Общественный деятель, член партии «Единая Россия», руководитель Фонда реабилитации зависимых людей «Возрождение» и Региональной Ассоциации реабилитационных центров «Содружество».
По всему миру остро стоит проблема наркотизации населения. И кому-то придётся её решать. Журналист Infopro54 поговорил с человеком, который своим личным примером показывает, как нужно воздействовать на проблемы, которые казалось бы невозможно сдвинуть с мёртвой точки. Общественный деятель, политик, член партии «Единая Россия», руководитель Фонда реабилитации зависимых людей «Возрождение» и Региональной Ассоциации реабилитационных центров «Содружество» Игорь Филимоненко рассказал о путях решения вопросов, не требующих отлагательств.
— Известно, что, помимо политической деятельности, вы проводите масштабную работу в сфере лечения людей от наркомании и алкоголизма. В чём конкретно заключается Ваша работа?
— Я занимаюсь деятельностью, которая связана с профилактикой наркомании, алкоголизма и пропагандой здорового образа жизни. Сейчас под моим руководством две организации, одна из которых — Фонд реабилитации зависимых людей «Возрождение», организованный в 2009 году. Цель создания фонда — как раз консультирование населения по проблемам зависимости, организация социально значимых проектов и мероприятий. Уже на базе того опыта, который мы получили за три года, у меня возникла идея создания Региональной Ассоциации реабилитационных центров «Содружество», включающей в себя на данный момент более 40 общественных организаций, которые преследуют цели реабилитации и ресоциализации зависимых лиц. Это основная деятельность, которой я занимаюсь.
Помимо этого, я являюсь членом антинаркотической комиссии мэрии города Новосибирска, членом общественного совета при Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области. Принимаю участие во многих крупных проектах. К примеру, в федеральном проекте по созданию крестьянско-фермерских хозяйств на основе реабилитационных центров.
— В чём особенность этого проекта?
— Данный опыт существует во всем мире, выглядит он следующим образом: есть реабилитационный центр, который на бесплатной основе может принимать у себя пациентов. В процессе реабилитации есть ещё составляющая трудотерапии: например, за счёт выращивания сельхозпродукции или создания мебели. На первоначальном этапе продукция, производимая на таких хозяйствах, будет потребляться непосредственно ими.
Важно, что такого опыта ещё нет на территории Российской Федерации. Сейчас региональное министерство сельского хозяйства подписало соглашение с Федеральным ФСКН, поэтому в Сибирском федеральном округе как раз мы этот проект реализуем. На данный момент зарегистрировано порядка девяти таких хозяйств, в которых задействованы около 800 человек. Это те хозяйства, которые прошли комплексную проверку органов Госнаркоконтроля, Министерства здравоохранения, МЧС и антисектантского отдела Русской православной церкви. Данный проект предусматривает выделение земель и финансов для помощи и развития реабилитационных центров.
— Что вас сподвигло на проведение такой масштабной работы?
— Я вырос в такие времена, когда употребление наркотических средств было модным — это как раз конец 90-х годов. Очень много друзей погибло из-за этого. Не буду скрывать, я и сам пробовал наркотики, алкоголь и сигареты. Всё это было очень «интересно» тогда. Кроме того, в моей жизни было множество примеров, когда люди кончали жизнь самоубийством, садились в тюрьму, теряли семьи. Их жизнь просто рушилась, причём с такой быстротой и силой, что порой они уже не смогли подняться. В то время процесс реабилитации не был налажен так, как сейчас, именно в Новосибирской области. Поэтому я решил самостоятельно заняться этим. Весь процесс был новым, неизвестным, непонятным, а порой даже пугающим.
Сейчас это стало делом моей жизни, я уже порядка 12 лет сам ничего не употребляю и всех призываю к этому. Понятно, что не всегда получается людей вытащить из зависимости, есть процент тех, кто вообще не проходил курсы реабилитации. Но стоит сказать, что среди центров, входящих в состав «Содружества», процент возврата их пациентов к нормальной жизни после прохождения курсов достигает примерно 70. Мы даём инструменты людям и открываем такой мир, в котором порой даже независимые люди бывают менее успешны, чем прошедшие реабилитацию.
— Почему так происходит?
— Причина в том, что в центрах с людьми проводятся различные работы. В частности, их учат понимать себя, указывают на те моменты в самом человеке и его жизни, которые нужно поменять или улучшить. Кроме того, мы ещё год-два после реабилитации «ведём» человека по его новой жизни, учим, как противостоять соблазнам, находясь в обществе.
Сейчас наблюдается такая тенденция: идёт быстрый процесс наркотизации молодого поколения из-за выброса на рынок новых синтетических наркотиков. Мне по мере своей работы приходится общаться со всеми министерствами и организациями, так или иначе связанными с проблематикой наркомании. И вот я вижу, что буквально с 12—13 лет начинается употребление, первая проба. Обычно на этом не заканчивается, а потом процесс уже не остановить. К сожалению, психиатрическая больница вся переполнена молодыми ребятами, ежедневно от пяти до восьми человек на фоне употребления именно синтетических наркотиков попадают в это отделение. Очень страшная картина.
