Транспортные компании хотят снизить тариф и обсудить закон на федеральном и региональном уровнях
С 15 ноября 2015 года во всех регионах России вводится система «Платон», с помощью которой будет взыматься плата с водителей тяжелогрузов, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, при проезде по федеральным трассам. Запуск системы утвержден постановлении правительства РФ № 504 и закреплен федеральным законом № 257. Неналоговый платеж призван компенсировать ущерб, который фуры наносят федеральным трассам. Ассоциация перевозчиков в Новосибирске считает систему противоречивой во многих аспектах и призывает создать рабочую группу в региональном правительстве и парламенте. Представители трех сторон — перевозчики, Росавтодор и коммерческая организация, ответственная за ввод и эксплуатацию «Платона» (систему также называют «12+»), обсудили степень готовности системы и ее тарифы в рамках пресс-конференци
«Платон» укоренился в Сибири
Инфраструктура системы «Платон» полностью построена и введена в эксплуатацию на территории Сибирского федерального округа. Об этом сообщил прессе Денис Крылов, руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», компании, внедряющей систему в Сибири.
— Мы прошли проверку в Федеральном дорожном агентстве министерства транспорта РФ, и все работы были приняты. Введены в эксплуатацию 23 центра информационной поддержки пользователей во всех крупных городах и на многосторонних автомобильных граничных переходах. Центры работают с 8-00 до 20-00, в Новосибирске — круглосуточно из-за большого потока пользователей. С 10 ноября наша компания стала выдавать бортовые системы учета, — отчитался представитель компании.
По мнению Крылова, многие грузоперевозчики поняли, что введение закона — неотвратимо, поэтому последние дни в офисах компании наблюдается ажиотаж среди потенциальных пользователей системы.
— На сегодняшний день мы зарегистрировали более 6 тыс владельцев транспортных средств и более 12 тыс автомобилей в рамках СФО. По данным, собранным вчера, по всей стране в системе было зарегистрировано более 30 тыс владельцев транспортных средств и более 300 тыс фур, что представляет уж существенную долю грузовых автомобилей, — уточнил статистику Крылов.
Анатолия Костылевский, первый заместитель начальника ФКУ «Сибуправтодор», привел другие статистические данные.
— По данным Росавтодора, необходимое оборудование имеет уже более 365 тысяч автомобилей, примерно 40 тысяч владельцев. Это результаты за последние два дня, и высокая динамика сохранится в ближайшее время.
Представитель «РТ-Инвест Транспортные Системы» также сообщил прессе, что в эксплуатацию введена мобильная система контроля тяжелогрузов «Аргус», представляющая собой легковой автомобиль с видеокамерой и радаром, который будет считывать государственный номерной знак, передавать данные о нарушителях в центр обработки, где сумма штрафа спишется с лицевого счета владельца фуры. Кроме того, в СФО появятся стационарные системы контроля — около 70 большерамных конструкций, которые будут установлены на федеральных трассах в 2017 году. Несколько лет водителей фур будут контролировать мобильные системы.
Система «12+» — автоматический поток средств в бюджет
Схема оплаты в системе «Платон», по словам Дениса Крылова, схожа с денежными операциями сотовых операторов. Перевозчик заводит лицевой счет, на который вносит определенную сумму в зависимости от предполагаемого пути. С лицевого счета деньги снимаются по мере движения фур по федеральным трассам. Есть два способа фиксации пробега тяжелогрузов. Первый — показатели снимаются и передаются с помощью ГЛОНАСС/GPRS-тре
Второй способ – маршрутная карта или «билет на поезд». Здесь перевозчик совместно с компанией рисует путь между точкой отправления и точкой прибытия, а также все предполагаемые остановки. Система подсчитывает километраж, умножает на заданный тариф и списывает с лицевого счета нужную сумму.
Списания происходят автоматически и в фиксированное время — в час ночи.
Денис Крылов утверждает, что компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» не держит у себя собранные средства и не имеет возможности ими распоряжаться.
— Коммерческая структура, уполномоченная взымать штрафы, не кладет деньги себе в карман: все средства концентрируются на специальном счете в «Газпромбанке», и в ежедневном порядке перечисляются в федеральный бюджет. Спустя квартал он рассчитывается с компанией за выполненную работу в соответствие с коэффициентом качества распознавания транспортных средств. Поэтому сумма государственного контракта известна с точностью до копейки, и ничего у перевозчика наша компания не берет и не может брать по определению, — объяснил механизм работы «РТ-Инвест Транспортные Системы» Крылов.
