Categories: Экономика

ИГМ СО РАН и IPG Photonics ждут отмены санкций

Они сдерживают полномасштабное развитие проекта по выращиванию кристаллов.

— На сегодняшний день мы создали небольшую ячейку, поставили ростовые установки, ведем работы по интересующим наших партнеров кристаллам. Когда снимут санкции у нас будут возможности для получения более крупных инвестиций со стороны IPG Photonics для запланированного строительства корпусов предприятия по выращиванию кристаллов и закупки оборудования. Первый шаг оценивается в $20 млн. Работа в этом направлении идет, но в связи с общим состоянием политических и экономических отношений между США и Россией в реализации проекта есть определенные проблемы, так как это технологии двойного назначения, — рассказал на пресс-конференции в ТАСС директор Института геологии и минералогии СО РАН Николай Похиленко.

 

О планах создания в Новосибирске высокотехнологичного производства — завода лазерных систем с участием IPG Photonics было заявлено несколько лет назад. Одним из инициаторов проекта выступил миллиардер Валентин Гапонцев, управляющий директор IPG Photonics. Компания контролирует 80% мирового рынка волоконных лазеров большой мощности и около 20% рынка твердотельных лазеров. Его строительство должно было начаться в 2015, но было отложено на неопределенный срок из-за санкций, введенных против России.

На сегодняшний день, по словам Похиленко, на тестовой площадке института созданы нелинейные кристаллы, которые могут преобразовывать лазерное излучение в разном диапазоне частот УФ-ИК диапазонов.

— Наиболее интересны для наших партнеров кристаллы LiB3O5 и BaB2O4. Самые интересные результаты для нас идут по линии использования синтетических алмазов для технических целей, — говорит ученый. — LiB3O5 очень интересный материал. Валентин Гапонцев собирается освоить производство гибридных лазерных систем. На выходе будут расположены оптические элементы, сделанные из нашего материала, которые позволяют монохроматическое излучение волоконного лазера разложить на диапазон частот от фиолетового до среднего инфракрасного излучения.

По наблюдению Николая Похиленко, в последнее время интерес к кристаллам значительно вырос в связи с их потенциальным использованием в ультрамощных лазерных системах.

— Мы получили импульс из оптического элемента, сделав ему «диодную накачку» в 600 трлн ватт — это огромная мощность. А сейчас ведем работы, и в ближайшие два года их реализуем, по увеличению импульса в 1000 раз, что позволит нам перейти уже к экзаваттным мощностям — это миллион триллионов ватт, что позволит нам получать температуру плазмы: не меньше 120 – 140 млн градусов. Этого достаточно для того, чтобы запустить термоядерную реакцию, — рассказал ученый.

Он подчеркнул, что это новый подход к управляемой термоядерной реакции и американцы идут этим же путем.

Сейчас в ИГМ СО РАН идут работы по производству LBO-кристаллов весом до 2 кг, которые можно будет применять в промышленных и медицинских лазерах.

 

— Их можно использовать для визуализации при сложных операциях, связанных с операциями на головном мозге, на тонких сосудах. Вместе рентгена. Они позволяют видеть строение очень тонких объектов и работать с нервной системой, а также могут работать в системах обеспечения безопасности для выявления оружия. Получены результаты по использованию кристаллов для детектирования определения интенсивности нейтронного излучения, что может быть актуально для таких предприятий, как ОАО НЗХК для мониторинга окружающей среды, — перечисляет Николай Похиленко.

Институт также ведет работу по использованию кристаллов для полупроводниковых устройств. Производить кристаллы ювелирного качества, ученые не планируют. По словам директора ИГМ СО РАН, в этом направлении уже активно работают китайские компании, которые через 3-4 года освоят технологию выращивания алмазов ювелирного качества и будут вбрасывать их на рынок, что приведет к резкому снижению цены и спроса на природные алмазы.

 

Корпорация IPG Photonics выросла из НТО «ИРЭ-Полюс», созданной российским физиком Валентином Гапонцевым в 1991 году в Московской области. Экономическая ситуация в стране и в науке заставила Валентина Гапонцева переехать сначала в Германию, где была создана фирма IPG Laser GmbH, а затем в США. Сегодня корпорация имеет производственные площадки в США, Италии, Германии и в России – в подмосковном Фрязино. Региональные офисы продаж есть в Японии, Корее, Индии и Великобритании. С момента своего основания корпорация поставила около 40 тысяч единиц продукции более чем 500 клиентам по всему миру.

Фото: Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

В Новосибирске для жителей региона пройдут мероприятия в честь Дня российского предпринимательства

24 мая в ГПНТБ и на площади Пименова состоятся праздничная ярмарка региональных производителей «Новосибирь» и…

9 часов ago

В Новосибирске мама девочки, сломавшей спину в детсаду, выгораживает заведующую

Руководитель детского учреждения не считает травмирование ребенка на территории садика происшествием.

9 часов ago