Сергей Максимов, президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» (СТЭЛС)
— Главные события, которые произошли в вашей отрасли в 2017 году?
— В уходящем году сохранилась тенденция, наметившаяся в 2016: рост объема контейнерных перевозок. Это объясняется двумя вещами: оживление экономики, которая постепенно выходит из кризиса, и контейнеризацией логистики. Все больше грузов перевозится в контейнерах. Если брать статистику, то контейнерные перевозки в 2017 году приросли на 20%, в 2016 — на 17.5%.
Если говорить об интересных вещах, появившихся на местном рынке, то на контейнерном терминале «Клещиха» в 2017 году внедрили «Интеллектуальный терминал». Это единственная в России автоматизированная система поиска контейнеров. Она должна сократить время обработки контейнеров и их поиска на терминале.
➥ На станции Клещиха начал работу «Интеллектуальный контейнерный терминал»
Конечно, очень значимым считаю создание промышленно-логистического парка «Восточный» в районе Пашинского переезда. Он признан масштабным проектом на уровне правительства региона, под него выделен земельный участок. В проект планируется вложить порядка 900 млн руб: создание складов класса «А» и «Б», порядка 8,8 га контейнерных площадок.
➥ ПЛП «Восточный» ждет инвесторов
Очень интересную работу в 2017 году выполнял СГУПС совместно с «Союзом транспортников, экспедиторов и логистов Сибири», в которой мы также принимали участие: разработка комплексной транспортной схемы Новосибирской области. В рамках этой работы выяснилось, что 79% складов сегодня сосредоточено в левобережной части новосибирской агломерации, а основное потребление находится на правом берегу. Это одна из причин появления пробок на улицах города. Надеюсь, что строительство Восточного ПЛП позволит разгрузить улично-дорожную сеть Новосибирска.
Значимым для региона считаю проведение в Новосибирске форума «Транспорт Сибири». Это единственная площадка в округе, где можно в процессе живого диалога пообщаться с коллегами из центральной части России, руководителями федеральных ведомств. Подобные масштабные мероприятия проводятся только за Уралом.
➥ Форум «Транспорт Сибири» — инструмент для решения отраслевых вопросов
— Можете назвать наиболее ярких игроков новосибирского рынка логистики?
— Интересно и эффективно, на мой взгляд, развивается ГК «Байт-Транзин-Континент», ООО «Магистраль», ООО «ГК «Сибирь Транс», ООО «Глобэкс Транс Лайн», ООО «ЗСК Терминал», ООО ТК«Сибирь Контейнер», ООО «РАТЭК», ООО «АлянсТрансТорг», ООО «ТИС-Лоджистик». В сегменте таможенных операций знаковое место занимает СВХ «Легион Сибирь Плюс». Крупнейшим игроком на рынке региона, по-прежнему остается ТЛЦ «Евросиб-Терминал-Новосибирск».
— Какие акценты в развитии логистических компаний сформировались в 2017 году?
— Многие компании сейчас активно внедряют информационные технологии для сокращения времени заказа и его обработки, оперативного получения информации о доставке груза. Это мировой тренд и сейчас конкуренция на рынке логистики во многом строится на скорости доставки.
Помимо развития инфраструктурных вещей, большое внимание сейчас уделяется внедрению сервисов, в том числе информационных. Это позволяет компаниям привлекать клиентов и увеличивать оборот.
— Какие услуги были самыми популярными у клиентов?
— Наиболее востребованной услугой в 2017 году стала «доставка до двери». Ее активно внедряют частные компании и клиентам это выгодно, так как они при заказе получают «полный пакет» сервиса и им не приходится самостоятельно искать автомобили, арендовать ж\д состав и т.д. У АО РЖД эта услуга пока развита слабо.
Растущим спросом пользуются перевозки в контейнерных поездах. Они начинают ходить по расписанию — близко к скорости пассажирских поездов, плюс перевозчики предлагают скидки за счет объема.
Стоимость услуг на рынке в 2017 году несколько выросла, как на автомобильных перевозках, так и на железной дороге, в связи с тем, что РЖД повысила тариф.
— Какие прогнозы на 2017 год не оправдались?
— Наверное много оправдалось. В целом рост по году объемов перевозок порядка 23%. Но, на автотранспорте продолжилось падение — он остается в стагнации.
➥ Итоги года: грузоперевозки. Примеры конструктивного диалога — исключение из правил
Положительный тренд в отрасли обеспечили ж\д перевозки. Речные перевозки хотя и растут, но далеки от тех объемов, которые были в 2007 — 2009 годах. По итогам 2017 года объемы стабилизировались на 1,7 млн тонн, но дальше не движутся. В регионе не хватает инфраструктуры для обеспечения перевозок грузов по реке. Этот вопрос не удалось сдвинуть с мертвой точки.
➥ Речные грузоперевозки вписывают в новосибирскую агломерацию
В целом отрасли удалось не только выйти на докризисный уровень, но и превысить его. Показатели работы отрасли в 2017 году почти на 23% выше, чем в самом лучшем докризисном 2013. Кстати, по контейнерным перевозкам мы наблюдали интересную ситуацию. Они даже в кризис росли примерно на 5%. Но в объем объеме услуг они занимают только 10%, поэтому отрасль в целом уходила в минуса в 2014 — 2016 годах.
➥ Логистика — лакмусовая бумажка экономики
— Что ожидаете от 2018 года?
— Мой прогноз «оптимистичный». Надеюсь, что в 2018 году продолжится восстановление экономики и будет расти объем перевозок. Вспоминая кризис 2009 года, предыдущие периоды турбулентности отечественной экономики, вижу, что наша отрасль восстанавливалась довольно быстрыми темпами, в основном за счет отложенного спроса. В 2011 году наши предприятия уже показывали опережающие темы прироста. Рассчитываю, что так и произойдет в 2018-2019 годах.
Я практически на 100% уверен, что уже летом 2018 года резиденты ПЛП «Восточный» начнут строительство своих объектов. В этом году к площадке построена дорога, идет развитие инженерной инфраструктуры.
Пока не думаю, что начнет развиваться порт Ташара. Там очень непростая ситуация. Для его развития необходимо восстанавливать ж\д инфраструктуру, а по экономике сегодня дешевле перевозка автотранспортом. Но, дорога в порт разбита фурами, которыке часто идут с перегрузом, периодически закрывается и поэтому стабильное наполнение порта под вопросом. Если бы удалось навести порядок на дорогах, в том числе исключить перегруз, то у Ташары появились бы перспективы.
➥ Линево привлекает резидентов под статус моногорода
В наших планах развитие в зоне ТОСЭР Линево. Несколько компаний нашего союза планируют строить в моногороде свои объекты, но для принятия решения по объемам строительства необходимо понимание, кто из резидентов «сядет» в ТОСЭР, какая им нужна будет складская и транспортная логистика. Поэтому проекты перевозчиков стартуют в Линево чуть позже, чем остальных резидентов. Сейчас мы готовим бизнес-планы, ждем пока будут приняты все необходимые нормативно-правовые акты и в 2018 году планируем подписать договоры с минэкономразвития области.
Фото: из личных архивов
В самый холодный день температура воздуха в Новосибирске опустилась до -51 градуса
Улицу закроют для проезда автомобилей до 10 февраля 2025 года
Для того чтобы снизить ставку по проектному финансированию
При этом покупать его стали реже, чем годом ранее
Ранее земля предназначалась для создание городского транспортного узла
И превысил 49 трлн рублей