Единственная операция со счетом, доступная компании — возврат средств перевозчику, если тот решил забрать свои деньги, не потратив их в полной мере при проезде.
Согласно контракту, государство платит компании за созданную инфраструктуру системы «Платон». Сюда входит функционал центров обработки данных, программное обеспечение и ГЛОНАСС/GPRS-тре
Спорная тарификация
Больше всего вопросов у перевозчиков при введении системы «Платон» вызывают тарифы. Первоначально правительство РФ планировало сделать ставку 3,73 руб за километр федеральной дороги, что дало бы дополнительные внебюджетные средства в размере 50 млрд руб в год, которые регулярно поступали бы в дорожный фонд страны, а затем и регионов. После долгих обсуждений ставка снизилась до 3,06 руб за километр, а несколько дней назад было объявлено о снижении тарифа до 1,5293 руб за километр. «Минимальный тариф» продержится первые месяцы эксплуатации системы «Платон» и будет в дальнейшем индексироваться в период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года, постепенно возрастая до 3,6 рублей, сообщила пресс-служба правительства РФ. Согласно официальному заявлению, тариф снижен из-за обращения представителей бизнес-сообществ
— По ориентировочным расчетам, при ставке 3,06 руб/км ожидается сбор средств порядка 40 млрд рублей. Все собранные средства на 100 % пойдут на содержание, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию федеральных дорог, — сообщил Костылевский.
Данные по ориентировочным сборам в Новосибирской области он не уточнил. Однако, примерные цифры назвали представители ассоциация перевозчиков области:
— По нашим данным, магистральный автопоезд (фура) в среднем проходит по дорогам федерального значения порядка 10 тыс км в месяц, причем за Уралом, в восточной части России движение более линейное, чем в Центральной России, где дороги более разветвленные. В нашей области примерно 1,5 тысяч магистральных автопоездов, вот и считайте, — предложил Вячеслав Трунаев, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков.
По подсчетам редакции, при тарифе в 1,53 рубля за км федеральный бюджет получит от перевозчиков области примерно 23 млн рублей в месяц, а при тарифе 3,06 рублей за км — около 46 млн рублей.
Перевозчики считают, что тариф сильно завышен и требуют снизить его до 64 копеек за км.
— Ассоциация не согласна с тарификацией и полностью поддерживает мнение минэкономразвити
я РФ, которое посчитало и вынесло рекомендацию: установить тариф 64 копейки. Это достаточно для выполнения задач по содержанию и реконструкции автодорог, — заявил прессе Трунаев, заметив, что не понимает, откуда правительство РФ взяло существующие цифры и выставило завышенный тариф.
Глава ассоциации предупредил, что плата за использование перевозчиками федеральных трасс полностью ляжет на плечи конечного потребителя товаров.
— Цены на услуги перевозки гарантированно вырастут. По нашим подсчетам, себестоимость товаров будет увеличена от 5 до 10 %. Поэтому вопрос с тарификацией должны решать не только перевозчики, но и товаропроизводит
ели, — уверен Трунаев.
С ним не согласился Денис Крылов, отметив, что сторонние экспертизы давали разные оценки введения неналоговых платежей по системе «Платон»:
— По данным ассоциации компаний «Аккорд», которая специализируется на розничной торговле, в России стоимость логистики для торговых сетей составляет примерно 7 % от стоимости товара. И даже если тариф за пользования федеральными трассами составит 10 % от себестоимости перевозок, на цене конечного товара это практически не отразится или отразится в рамках 0,7 % удорожания продуктов. Еще нужно понимать, что 80 % перевозимых грузов — инертные материалы, которые нужны строительной индустрии. И только 8 % перевозок касаются товаров массового потребления, — привел статистику представитель компании «РТ-Инвест Транспортные Системы».
Перевозчики не могут уклониться от оплаты за проезд по федеральным трассам, хотя правительство РФ отложило штрафы для всех субъектов, кроме Московской области, до 1 мая 2016 года.
Ответственность за износ дорог пока возложена на тяжелогрузный транспорт
Новосибирские перевозчики оспаривают не только тарифы, но и саму необходимость нести материальную ответственность за изношенность федеральных трасс. Вячеслав Трунаев говорит, что отвечать за разрушение дорожного покрытия должны все участники дорожного движения, и грузовые, и легковые автомобили, и, в особенности, перевозчики, нарушающие весовые нормы.
— Обычное транспортное средство, не превышающее весовых параметров ни по полной массе, ни по осевым нагрузкам, не может наносить ущерба. У дорог есть определенная степень износа и параметры прочности, и если дорога разрушается, то вина лежит не только на тяжелогрузах, но и на обычном легком транспорте. По магистралям Новосибирска вообще не ходят фуры, только легковой транспорт, и при этом водители наблюдают большие колеи и выбоины. Может быть, стоит направить претензии не к тем, кто эксплуатирует дороги, а к подрядчикам, которые строили эти объекты? Получается, что они не совсем качественно выполняют ремонт и строительство существующих дорог, и те разрушаются при любой эксплуатации, — предположил на пресс-конференци
и глава ассоциации перевозчиков.
Трунаев также предложил жестче штрафовать водителей тяжеловесного транспорта, что позволит не вводить систему «Платон» и при этом собирать в области значительные средства:
— В этом году с 28 сентября по 4 октября была проведена всероссийская акция «На дороги без перегруза», в которой участвовали не только перевозчики, эксперты и органы МВД, но и всевозможные транспортные инспекции. За одну неделю Росавтодор зафиксировал множество нарушений, которые оцениваются в 19 млрд рублей. Если умножить эту цифру на 53 рабочие недели, то это 1 трлн и несколько миллиардов рублей в год. Вопрос к Росавтодору: может быть, имеет смысл установить дополнительные весовые рамки с автоматическими весами и не допускать на дороги перегруженные фуры?
Представитель Росавтодора, Анатолий Костылевский не согласился с цифрами, заметив, что акция прошла цивилизовано и не давала таких показателей, а большегрузы все-таки изнашивают дорожное покрытие.
— Не согласен с тем, что тяжеловесный транспорт не наносит ущерб дорогам: проезд одной такой машины с грузом в 20 тонн равен 5 тысячам проездов легковых автомобилей. А машина, которая ездит со значительным перегрузом, наносит ущерб, сравнимый с 20-40 тысячами проездов на легковой машине. Мы боремся с нарушителями весовых норм, и Росавтодор уже думает, как совместить весовую рамку с системой «Платон». Обе системы должны контролировать, в первую очередь, перевозчиков инертных материалов, поскольку именно такие перевозки проводятся с нарушениями.
Глава ассоциации перевозчиков в сибирском регионе не согласился с чиновником и перечислил немало проблем, связанных с системой «Платон». Кроме неустойчивого тарифа, перевозчик поставлен в неопределенные условия взимания штрафов и оплаты километража, поскольку в системе много лазеек, способствующих обману надзорных органов:
— Чтобы совершить поездку из Иркутска в Москву, перевозчик будет вынужден заранее ввести в заблуждения органы надзора, выписывать себе документы, что он попал в Москву не из Читы, а из Нижнего Новгорода, чтобы не попасть под штраф, действующий в Москве. Получается, перевозчик проехал по федеральной трассе не несколько тысяч километров и заплатил за них, а всего 300 километров. Поэтому ассоциация считает, что необходимо ввести тестовый режим системы «Платон» до мая 2016 года, причем на одинаковых условиях для всей страны, — заявил Трунаев прессе.
При этом добавил, что реализацию системы «Платон» и нормативные акты, связанные с ней, необходимо обсудить в рабочих группах в Законодательном собрании Новосибирской области и в региональном правительстве, чтобы адаптировать федеральный закон к территории.
— На мой взгляд, пока нет никакой системы взимания оплаты за проезд с большегрузов по федеральным дорогам, ничего не отработано. Это новый федеральный закон и он привел к возникновению больших противоречий, — пояснил корреспонденту Infopro54 депутат Законодательного собрания Новосибирской области, гендиректор ООО «Новосибирскагро
промдорстрой» Александр Барсуков. — Введение платы за проезд приведет к росту цен на те материалы и грузы, которые перевозят дальнобойщики, к росту цен на их услуги, за которыми последует цепная реакция. Ее почувствуют все, в том числе и мы дорожники, так как возим песок и щебень по тем же федеральным дорогам.
По его словам, в данной ситуации может получить конкурентные преимущества Западно-Сибирска
— Пока не понятно, сможет ли регион получить от этого средства и какие. В Новосибирской области 850 км федеральных дорог, на которые должны направляться собранные средства. На региональном уровне вопрос введения подобного коэффициента не обсуждается, — добавил депутат.
Фото: Ростислав Нетисов
Анна Калинина
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется