Ирина Мануйлова: «Государство должно помочь молодым матерям получить высшее образование»


О текущих законодательных инициативах Государственной Думы РФ в сфере образования и актуальных проблемах рассказала депутат Госдумы от Новосибирской области, учитель химии и бывший директор лицея № 64 Ирина Мануйлова.

— Ирина Викторовна, стартовал новый политический сезон в Государственной Думе РФ. Какие вопросы будут в первую очередь рассматриваться на заседаниях парламента в рамках вашей компетенции? 

— Мы продолжаем работу над вопросами общего содержания образовательных стандартов, над проблемами дополнительного образования. В прошлом году этой  теме был посвящен проведенный комитетом по образованию круглый стол, по итогам которого были даны очень серьезные рекомендации. В течение 2015 и последующего года мы с коллегами будем отслеживать, как меняется ситуация. Нас интересует, как будет модернизироваться программа дополнительного образования в рамках программы развития образования в РФ на период до 2020 года.

Еще одно направление, очень важное, на мой взгляд, − это снижение бюрократической нагрузки образовательных учреждений всех уровней, в первую очередь, в школах и учреждениях профессионального образования. За тем валом отчетности, который появился у каждого педагога, школы, техникума и вуза мы стали забывать о живой работе со студентами и учениками. Поэтому этот вопрос надо решать в ближайшее время.

Для кружков пока не хватает места

— Вопрос дополнительного образования волнует многих родителей.  В некоторых городах закрываются клубы, которые рассчитаны на дошкольников и детей первых-вторых классов, и наоборот открываются кружки для подростков. Чем это чревато? Часто детей, не приученных к внеклассной деятельности с раннего детства, очень трудно чем-то заинтересовать. Как решить эту проблему?

— Вы правы. Действительно, дополнительное образование, о котором мы сейчас говорим, является проблемой № 1 в России. Не случайно в указе президента РФ заявлено требование вовлечь в  дополнительное образование детей всех возрастов.  Но, к сожалению, на протяжении трех лет, после того, как эта норма была озвучена, мы так и не сумели в полном объеме запустить программы по модернизации дополнительного образования. Это связано с тем, что средств во многих регионах не хватает, и мы констатируем недостаток бюджетных мест в организациях, занимающихся дополнительным образованием.

Конечно, сегодня на альтернативной основе развивается частная практика в предоставлении услуг дополнительного образования,  и этот вклад очень существенен.  Но не у всех родителей есть возможность заплатить за эти услуги, тем более, что цены на них  достаточно высоки. Многодетные семьи страдают в первую очередь: не все дети в такой семье могут заниматься в кружках. Что делать?

С одной стороны власти понимают, что общество перешло на новые образовательные стандарты, и это дает возможность на базе школ во второй половине дня продолжить занятия, и предоставить детям возможность в рамках внеурочной деятельности заниматься любимым делом, реализовать себя в творческих мастерских и спортивных секциях. Однако, в большинстве новосибирских школ возникают затруднения, т.к. многие школы переполнены.

С другой стороны, власти пытаются открыть клубы по интересам для подростков с массовым доступом по месту жительства, и это хорошо. Плохо то, что приходится выселить оттуда дошколят, чтобы освободить место для подростков.

На мой взгляд, без серьезной программы и значительной поддержки из бюджета федерального уровня самостоятельно ни один муниципалитет сегодня с решением этой задачи в полном объеме не справится. Программа, в рамках которой будут массово поддерживаться  учреждения дополнительного образования для детей, безусловно, нужна, и в министерстве образования РФ мы об этом говорим на протяжении трех лет. Но, к сожалению, пока понимания со стороны министерства финансов РФ мы не получили.

− Если говорить о системе дополнительного образования, мне кажется, что существует определенный перекос. Есть кружки и школы, который дают гуманитарное образование: музыкальное, художественное, хореографическое. Но практически отсутствует техническое и инженерное дополнительное образование. В такой ситуации крайне сложно заинтересовать внеклассными занятиями мальчиков…

— Да, эта проблема существует.  Все, что связано с техническим творчеством, сегодня наиболее затратно с точки зрения материально-технической базы, потому что лобзик и напильник — не тот вариант, который нужен современным детям. Оснащение  каждого такого учреждения требует серьезных финансовых вложений.  Именно поэтому местные власти говорят о том, что на территории Новосибирска нужно запускать проект современного детского технопарка. Сегодня в Агентстве стратегических инициатив прорабатывается  инициатива, с которой вышла Новосибирская область, о включении нашего региона в число пилотных, где будут созданы детские технопарки. Я надеюсь, что в нашем городе такой детских технопарк появится в ближайшие годы. Уверена, это даст своеобразный толчок в развитии профильных секций и кружков по месту жительства, для того, чтобы наши ребята получили возможность заниматься техническим творчеством.

Но многое в этом вопросе зависит от энтузиазма людей на местах. Я не могу не привести пример Карасукского политехнического лицея № 176, где на практически на энтузиазме педагогов  по сути, создан детский технопарк. Там дети проводят большую часть свободного времени, увлеченные техническим творчеством, но при этом результат такой работы востребован в районных  хозяйствах: выполняя заказы по обработке полей, ребята самостоятельно зарабатывают реальные деньги на заказах. Этот опыт может и должен быть реализован и в других районах области.

Единый стандарт — 2/3 учебы, остальное — индивидуально 

— В Госдуме поднимается вопрос о том, чтобы внести изменения в новые федеральные государственные стандарты обучения, единые для всех школ. Это делается для того, чтобы у школьников не было проблем при смене места жительства или школы. Как продвигается работа? 

— Комитет по образованию занимается этим вопросом на протяжении трех лет. В феврале 2015 года была сформирована рабочая группа, задача которой выработать рекомендации и окончательно добиться возвращения общего содержания в наши федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в школах. В новых стандартах образования, к сожалению, нет того самого общего содержания, позволяющего формировать единые образовательные программы для всех школ, единое содержание для всех учебников. Подчеркну, что не единственных учебников, а единых,  то есть, одинаковых по всей территории РФ. Это и есть так называемое «единое образовательное пространство», которое сегодня, к сожалению, разрушается в силу того, что нет понимания единого базового содержания, нет единства в терминах.

Рабочая группа продолжает работу по выполнению рекомендаций, которые мы с коллегами направили в министерство образования РФ. В декабре 2015 года мы ждем предложений по изменению стандартов. Речь идет о том, чтобы вернуть единое содержание в образовательные стандарты по отдельным предметам и предметным областям.  Не только  по уровням общего образования, как это было прописано в стандарте 2004 года, а по годам обучения. То есть, мы должны четко понимать, чему мы должны научить детей на уроке математики в пятом, шестом и так далее классах.

— Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме унификации образования. Есть профильные лицеи, например, в Новосибирске это лицей НГТУ, ФМШ и другие подобные им. Стоит ли «стричь всех под одну гребенку»?

— Каждая школа самостоятельно формирует для себя образовательные программы, и это правильно. Нельзя сегодня отказаться от практики разнообразия, потому что дети  разные, к каждому требуется свой подход, и не стоит заставлять всех учиться по одинаковому учебному плану. Но в целях сохранения единого образовательного пространства во всех школах России должна сохраниться единая базовая часть, обязательная часть образовательной программы, уменьшить которую школа не вправе.

На эту базовую часть, единую для  всей страны, отводиться две трети учебного времени, а примерно третья часть учебного времени отводится на часть, которая формируется участниками образовательного процесса самостоятельно. И здесь как раз возможно вариативное образование: кто-то выберет углубленное изучение математики и физики, кто-то отдаст предпочтение курсам в области искусства или гуманитарных наук. Ребята, которые профессионально занимаются спортом, музыкой, балетом, благодаря такой конструкции образовательной программы, получат совершенно иную образовательную программу, чем учащиеся лицея с инженерно-техническим уклоном.

В сферу вариативного образования входит изучение искусства, психологии или третьего иностранного языка. Вариантов должно быть много, поскольку мы сейчас живем в разнообразном поликультурном пространстве, и нельзя ограничивать в нем ребенка какими-то жесткими рамками. Ведь то, что заложено на ступени общего образования, во многом определяет возможности построения будущей карьеры, будущей профессии.

