Региональные компании в итоге могут проиграть крупным федеральным игрокам.
— Ситуация, в которой работают наши автотранспортные предприятия, настолько серьезная, что все те кризисы, которые мы совместно пережили до этого, не идут ни в какое сравнение с ситуацией, в которой сегодня находимся мы, — отметил на состоявшемся во вторник круглом столе, посвященном приобретению грузового автотранспорта, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев.
СААП проанализировала текущее положение в отрасли, выяснилось, что из 30 компаний в 2014 году 12 компаний купили новые грузовики, в 2015 году купили новую технику семь компаний, а в 2016 — две. Цена европейской техники сейчас составляет 9-10 млн рублей.
— При этом количество приобретаемой техники сократилось за три года в 30 раз. В 2014 году приобретено 186 единиц техники — 100 тягачей и 86 полуприцепов, с начала 2016 года — только шесть тягачей. Резко вырос спрос на подержанную технику. Так, в 2014 году ее приобрели четыре компании, в 2015 —12 компаний, — рассказал Трунаев.
В 2014 году приобретено в общей сложности 14 бывших в употреблении грузовиков и полуприцепов, в 2015 — 141.
— Однако первые результаты 2016 года показывают, что даже подержанная техника для большинства наших компаний уже недоступна, из 30 опрошенных компаний ее смогли купить только пять предприятий, это 18 грузовиков и 16 полуприцепов. Тренд — на затухание спроса, — рассказал президент ассоциации.
Он подчеркнул, что перевозчики стараются работать на новой технике, потому что грузоперевозки — очень конкурентная отрасль, и клиенты выбирают перевозчика с надежным новым автопарком. Доля новой техники до сих пор в СААП достаточно высока, почти у половины предприятий есть автотранспорт, возраст которого не превышает пяти лет. Две трети компаний используют технику в возрасте 5 — 15 лет.
По словам Трунаева, также осложняет положение перевозчиков то, что финансовые структуры либо отказываются предоставлять кредиты по причине отсутствия активов у предприятий, а транспортные средства в таком качестве не рассматриваются, либо банки сразу предлагает очень высокую процентную ставку.
Государство в свою очередь увеличивает финансовую нагрузку на транспортные предприятия то обязательной заменой тахографов, то введением оплаты для грузоперевозчиков за пользование федеральными трассами — с помощью системы «Платон». Президент СААП ожидает, что в будущем введут подобный режим пользования и региональными дорогами, и хотел бы, чтобы для поддержки отрасли был снижен или даже отменен транспортный налог.
Старение автопарка, по его словам, имеет несколько негативных последствий — это снижает конкурентоспособность региональных перевозчиков в сравнении с крупными федеральными, чье положение не столь плачевно, влияет на экологию и повышает риск аварийности.
Впрочем, по данным ГИБДД, пока аварий с участием грузового автотранспорта больше не стало. Как рассказал на круглом столе представитель регионального управления Госавтоинспекции Алексей Иволга, за семь месяцев 2016 года на территории Новосибирской области произошло 1406 ДТП, 159 человек в них погибло, 165 ранено. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижение получилось по количеству ДТП — 9,6 %, погибших — 19,8 %, пострадавших — 9,1 %.
— Количество ДТП по вине грузовых автомобилей снизилось на 24 %, — сообщил он.
Также Иволга рассказал, что за 2015 год количество зарегистрированных грузовых транспортных средств в регионе снизилось на 3 тыс единиц за счет автомобилей, возраст которых превышает 15 лет. По тоннажу статистика дает следующие данные: грузового транспорта до 3,5 тонн стало больше на 3 тыс, от 3,5 до 12 тонн — уменьшилось на 3 тыс. Количество техники свыше 12 тонн стабильно.
В целом по России, рассказал завкафедрой корпоративного управления и финансов НГУЭиУ Михаил Алексеев, с начала года происходит рост спроса и продаж крупнотоннажных грузовиков, сокращение малотоннажных.
— У нас сейчас в стране и в Новосибирской области в частности происходит рост оптовой торговли и сокращение розничной. В европейской части высокая плотность сети автодорог, там при росте объемов оптовой торговли происходит рост спроса на новые автомобили. Преимущество будут иметь те автоперевозчики, которые находятся больше в европейской части, — сказал он, посоветовав участникам рынка консолидироваться с компаниями из той части России.
Со ссылкой на прошлогоднее исследование журнала «Автомир», он сообщил, что более 70 % грузового автотранспорта в стране имеет срок эксплуатации больше 10 лет, порядка 50 % — больше 15 лет. За год обновляется всего 1,5 % от всего парка. Чтобы обновить парк такими темпами, нужно 55 лет.
— Если посмотреть общую динамику автомобильных грузоперевозок в России с 1990 года, объем грузоперевозок 1990 года они никогда не превышали. Связано это с тем, что как только происходит либо кризис, либо оживление на рынке автомобильного транспорта, сразу происходит отток клиентов в сторону железнодорожного транспорта, — добавил Алексеев.
Фото: пресс-служба НГУЭиУ
Мария Кормильцева
Собственники квартир на вторичном рынке менее охотно двигаются по цене
Любимые всеми напитки снижают усвоение железа из-за полифенолов в составе
В эти дни в городе ожидается безветренная погода
При этом, количество выданных новых кредиток сократилось на 20%
Налоговики подали иск о банкротстве компании
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей