«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Купеческая деятельность зачастую рассматривается как обогащение любой ценой, род занятий, не приносящий пользы обществу. Однако с другой стороны многие предприниматели активно участвовали в городской культурной жизни, занимали высокие должности в администрациях и влияли на развитие городов и регионов. Актуальность темы обусловлена низкой осведомленностью молодежи о выдающихся предпринимателях, внесших большой вклад в развитие культуры, экономики, науки и образования. Работа затрагивает изучение предпринимательской деятельности А.И. Винокурова в период 1875-1909 годов.
Цель работы – изучить историю успеха дореволюционного предпринимателя А.И. Винокурова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В работе используется статья-исследование А.С. Ваганова, описывающая деятельность семьи Винокуровых в конце IXX начале XX века, интернет ресурсы с данными о Богоявленском храме в Камне-на-Оби и с фотографиями писем Винокуровых, а также научная статья доктора экономических наук А.П. Панкрухина на тему брендинга.
Одним из сибирских дореволюционных предпринимателей, повлиявших на развитие торговли Сибири, является Адриан Ильич Винокуров. Основатель семейного дела был выходцем из крестьянского сословия, однако это не стало препятствием в создании торгового предприятия. Чета Винокуровых в 70-е годы IXX века обосновывается в селе Тюменцево Барнаульского уезда. Именно здесь Адриан Ильич начинает вести предпринимательскую деятельность [6].
Местные жители Тюменцево занимаются изготовлением щепных изделий, земледелием и скотоводством. В селе торговля продукцией бытового назначения плохо развита — существующие торговые лавки не удовлетворяют потребности тюменцев. Это становится толчком для создания собственного предприятия Винокуровым. Собрав все имеющиеся средства, Адриан Ильич осуществил закупку галантереи и производственных товаров в Барнауле. В 1876 году Винокуров начинает торговлю в собственной лавке, которая стала фундаментом дела всей его жизни. Лавка начала приносить хороший доход, для работы в ней Адриан Ильич привлекал своего сына [3].
Винокуров, почувствовав перспективы развития, начинает расширение своего дела – так в ряде сел и деревень Алтайского округа возникают новые торговые точки по продаже товаров разного назначения. На этом Адриан Ильич не останавливается – он осваивает новую для себя сферу. Помимо галантереи и мануфактуры Винокуров начинает активно вести хлебную торговлю, что позволяет ему занять крепкие позиции на алтайском рынке [3].
Еще одним направлением предпринимательской деятельности старшего Винокурова является перепродажа сельскохозяйственных машин американского производства. Сельхозмашины: лобогрейки, сенокосилки, плуги и многое другое, фирмы «Адрианс-Платт и Ко» Винокуров продавал с комиссией [3].
В 1906 году в возрасте 70 лет Адриан Ильич вместе со своими 3 сыновьями учредил торговый дом «А.И. Винокуров с сыновьями». Капитал предприятия составлял 90 тыс. рублей, а к началу Первой мировой войны увеличился до 2 млн. рублей [6]. Обретя хороший социальный капитал, купцы Винокуровы переезжают в Новониколаевск и начинают внедрение в местный рынок: ведется активная деятельность по покупке и строительству домов, складов и амбаров. Стараясь извлекать выгоду во всем, Винокуровы начинают сдавать в аренду свободные помещения: объявления даются в газетах «Обь» и «Алтайское дело» [3].
Адриан Ильич, начиная с небольшой лавки в селе Тюменцево, создал крупное предприятие – Торговый дом, который специализировался на продаже одежды, тканей, украшений и галантереи [1]. Семья Винокуровых стала крупнейшим Алтайским переработчиком зерна и хлебным торговцем, а сеть поставок затрагивала множество сел и городов Сибири. Исходя из этого, можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность А.И. Винокурова является успешной.
Деятельность старшего Винокурова не ограничивалась торговлей, поскольку он понимал, что для успешного развития дела одного лишь предпринимательства недостаточно. В 1907 году в Камне-на-Оби была построена первая крупчатная мельница. Она являлась крупнейшей на Алтае и была способна обработать 800 тыс. пудов зерна за 1 год [6].
Примечательным является факт того, что мельница, построенная Адрианом Ильичом, а также первый синематограф, открытый родственником Винокуровых В.С. Петкевичем, работали и освещались электричеством, которое вырабатывалось на собственной установке Винокуровых [9]. Их вклад в развитие инфраструктуры и экономики города был значителным.
Адриан Ильич также занимался благотворительной деятельностью. В 1908 году семья Винокуровых вместе с другими торговыми домами принимала участие в рождественском сборе пожертвований для приюта
«Ясли» в Новониколаевске [3]. Другое благодеяние было направлено на строительство соборной церкви Богоявления в Камне. Согласно устной истории, Адриан Винокуров лично ездил в столицу, откуда доставил колокол для церкви [5].
Нельзя не сказать о вкладе старшего Винокурова в культурное развитие региона. Он тяготел к искусству, музыке и общению с людьми: на традиционные рождественские елки в доме Винокуровых приглашались дети вне зависимости от их сословий. Глава семьи не только дал музыкальное образование своим сыновьям и дочери, но и бесплатно обучал крестьянских детей искусствам. После событий революции дом Винокуровых дарил кров школам, техникумам, народному институту, а в настоящий момент – музею [8].