Больше детей — больше школ

— Вы сказали, что в школе должна быть вариативность образования. И эта тенденция должна подразумевать и увеличение часов на профильные предметы, и увеличение количества педагогов.  Но многие школы уже работают в две смены. В некоторых школах по 10 и более первых классов… 

— Это еще одна проблема на пути реформ.  Власти были готовы, что увеличится число детей в детских садах, но не было долгосрочной программы, учитывающей рост численности школьников. Но наши малыши пошли в 1-й класс школы, и их число резко возросло, этот процесс начался еще в прошлом году. В условиях такого крупного города, как Новосибирск, проблема мест в школах становится очень острой.

При этом в целом по России число учеников вполне соответствует числу школьных мест. Если формально смотреть на цифры, то, распределив всех детей по всем школам, мы получаем идеальную модель. Но вот что происходит на самом деле: у нас есть наполовину пустующие школы, а есть школы переполненные. К сожалению, там, где стоят пустые школы,  детей нет, и не будет (сельские школы), а где детей очень много — не хватает школ.

Министерство образования РФ уже подготовило программу строительства новых школ и введения дополнительных мест в уже существующих со сроком реализации до 2025 года. Ее уже утвердило правительство РФ, и программа действительно призвана решить эту проблему. Конечно, это будет не просто, особенно с учетом того, что наша страна находится не в самых благоприятных экономических условиях, а стоимость одного вводимого места для общего образования в три раза больше места, чем детских садах. Но, тем не менее, мы обязаны в бюджете найти  эти средства.

На условиях софинансирования министерство образования РФ планирует запускать эту программу с 2016 года.  Здесь разумно сэкономить на проектно-сметной документации,  которая обычно стоит порядка 15 % стоимости всего здания. Такое задание уже получил минстрой РФ, и ввод новых школ будет осуществляться по типовым проектам многократного применения с дифференциацией по природным зонам. Потому что, к примеру, требования к школьным зданиям севера и юга нашей страны сильно отличаются. Проекты также будут отличаться по наполняемости, потому что должны быть школы, способные вместить порядка 150—200 детей, 500—700 детей, а также проекты школ для 1,5—2 тыс детей. Рационально использовать проекты модульные, позволяющие без особых затрат переводить модуль детского сада в начальную школу и наоборот.

Типовые проекты гораздо удобнее подстраивать под возможности и потребности города и жителей, удобнее привязать к местным условиям.  Однако, бюджет может сэкономить только на проектной документации. На всем остальном экономить нельзя, потому что современная школа должна в полной мере отвечать тем новым требованиям, которые выдвигает СанПиН и которые прописаны в федеральных образовательных стандартах.

Многие жалуются, что 10 лет  — срок очень большой. Уверяю вас, время идет очень быстро, для меня представляется более трудным начало, запуск этой программы. А по мере реализации этой программы, нам будет проще решать вопрос с дополнительным образованием, с секциями и кружками. Потому что для организации дополнительного образования нужен односменный режим в школе, и это невозможно сделать, если школы переполнены.

По мере того, как будут вводиться в эксплуатацию школы, возникнет вопрос о дополнительных средствах на содержания зданий, материально-техническое обеспечение, возникнет вопрос подготовки педагогов. Здесь система образования тоже не стоит на месте. Мы запустили новую программу подготовки кадров, и наш Новосибирский педагогический университет вошел в десятку вузов, проводящих апробацию  нового метода обучения будущих учителей.

Как использовать декретный отпуск эффективнее

— Поговорим о высшем образовании. Сейчас в Государственной Думе обсуждается закон, который может предоставить право молодым матерям, воспитывающим маленьких детей, получить место в российских вузах на льготных условиях. На ваш взгляд, насколько такой закон необходим? Много ли женщин смогут воспользоваться таким правом?

— Это пока не закон, а предложение, но у этой инициативы есть длинная история. Еще до вступления в силу закона «Об образовании», такая мера поддержки была предложена женщинам, имеющим маленького ребенка (эксперимент проводился в 2013—2014 годах, когда молодые мамы с детьми ходили на специализированные курсы в вузах — ред.). На мой взгляд,  такая законодательная инициатива должна реализоваться. Не секрет, что демографическая политика – одна из приоритетных задач развития нашего государства. И, для того, чтобы поддержать женщин, которые хотели бы родить малыша   и получить высшее образование в молодом возрасте (до 23 лет — ред.), разумно принять этот закон.

