Институт должен «под ключ» разработать накопительное кольцо для гигантского ускорителя.
— Вчера состоялось подписание трех крупный контрактов на 20 млн евро на изготовление уникального научного оборудования для экспериментального комплекса Европейского центра по исследованию ионов и антипротонов (FAIR, Германия). Договоры подписаны между центром и Институтом ядерной физики им Г.И. Будкера (ИЯФ СО РАН). Наш институт вносит в этот проект не только технологический, но и большой интеллектуальный вклад, — отметил на пресс-конференции академик РАН, научный директор FAIR Борис Шарков.
Он уточнил, что установка FAIR — это крупнейший в мире гигантский ускоритель. Он расположен в Германии на базе Центра по изучению тяжелых ионов им Гельмгольца (Дармштадт). В реализации проекта участвует 10 стран. Длина ускорителя — 4,5 км, он предназначен для ускорения не только протонов и тяжелых ионов от углерода до урана, но и антивещества, а именно антипротонов.
По словам директора Центра по изучению тяжелых ионов им Гельмгольца Йорга Блаурока, в следующем году FAIR намерен приступить к строительной фазе проекта. Партнеры из разных стран будут производить определенные части ускорителя и потом установка будет собираться в единое целое.
— Ответственность института Будкера заключается в создании collector-ring. Это установка, в которой захватываются и охлаждаются заряженные частицы, после чего распределяются по другим ускорителям для проведения экспериментов. От него зависят три из четырех важнейших экспериментов нашего центра, — пояснил технический директор FAIR Юрген Хеншель.
В частности, институт должен произвести 32 дипольных магнита с поперечным размером около 2 метров, весом около 60 тонн и состоять они должны из тонких пластин толщиной 1 мм. Стоимость магнитов составляет чуть больше половины стоимости самого кольца. Все компоненты заказа должны быть поставлены до 2021 года.
— У нас довольно богатая фундаментальная составляющая, так как в институте Будкера работают ученые с мировым именем, но у нас есть технологические и конструкторские службы, а также большой завод, который хорошо оснащен и где работает около 1000 человек. Мы можем делать практически любое оборудование, которое относится к физике частиц, физике ускорителей и физике термоядерного синтеза, — рассказал доктор физико-математических наук, замдиректора по научной работе ИЯФ СО РАН Евгений Левичев. — Когда клиент обращается к другой фирме он должен выдать спецификации и чертежи по которым она изготовит оборудование. К нам приходят и говорят: мы хотим так, а как вы это сделаете — решите сами.
По словам Бориса Шаркова, участие России в этом эксперименте интересно научному сообществу РФ, так как открывает возможности для размещения заказов на высокотехнологичное оборудование в российских институтах, на предприятиях и университетах, способствует развитию образования и самых перспективных информационных технологий. Денежный вклад, который Россия вносит в FAIR, большей частью возвращается обратно в виде контрактов.
— Сейчас физические комплексы такого размера не по плечу одной стране и поэтому они выполняются в кооперации международным сообществом. У нас в РФ тоже есть такие комплексы — реализуется программа «Мегасайнс», в том числе коллайдер Ника, который сооружается в Дубне, и электронно-позитронный коллайдер нашего института — «Супер чарм-тау фабрика». Мы надеемся, что сейчас мы поможем коллегам с ускорителем, а потом они помогут нам, — добавил Евгений Левичев.
В перспективе партнеры намерены заключать новые контракты по проекту FAIR. Юрген Хеншель пояснил, что до конца 2017 года планируется заключить еще три договора с ИЯФ СО РАН. Стоимость договоров также составит около 20 млн евро. В результате институт им Будкера будет одним из крупнейших поставщиков FAIR.
Борис Шарков уточнил, что у ускорителя FAIR богатая научная программа, которая охватывает четыре области научного исследования. Это изучение структуры ядра и ядерная астрофизика, исследование перехода вещества при колоссальных температурах в состояние плазмы, исследования с помощью пучков антивещества, антипротонов (проект PANDA), и четвертый эксперимент, который охватывает атомную физику при сверхвысоких электромагнитных полях и физику плазмы.
— Кроме фундаментальной науки предусмотрено два очень важных прикладных направления, которые не характерны для ускорительных центров. Одно из них биофизика. Здесь интересные задачи, связанные с долгосрочными экспедициями астронавтов на другие планеты. Второе — радиационное материаловедение, которое применимо в очень широком спектре промышленности и в ИТ-индустрии, — отметил ученый.
Общая стоимость проекта FAIR около 1 млрд евро. Он должен быть полностью реализован до 2025 года.
Фото: Юлия Данилова
Юлия Данилова
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется