«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Проблематика: в настоящее время люди малознакомы с дореволюционной предпринимательской деятельностью в России.
Цель: познакомить читателей с историей чаеторгового бизнеса Ивана Ивановича Стахеева.
Задачи:
огромный опыт ведения частного бизнеса, поэтому в их историях успеха и методах ведения дел, а именно в истории и методах И. И. Стахеева, можно найти интересную для предпринимателей информацию.
В рамках эссе будут описаны дореволюционный рынок торговли чаем и деятельность И. И. Стахеева.
В качестве источника будет использовано произведение сына И. И. Стахеева – «Из Китая в Москву — история чайной шкатулки» Д. И. Стахеева. Автор этого произведения — не просто писатель, а человек, не понаслышке знакомый с предпринимательской деятельностью чайных торговцев. Д. И. Стахеев описывает чайную торговлю на большом чайном пути от Кяхты до Нижегородской ярмарки и далее до Москвы. Наиболее поразительной особенностью его описания является то, что он начинает свой рассказ не с российской границы, а с плантаций, где выращивается чай.
В XIX веке рынок чайной торговли являлся одним из популярнейших способов накопления крупного капитала во всём мире, поэтому русские купцы активно занимались торговлей этого высушенного растения. Появлялись династии, специализировавшиеся на чайной торговле. В то время чай стал популярным напитком среди жителей Российской Империи. Предпринимательство в чайной торговле было осложнено логистикой торговли и сопряжено со многими коммерческими рисками. Торговля чаем для местных купцов была сложной по двум причинам. Во-первых, основная торговля чаем была сосредоточена на всероссийских ярмарках, во-вторых, провинциальные покупатели требовали более дешевые сорта чая, что значительно снижало прибыль. В-третьих, извечная проблема России — отсутствие хороших дорог — особенно остро ощущалась в провинции.
Поэтому миллионы рублей, которые Иван Стахеев, купец из маленького городка Елабуги, небольшого уезда Вятской губернии, заработал на торговле чаем, стали свидетельством его коммерческого успеха. Создав свой первый капитал на торговле чаем и хлебом, они стали крупнейшими предпринимателями не только в этом регионе, но и во всей Российской империи. Это стало возможным благодаря большому торговому флоту, который мог продавать их товары по главным артериям Волго-Камского региона.
В Елабуге также находилось несколько домов и магазинов семьи Стахеевых. Сегодня их именем названа одна из улиц города. Первым богатым купцом из этой династии был Иван Иванович Стахеев (1805-1885). Его брат, Дмитрий Иванович (1818-1888), также участвовал во всех предприятиях компании. Иван Иванович не получил образования, но смог успешно заниматься торгово-коммерческой деятельностью: в 1854 году он приобрел два места на Покровской улице в Елабуге и открыл там торговый магазин. Расположив магазин в центре Елабуги, он смог расширить объем торговли. С ростом продаж семья Стахеевых расширила свою сеть и начала организовывать торговлю в Сибири. Это стало ключом к превращению их хозяйства из местного в общероссийское. Это произошло потому, что единственный путь для торговли между Россией и Китаем лежал через Сибирь. Это расширило ассортимент товаров в лавках купцов. Типичными примерами являются мануфактурные товары, сахар и чай. Стахеев, который вел свою коммерческую деятельность без специальных знаний, стал одним из крупнейших русских предпринимателей, торгующих с Китаем. Об этом свидетельствует наличие филиала его компании в Кяхте.
Кяхта стала центром торговли между Россией и Китаем, а самым важным товаром был чай. Братья также были известны своей широкой филантропической деятельностью. Например, в октябре 1876 года И.И. Стахеев пожертвовал городу каменное здание стоимостью 150 000 рублей для строительства женского монастыря на 60 мест, а также обратился к городу с просьбой отдать часть своей территории для строительства мужского монастыря с церковью. Женский монастырь финансировал учебную палату для 20 бедных девочек-сирот. Это лишь один пример такой филантропии.
Следующее поколение этой династии также занималось филантропией, не отступая от идей своих предшественников. Так, они уделяли особое внимание заботе о своих работниках. Например, простые рабочие не только получали достойную оплату за свой труд, но и обеспечивали им карьерный рост через профессиональное обучение, что не часто встречается в других купеческих семьях. Ярким примером социального субсидирования труда в стахановском хозяйстве является то, что дети рабочих получали минимальное образование в Елабужском приходском женском училище. В конце XIX века эта купеческая династия уже начала расширять свою предпринимательскую деятельность. Были созданы новые торговые компании. Одной из них была торговая компания «Григорий Стахеев и сыновья», которая производила мануфактурные товары, хлеб, вино, соль и др. В 1904 году капитал семьи Стахеевых был консолидирован, в результате чего образовалось предприятие Ивана Григорьевича Стахеевых и 12 членов его семьи. Компания смогла организовать разнообразную деятельность, включая торговлю хлебом, сахаром, чаем, нефтепродуктами и другими промышленными товарами. Компания владела большой пристанью, пароходом, мукомольным заводом и отвечала за логистику. Торговый оборот составлял 11 млн. рублей в год.
Для распоряжения таким капиталом был создан коммерческий банк. Здания такого банка сохранились в Елабуге до сих пор; в начале XX века, с развитием крупной монополистической организации, были созданы конторы Путилова, Стахеева, Батолина. Это был пик предпринимательской активности этой купеческой династии. Она была задействована практически во всех отраслях, от банковского дела до железных дорог.
Торговый оборот этого объединения составлял миллиарды рублей в год. Одной из выдающихся фигур этой династии был Дмитрий Иванович, сын Стахеева, который уже в 14 лет был отправлен в Гаю, чтобы заменить отца в чайной торговле. Дмитрий Иванович не проявлял интереса к семейному бизнесу, а его настоящим увлечением было литературное творчество. В результате у него произошел конфликт с отцом, и Дмитрий Иванович был изгнан из семьи и лишен отцовской доли капитала. Впоследствии он стал известным в России писателем. Он внес вклад не только в литературу, но и в изучение чайной церемонии. Именно во время «семейной ссылки» он написал такие произведения, как «Из Китая в Москву — история чайной шкатулки». Он рассказывает о методе выращивания и его преимуществах. Этому посвящена вся первая глава книги. Во второй главе прослеживается еще одна особенность произведения. В ней передается внутренний вкус и менталитет китайских торговцев чаем, которые везли свой товар к российской границе. В ней разоблачается коррупция в Китае, в том числе двойное налогообложение товаров и обман русских переводчиков.
Поскольку это Китай, то когда чай упаковывают в тростниковые ящики, счет-фактуру производителя наклеивают на русском языке. Иногда российские переводчики намеренно или случайно неправильно переводили инструкции. Например, было написано, что чай отгружен из «фуса Лозан Ососк». Однако в Сибири «Ососк» называют поросенком. В результате оно осталось в памяти людей и, наоборот, в руках изготовителей. Впоследствии это название сохраняется. После того как чайные листья упакованы, их грузят на верблюдов и отправляют в город Маймачин в Кяте, недалеко от российской границы. Нетрудно догадаться, почему для транспортировки используются верблюды, если известен маршрут. Ведь для этого нужно пройти через монгольскую степь. Когда чай был доставлен в Майтай, китайские купцы взяли несколько образцов чая, завернули их в бакчур (специальную бумагу) и понесли в Гайю, чтобы русские купцы попробовали. Этот момент интересен тем, что он отражает рыночную экономику того времени. Зачем китайским купцам везти чай на дегустацию русским купцам, и наоборот, и почему русские купцы не едут на дегустацию. Это было сделано русскими купцами для того, чтобы снизить свои цены. Если бы русские купцы сами ходили на дегустацию, продавцы были бы очень заинтересованы, и цена бы выросла. Поэтому, когда китайский купец приносит чай на дегустацию, русские не сразу принимают его и просят снизить цену. Затем заключается сделка, и чай обменивается на российское золото и серебро. Импортируемые товары проходят через таможню и оплачиваются налоги. Но и здесь не все так просто. Русские купцы заранее готовили и взвешивали несколько коробок с чайными листьями, чтобы заплатить меньше налогов. Это делалось потому, что в то время существовали законы, регулирующие таможенную пошлину на чай. Если чай весил 88 фунтов, платили только 85 фунтов, если больше — все 90 фунтов. Поэтому купцы иногда перекладывали чай в ящиках в карманы, чтобы уменьшить вес до 88 фунтов. После прохождения таможни ящики с чаем зашивались кожей, чтобы не нарушить их целостность во время долгого пути к месту назначения. Тем не менее, в этом бизнесе много мошенничества и контрабанды.