— Как Вы видите решение этой проблемы?
— Сейчас мы дорабатываем проект реабилитационного центра для несовершеннолетних, который будет первым негосударственным центром на территории Сибирского федерального округа. Данную идею одобрил губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, также была финансовая поддержка со стороны правительства региона. Совместно с представителями министерства социального развития области подыскиваем помещение или здание, где мы могли бы разместиться.
Существует такая проблема: когда в семье появляется несовершеннолетний наркопотребитель, родители боятся обращаться в государственные органы, потому что это накладывает определённые отпечатки на жизнь ребёнка — сразу фиксируется, что человек наркозависимый. Поэтому родственники зачастую затягивают момент обращения. Именно наличие этого срока зачастую приводит к тому, что множество ребятишек заканчивают жизнь самоубийством из-за того, что произошёл психоз: в этом неконтролируемом поведении люди выходят из окон, сбрасываются с многоэтажных зданий. Поэтому мы видим необходимость работы не только с детьми, но и с родителями: успех в реабилитации зависит и от того, как к человеку отнесётся семья после прохождения курса.
Для этого мы проводим раз в месяц общегородские собрания — встречаются два родителя: у одного ребёнок ещё маленький, а у другого, к примеру, уже находится в реабилитационном центре. И они обсуждают, говорят о тех недоработках, которые были в процессе воспитания. И я с уверенностью могу сказать, что это работает гораздо эффективнее, нежели когда это слышат от квалифицированных специалистов. Конечно, ещё разработано множество методичек, которые помогают родителям отличить, употребляет ли их ребёнок или нет.
— С чего обычно начинается употребление наркотиков?
— Наблюдал такую ситуацию недавно: подъезжает экскурсионный автобус, выходит группа школьников и преподавателей, и примерно восемь учителей сразу отошли в сторону, шесть из них начинают курить. Меня эта проблема заинтересовала и возмутила, потому что понимаю, какое влияние на молодое поколение оказывают именно учителя. Когда я спрашиваю у молодых ребят о том, с чего началось употребление наркотиков мне отвечают: «С сигареты». И какая бы не была пропаганда здорового образа жизни, есть два наиболее влиятельных направления — это личный пример, семья и образовательное учреждение.
Сейчас люди негативно относятся к проблеме наркомании и алкоголизма, клеймят таких людей. Так продолжается ровно до тех пор, пока их близкие не задействованы в этом. Но я не делю людей на плохих и хороших: в каждом есть своё зерно, нужно все свои усилия концентрировать на положительных моментах человека.
— Занимаетесь ли Вы подготовкой персонала для центров?
— Недавно открыли первую школу консультантов, которая функционирует на базе государственного учреждения. Причём первые наборы на курсы уже были, следующие — в сентябре. Также существуют стационарные консультационные центры и, наверное, первый в СФО передвижной центр.
Кстати, он будет действовать не только на территории Новосибирска, но и охватим область. Этот проект рассчитан на полгода.
— Как Вы пришли в политическую деятельность?
— Раньше всегда работал на управленческих должностях. И мне не хватало для самореализации именно общественной деятельности. Когда подал заявление в партию, мне стало сразу стало интересно, как это всё работает и функционирует. И тогда я понял, что здесь нет никаких барьеров для самореализации. Постепенно появилось понимание, что я пришёл именно в ту команду, в которой хотел работать. Спустя некоторое время мы уже совместно с отделением партии начали реализовывать различные социальные проекты.
— Как появилась идея поучаствовать в «Народном голосовании»?
— В «Народном голосовании» я решил участвовать потому, что понял: став депутатом Законодательного Собрания появится возможность работать более эффективно, смогу продвигать те проекты, которые требуются обществу. Во-первых, чтобы изменить ситуацию в Бердске, а во-вторых, ориентируясь на область, поменять тенденцию наркотизации нашего общества.
— Почему решили выбрать именно Бердск?
— Бердск выбрал, потому что это один из самых проблемных городов Новосибирской области. В частности, существует огромная проблема занятости: более 60 % горожан работают в Новосибирске. Большинство градообразующих предприятий сейчас перешли в частные руки. Но ведь когда-то эти проблемы нужно начинать решать.
За всю историю Бердска на этом посту оказывались только берчане. Поэтому, считаю, что нужно разрывать те связи, которые уже сформировались. К сожалению, они очень сильны, и мы видим на протяжении последних лет большой хаос в управленческом составе. Именно из-за этого нужно, чтобы в Бердск пришли те люди, которые никак не связаны с прежней командой.
Анастасия Савчук
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется