватных законов. Поэтому всегда бизнес недоволен любым нововведением, отличным от «дикого», потому что в любом случае оно будет ущемлять их права.
Кристина Кузнецова, региональный директор Domina в России, считает, что данная законодательная инициатива — логичное продолжение систематической классификации отелей РФ, начатой в преддверии Чемпионата мира-2018. По ее мнению, она очень своевременная и нужная, но успех ее внедрения обусловлен рядом обстоятельств.
— Во-первых, сам законопроект должен быть исчерпывающим по содержанию, не допускать различных толкований и снабжен достаточным числом подзаконных актов, регулирующих технические детали прохождения классификации. Например, явно нуждается в конкретизации пункт классификационной процедуры, касающийся оценки уровня сервиса в отеле. На данный момент ряд услуг, предоставляемых отелем, оценивается по принципу их наличия либо отсутствия; не ранжируется качество работы персонала с гостем и т.д., — рассуждает Кузнецова. — Во-вторых, необходимо четко прописать требования собственно к классифицирующим организациям. Сейчас на рынке их достаточно много, появилась даже конкуренция за отельеров — и отрасль столкнулась уже со случаями явного завышения показателей, присваиваемых отелю. Должны появиться жесткие нормы контроля самих «судей» — иначе данная деятельность может стать потенциально коррупционной.
По оценкам Куцевол, аттестат аккредитации туробъекта будет отправной точкой для формирования равных стандартов деятельности и цивилизованной конкуренции.
— Причем заметьте, объективная и независимая аккредитация (во всяком случае, так хотелось бы, чтобы это было). А вот после этого пожалуйста, конкурируй с коллегами и качеством услуг, и ассортиментом, и «ноу-хау». Но это все в сторону улучшения! Ниже определенного стандарта — нельзя. По-моему — это здорово. И я хочу получать именно такую конкуренцию, и такие, как минимум «стандартные» услуги, когда размещаюсь в наших местных гостиницах (не мировых цепочек, потому что там стандарты существуют давно и как мы видим, плодотворно), — говорит собеседник Infopro54.
По ее словам, сегодня отсутствие классификации туробъектов на территории Сибири в частности и России, в целом, является серьезной проблемой для туристов.
— Это наша беда. Более того, такое несоответствие качества оказываемых услуг местными гостиницами их стоимости, на любом этапе обслуживания — это, конечно, нонсенс. Так в современном мире жить нельзя. Вернее, зарабатывать нельзя! Поэтому будем маленькими шагами, путем внесения законопроектов подтягивать качество оказываемых услуг до конкурентного уровня! — говорит Куцевол.
Кристина Кузнецова также считает, что сам процесс реального внедрения данного законопроекта не будет быстрым. Об этом говорит предшествующий опыт: несмотря на то, что отели городов мундиаля (чемпионат мира по футболу) были обязаны пройти новую классификацию до 1 июля 2016 года, только в Москве это сделали более половины отелей. В остальных регионах процентное соотношение было еще меньше. Поэтому срок обязательной классификации для них перенесли до 1 января 2017 года. В случае с российским законопроектом идет речь о неизмеримо большем числе объектов, которым будет предписано проходить классификацию.
— Группа Domina в России уже имеет успешный опыт прохождения классификации. Наш отель в Петербурге — одном из городов, принимающих чемпионат — получил сертификат соответствия своему пятизвездному статусу в прошлом году. Могу сказать, что это очень позитивный и нужный опыт для каждого отеля. Процедура мобилизует игроков рынка, и в результате выигрывает потребитель. Возможно, часть средств размещения вынуждены будут уйти с рынка или изменить свой статус в соответствии с реальным положением дел. Но это естественный и нужный процесс оздоровления отрасли — любые «звездные» амбиции должны быть подтверждены реальным состоянием дел в отеле, гостей нельзя вводить в заблуждение, — уверена Кузнецова.
Она считает, что сами туристы вряд ли прямо ощущают нынешнее отсутствие сертификации как «потерю». Но в реальности, при работающей системе такого государственного контроля (к 2020 году классификация должна стать обязательной для всех средств размещения в России), неоправданных ожиданий во время поездок будет гораздо меньше. Новый отель Группы Domina в Новосибирске готов к процедуре сертификации.
— Однако успешно пройденная классификация вовсе не дает отелю возможность почивать на лаврах. Нужно воспринимать ее как всего лишь первичный фильтр, к которому обращается потребитель при выборе отеля. Замечательно, если благодаря новому законопроекту этот фильтр будет ориентиром, которому потребитель сможет безусловно довериться при выборе отеля желаемой «звездности». То есть, желая жить в пятизвездном отеле, он действительно будет выбирать между пятизвездными гостиницами. А вот конечный выбор наш потенциальный гость будет делать исходя из суммы факторов: отзывов об отеле на независимых площадках, имиджа бренда (если речь идет о крупном сетевом операторе) и др. Поэтому у отельеров остается большой простор для совершенствования качества и набора своих услуг, — резюмирует собеседник Infopro54.ru.
Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект № 69251-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии». Цель внесенного законопроекта — совершенствование правового регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию гостиничных услуг. Для этого законопроектом вносятся изменения в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». А именно — вводятся понятия «гостиничные услуги», «гостиница и иное средство размещения», «классификация объектов туристской индустрии» и предусматривается поэтапное введение обязательной классификации объектов туристской индустрии на территории РФ в определенном порядке. Законопроект предусматривает поэтапное введение обязательной классификации. С 1 января 2018 года — в отношении гостиниц с фондом более 50 номеров, с 1 января 2019 года — с фондом болеет 15 номеров, а с 1 января 2020 года — для всех гостиниц и иных средств размещения.
В рубрике «гостиницы» в Новосибирске в базе 2ГИС зарегистрирована 291 организация.
Фото: teddy-rised, др- из личных архивов
Юлия Данилова
Пока речь идет о первом этапе строительства
Их можно будет послушать в течение всех новогодних каникул
Регион находится в рейтинге на третьем месте
Власти города и области серьезно настроены ввести ее в эксплуатацию в 2025 году
Мэр Максим Кудрявцев потребовал ускорить его продажу
Самое яркое «внешнее» событие — гастроли в Иране, самое яркое «внутреннее» — большие подвижки в…