Кроме того, пока молодая мама находится в отпуске по уходу за малышом, она попутно получит высшее образование, и к тому моменту, когда ребенок пойдет в детский сад, молодая мама сможет вернуться на работу или найти новую. Получается, что время нахождения в декретном отпуске человек использовал максимально эффективно.  Причем эффективность сказывается и на государство в целом, потому что рынок получает квалифицированного работника, а население – новое поколение, так что мы решаем этим законом сразу две задачи.

— Уже обсуждались детали реализации закона? Это будут бюджетные места в вузах, коммерческое обучение?

— Закон будет гарантировать преимущество при зачислении на бюджетные места, ведь для зачисления на коммерческой основе вряд ли понадобятся преференции.

— Какие ограничения будут по возрасту? А если мама захочет в 27 лет поступить в институт?

— Возрастных ограничений для поступления в вуз фактически нет. Другое дело, что эта мера поддержки рассчитана, в первую очередь,  на молодых женщин, которые в силу физических или возрастных ограничений не успели получить образование, потому что родился ребенок. Так что ограничения по возрасту здесь все-таки уместны. Трудно сегодня судить, но возможно, что это будут женщины до 25 лет.  Инициатива требует серьезной проработки.

Высшее образование не будет фиктивным

— Каждый год по России происходит отзыв лицензий у вузов, в том числе, это касается высших учебных заведений, работающих в Новосибирске. Как в такой ситуации быть студентам? 

— Требования Рособрнадзора сегодня достаточно жесткие в отношении высшего образования, и для этого есть основания. Бесконтрольное открытие вузов и их филиалов привело к обесцениванию дипломов, которые студенты этих «учебных заведений» получали. Если мы выстроим рейтинг вузов, то даже на уровне родительской общественности мы понимаем, что диплом НГУ и диплом филиала не слишком известного вуза имеют разный вес, и это особенно явно, когда человек начинает искать себе работу.

Не секрет, что для некоторых людей вопрос получения высшего образования – это вопрос получения корочек. Человек поступает в вуз, не собираясь работать по специальности, и в этом случае вместо образования он просто получает бумажку. Это все равно, что в переходе метро ее приобрести. Поэтому давайте будем честными друг с другом. Нам действительно нужен жесткий контроль  вузов в системе образования, и постепенно этот контроль вводится.

Конечно, при чистке рядов будет ущемление чьих-то интересов, какие-то ошибки, это правда. Вместе с тем опыт работы Государственной думы в этом направлении привел к тому, что критерии становятся более понятными, более четкими, нежели первоначальные требования 2012—13 годов. Мы оцениваем теперь трудоустройство, например, не по мифическим обращениям в центр занятости, а по тем сведениям, которые нам предоставляет пенсионный фонд. И мы совершенно точно можем сказать, какие выпускники трудоустроены. Более того, мы можем оценить эффективность их работы  по уровню заработной платы, которую они получают, и это тоже показатель востребованности данных специалистов или наоборот.

— Что делать вузу, если у него отозвали лицензию?

— Лицензию можно восстановить, если устранить все нарушения. Да, эта процедура достаточно длительная, получать лицензию повторно совсем непросто. Но в этой ситуации важнее всего учитывать интересы студентов: с точки зрения защиты этой категории граждан нормативно-правовое законодательство отрегулировано достаточно четко. Несмотря на реорганизацию отдельных учреждений, все студенты, которые были уже на этот момент зачислены, имеют защищенное государством право на продолжение образования по этой же специальности в другом вузе.

Администрация вуза и органы исполнительной власти регионального и федерального уровней совместно определяют, каким образом и в какие учреждения можно переводить этих студентов. В каждом конкретном случае ситуация рассматривается индивидуально, но возможности будут предоставлены всем в обязательном порядке.

— В Новосибирске этот механизм прописан?

— Он прописан в целом для Российской Федерации, но он действует и на территории Новосибирской области, и на территории других регионов.

Фото: из личных архивов

Анна Калинина

tkrasnova

Recent Posts

Депутаты Новосибирска не стали обсуждать вопрос о дактилоскопии мигрантов

Вопрос исключен из повестки дня сороковой сессии депутатов горсовета

11 минут ago

Застройщики Новосибирска обязались вложить в школы и детсады 14 млрд рублей

За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов

2 часа ago