Глава 3 книги Стахеева посвящена этим «коммерческим хитростям». Культура чаепития была широко распространена в Российской империи благодаря давней традиции заваривания трав и холодному климату. Изначально чай был очень дорогим напитком, и позволить себе его могли только богатые люди, но к XIX веку чаепитие стало широко популярным. Популярность чая сделала его очень выгодной торговлей как для правительств, так и для торговцев чаем. Об этом свидетельствуют высокие тарифы, установленные на границах. Например, в конце XIX века тариф на чай, ввозимый через границу с Европой, составлял 11 рублей 25 копеек за пуд для кирпичного, черного и зеленого чая и 31 рубль 50 копеек за пуд для других видов чая. А через азиатскую границу с черного, зеленого, байхового и цветочного чая — 25 рублей 50 копеек с пуда. К сравнению, пошлина с сырого кофе в зернах по европейской границе составляла 4 рубля 50 копеек с пуда, а с жаренного, молотого — 6 рублей с пуда. А через границу с Азией черный чай, зеленый чай, рассыпной листовой и цветочный чай стоят 25 рублей 50 копеек за пуд. Между тем, таможенная пошлина на зеленые кофейные зерна на европейской границе составила 4 рубля 50 копеек за пуд и
6 рублей за пуд на обжаренные молотые зерна. Эти факторы привели к развитию ряда методов контрабанды чая. Методы трансграничной контрабанды чая сильно различались. Чай можно было провозить контрабандой, потому что его уже проверяли на таможне подкупленные люди, бравшие процент от продажи такого чая, или контрабандисты провозили нужные им товары. Однако следует отметить, что таким образом можно провезти лишь небольшой процент товаров, примерно до пяти ящиков чайных листьев. Гораздо большее количество чая было тайно перевезено через границу в темное время суток. Это произошло из-за человеческого фактора, такого как засыпание охранников и невозможность уследить за длительным пересечением границы. В других случаях в одном месте срабатывала сигнализация, все охранники спешили на место происшествия, и в итоге контрабандисты спокойно проникали в другое место. Поскольку контрабанда может осуществляться в дневное время, охранники могут даже не смотреть на печать в это время суток, думая: «Кто будет заниматься контрабандой в дневное время». Люди в этой профессии были очень решительными. Помимо контрабанды, в торговле чаем было много других нарушений. Например, чайные листья иногда смешивали с другими чайными листьями, чтобы увеличить их вес. Первые собранные чайные листья отличаются высоким качеством и дороговизной, поэтому их смешивают с более дешевыми чайными листьями или чайными листьями, собранными в более ранние сезоны. В некоторых случаях для увеличения веса чайной коробки добавляли металлические или деревянные опилки. Дешевый чай может продаваться как дорогой, или уже заваренный чай может продаваться как новый. Это связано с тем, что они покупают чай в больших количествах, и проверка всех коробок занимает слишком много времени. Однако даже в те ящики, которые должны проверяться, мошенники тайком кладут некачественную продукцию и насыпают слоями чай, т.е. попеременно хороший и плохой чай. Но это не единственные расходы, связанные с транспортировкой чая. Обычно в пути на товары нападали разбойники, или недобросовестные торговцы вступали с ними в сговор, или с товарами плохо обращались во время пути или ночью.
Стоит задуматься, во сколько еще обойдется перевозка чая. Однако чай был не только украден, но и испорчен во время путешествия из-за лошадей. То есть, когда повозки следовали друг за другом, лошади могли держать голову опущенной, что придавало чаю характерный запах. Такой чай называли «духами». Чтобы минимизировать эти расходы, торговцы заключали письменные контракты с клерками, которые обещали доставить товар в целости и сохранности. В случае невыполнения обязательств владелец магазина выплачивал неустойку, указанную в договоре. В контракте также оговаривается, когда товар должен быть доставлен в конечный пункт назначения. Иногда, в силу определенных обстоятельств, время заканчивается, и чтобы компенсировать это, владельцам магазинов часто приходилось менять вагоны. На маршруте Великого чаепития многие люди косвенно занимаются предпринимательством, связанным с местными деликатесами.
В Кяхте есть много мастерских, где чайные коробки обивают кожей, и даже крестьяне в Сибири занимаются перевозками. Обратите внимание, что владельцы магазинов заключают контракт на доставку чая в конечный пункт назначения, но не обязательно на собственных лошадях или повозках. Поэтому они решили постоянно нанимать подводы от деревни к деревне, чтобы компенсировать время, необходимое им для отдыха лошадей, и в исследовании Стахеева описаны такие случаи, когда одна деревня вступает в сговор, чтобы снизить цены на доставку. Это очень похоже на картельный сговор. Товары, отправляемые прямо из Кякуты, перевозятся в повозках, запряженных лошадьми, поэтому лошадям время от времени требуется отдых, что для кого-то является очень большой тратой времени. Поэтому, как только лошади уставали, колесные мастера в близлежащих деревнях меняли их за фиксированную плату. Воспользовавшись этой ситуацией, местные фермеры подняли цену на своих лошадей. На практике, однако, весть об этих деревнях вскоре распространилась, и повозки были перенаправлены. В результате деревня оказалась оторванной от торговых путей и теряла свой экономический потенциал. Это подробное описание рисков, связанных с торговлей чаем, доказывает, что Стакиев столкнулся с аналогичным явлением. Однако это не помешало Ивану Ивановичу, провинциальному купцу из маленького городка, заработать миллионы долларов на торговле чаем.
Заслуживает внимания и логистика продуманной торговой деятельности елабужских купцов. Торговля дорогими сортами чайных листьев приносила высокие прибыли, но в провинциальных городах России, где был сосредоточен бизнес И.И. Стахиова, на них не было спроса. Поэтому купцы привозили большое количество чайных листьев на всероссийские ярмарки, такие как Ирбид и Нижний Новгород. Небольшие партии чайных листьев перевозились на региональные ярмарки в 90 км от Елабуги. В конце концов, чай был представлен сначала на Ирбитской, а затем на Нижегородской и Мензелинской ярмарках, где и была определена его цена. Чай был основным товаром на этих ярмарках. Об этом свидетельствует тот факт, что ярмарка не начинала торги, пока не был продан первый чай. Это было связано с тем, что он устанавливал эквивалент стоимости, т.е. чай был своего рода «мерой стоимости». Другими словами, цена на чай определяла цену на другие товары. Почему же именно чай, а не другие товары? Это можно объяснить тем, что именно чай обменивался на российские экспортные товары, такие как меха. Если в современном мире курсы валют можно узнать в банках и из других источников, то в середине XIX века, когда начали развиваться отношения между товарами и деньгами, такого понятия, как обменный курс, не существовало. Только в конце 19 века был установлен
«золотой стандарт». Поэтому основным источником формирования цен на внутреннем рынке был обменный курс между экспортом и импортом. Сын Стакиева, Д.И. Стакиев, был выдающейся личностью. Несмотря на свои купеческие корни, он вел дела не так, как хотел его отец. Его отправили в Томск, а затем в Кяйку, где он вел чайный бизнес, но он не был заинтересован в дальнейшем развитии в этой области. Он мечтал стать писателем и смог добиться успеха на этом поприще. Он печатался в таких журналах, как «Искра», «Будильник», «Русское слово», «Отечественные записки», «Вестник Европы», в газете «Московские ведомости»; в «Ниве» (1875-1877), «Русском мире» (1876-… (1877), «Русский вестник» (1896) и другие популярные журналы и газеты. Среди его основных работ – «В сумерках», «Золотая половина» и «Негасимый свет». Память о нем продолжает жить в научной конференции «Стахеевские чтения», которая проходит раз в два года в Елабужском институте КФУ. Все, кто учится в этом учебном заведении, не понаслышке знают, кто такие Стахеевы и кто такой Дмитрий Иванович. Именно он установил памятник перед входом в главный корпус Елабужского института.
Подводя итог, чайная торговля занимала важное место в экономике Российской империи в XIX веке, благодаря которой капиталисты и влиятельные местные предприниматели делали состояния. В качестве примера можно привести купеческую династию Стахеевых. Купцы играли важную роль в чайной торговле. Купцы проводили все сделки и были посредниками между производителями чая и конечными потребителями. Благодаря торговцам чаем бизнес расширялся, и некоторые компании стали играть важную роль по всей стране и в отдельных городах. Купеческие династии нашей страны также внесли свой вклад. Многие здания, приюты, магазины, сохранившиеся до наших дней и представляющие уникальную ценность для города, были построены в Елабуге на их средства. Конкретно на средства И. И. Стахеева были построены главный корпус Елабужского института КФУ, банк «Стахеевский», офисы торговой палаты Стахеевых и др., что раскрывает Ивана Ивановича как добродушного щедрого человека, которому небезразлично благополучие окружающих его людей. Таким образом, это полезное полевое исследование для широкого читателя, а также для современного предпринимателя, создающего бизнес, прямо или косвенно связанный с чаем, для разработки маркетинговой мускулатуры. Такое исследование будет способствовать распространению творческого и социально ответственного опыта российских предпринимателей и послужит примером для современных бизнесменов.
За взятки и отмывание денег экс-главу кузбасского Госстройнадзора приговорили к 18 годам колонии
Полностью стабилизировать систему не удалось до сих пор
В 2025 году прогнозируется рост спроса на паевые инвестиционные фонды
Объем инвестиций в проект составил 2,3 млн рублей
Её строительство планировалось начать в 2024 году
На суде выяснилось, что мужчина часто садился за руль пьяным