Внешний облик Камня-на-Оби начал меняться после приезда семьи купца: Винокуровы способствовали строительству в городе и облагораживанию его вида. Построенный в 1906 году особняк площадью 2000 квадратных метра являлся самым интересным архитектурным сооружением в Западной Сибири [10]. Как отмечает младший научный сотрудник Каменского краеведческого музея Мадина Иванова: «…особняк Винокурова, который, можно сказать, являлся дворцом того периода. Особняк Винокурова занимал целый квартал. На первом этаже располагались магазины, складские помещения, комнаты для наёмных рабочих, а на втором этаже он проживал с членами своей семьи». Дом Винокурова является памятником архитектуры регионального значения [2].
Таким образом, вклад Адриана Ильича Винокурова в развитие Сибири огромен. Его деятельность затрагивала экономическую, культурную и духовную сферы, также он способствовал улучшению инфраструктуры Камня-на-Оби.
Адриан Ильич Винокуров обладал предпринимательскими способностями, которые позволили ему развить торговлю по всей Сибири. Он точно определял потребности своего клиента, что давало колоссальное преимущества перед конкурентами. Открывая первую лавку, Винокуров понимал, что необходимо местным жителям, и что они будут покупать.
Аналитические способности А.И. Винокурова позволили ему качественно проанализировать рынок: что является успешной сферой, чего не хватает людям, на каких территориях эффективней вести торговлю. Винокуров не игнорировал изменения на рынке: ассортимент товаров менялся, территория торговли расширялась, и семья активно переезжала из одного населенного пункта в другой для оперативного управления предприятием.
Адриан Ильич с детства вовлекал своих детей в ведение семейного дела – передавал им знания, обучал – готовил к тому, что они продолжат начатое. В 1909 году старший Винокуров ушел из жизни, и дело полностью перешло к его сыновьям. Им удалось не только сохранить, но и развить бизнес отца. Главными достижениями стало торговля в Новониколаевске, Томске и Иркутске. В 1914 году оборот торгового дома превысил 5,6 млн. рублей [6].
Знания и умения успешного человека не ограничиваются одной областью. Это прекрасно понимал Адриан Ильич, поэтому всячески старался взаимодействовать с людьми из разных сфер. Сдавая комнаты в Новониколаевске, Винокуровы искали квартирантов в соответствии с требованиями, которые затрагивали семейное и социальное положения, образование, профессию. Данный факт подтверждает стремление окружить себя людьми из разных слоев общества, для того, чтобы общение с ними расширяло кругозор и приносило духовное обогащение [3].
Также важный аспект успеха торговой деятельности Винокурова – это активное использование рекламных сообщений. Публикация в местных средствах массовой информации увеличивала Винокуровым социальный капитал и узнаваемость среди жителей сел и городов [3].
Однако не только реклама способствовала наращиванию общественного капитала Винокрову. По воспоминаниям местных жителей Камня-на-Оби, Адриан Ильич был доброжелательным, простым человеком, несмотря на его положение в обществе. Это привлекало людей, способствовало налаживанию связей, заключению успешных сделок [5].
Успех торговой деятельности Адриана Ильича Винокурова обусловлен не только исключительными предпринимательскими способностями, но и его личными качествами, которые помогали выстраивать крепкие взаимоотношения с местными жителями и другими купцами.
В условиях конкурентной борьбы формирование бренда является обязательным активом компании. Он включает в себя уникальное название, символы (логотип, торговая марка, дизайн упаковки) и положительную репутацию. Логотип способствует созданию визуального образа организации, он запоминается покупателям, также с помощью него можно донести ценности, сферу деятельности фирмы. Другим важным фактором успешности бренда является осведомленность покупателя об организации, изменениях, происходящих в компании [7].
Актуальным по сей день бизнес-решением А.И. Винокрова является создание товарного знака, отражающего историю предприятия и личность основателя. После учреждения торгового дома «А.И. Винокуров с сыновьями» был создан торговый знак. На нем изображались название, пшеничный сноп, серп и коса с целью подчеркнуть крестьянское происхождение Винокурова старшего, обозначить сферу деятельности предприятия и обратить внимание клиента на семейный характер дела (приложение). Затем было дано рекламное сообщение с упоминанием названия и торгового знака, что позволило проинформировать покупателей о произошедшем изменении [3].
Данная стратегия является эффективным поведением фирмы для сохранения и наращивания социального капитала.
Адриан Ильич Винокуров – выдающийся дореволюционный предприниматель, который почти за 40 лет превратил обычную лавку по продаже бытовых товаров в крупнейшую сельскохозяйственную сеть по всей Сибири, которая затрагивала такие крупные города как Новониколаевск, Барнаул, Томск и Ижевск. Его деятельность не ограничивалась торговлей, он также участвовал в благотворительности и выступал в качестве мецената.
Успех деятельности Винокурова обусловлен его личностными качествами и предпринимательскими способностями. Своевременное принятие решений, обучение предпринимательскому делу своих детей, гибкость ума в поиске источников дохода, готовность рисковать позволили Адриану Ильичу построить торговое предприятие и создать основу для его дальнейшего развития.
Активное использование рекламы и способов формирование бренда свидетельствуют о том, что Винокуров интуитивно чувствовал и понимал, как развивать и успешно вести дело. Таким образом, итоги деятельности А.И. Винокурова могут быть высоко оценены.
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей