— Валентина, аудитории ваших пабликов могут позавидовать многие средства массовой информации. Как удалось привлечь такое количество подписчиков?
— Два года назад мы с родителями решили переехать из Якутска, где прожили 26 лет, в более теплый климат. Москва и Санкт-Петербург показались нам слишком шумными, поэтому в качестве нового места жительства выбрали Новосибирск.
Немного обосновавшись, я стала искать в городе привычные для себя продукты, так как жизнь на Севере приучила питаться качественно, я привыкла к вкусу натурального мяса и рыбы. Оказалось, что в Новосибирске их найти очень сложно — на прилавках, в магазинах, вроде, много товаров, но по вкусу они отличаются от того какими должны быть на самом деле. Вот так я начала подбирать натуральные продукты, постепенно этот процесс затянул и через год трансформировался в свой бизнес, который мы с супругом сейчас развиваем.
В связи с кризисом, интерес к домоводству, причем реальному, когда рецепты может осилить любая хозяйка, резко повысился
Сразу, как только приехала в Новосибирск, я стала вести паблик в Instagram, сегодня у меня три активных блога в каждом примерно по 10 тыс человек. Началось все как бегство от скуки, так как в городе у меня было мало знакомых, а желание пообщаться — очень большим. Я выкладывала в Instagram рецепты различных блюд с пошаговым выполнением. Вначале блог комментировали друзья, потом знакомые, потом стали подключаться подписчики — совершенно незнакомые люди, которые хотели задать вопрос, поделиться впечатлением от блюда, обменяться рецептами. Возможно, в связи с кризисом, интерес к домоводству, причем реальному, когда рецепты может осилить любая хозяйка, резко повысился. С другой стороны, когда я поняла, что мои рецепты и комментарии читают с интересом, меня стал затягивать процесс. Сегодня паблик уже стал автономным сообществом, которое живет и общается между собой.
Потом появились блоги по натуральным продуктам — в Instagram и Вконтакте #Вкусноеда Новосибирск, там я выкладывала информацию о том, где в городе можно найти качественные овощи, мясо, рыбу, «сводила» покупателей и продавцов, которые выращивали овощи на своих участках, так как перезнакомилась со всеми бабушками-огородницами в округе. Там же размещала рекомендации как нужно делать заготовки на зиму. Вы не поверите, но сегодня многие люди не знают, как можно элементарно заморозить овощи, без потери вкусовых качеств и витаминов, не говоря уже о рецептах и технологии засолки. Возможно, потому что далеко не у всех есть дачи или приусадебные участки. Так что и здесь я попала в тренд.
Темой этих пабликов постепенно стал здоровый образ жизни в целом. Для того, чтобы давать компетентные советы я прошла обучение на коуча, получила соответствующие компетенции, все вопросы детально изучала и старалась дать ответы, которые были бы максимально полезны. Аудитории это понравилось настолько, что вскоре мы начали проводить наши встречи не только в онлайне, но и в офлайне.
В январе 2016 года мы вместе с фитнес-тренером Ульяной создали группу Вконтакте «Фитнес для мам с детьми «Фитнес-мама». Мы агитировали мамочек заниматься спортом на открытом воздухе и в клубах, приглашали на мастер-классы и все это без отрыва от любимых малышей. Сегодня у нас создано уже 2 филиалов группы в оффлайне в разных районах города.
Сейчас я также веду Вконтакте группу, паблик посвященный семьям города Новосибирска куда пойти и чем заняться. Меня всегда интересовала эта тема и когда я начала ее продвигать, то быстро нашла единомышленников.
— Поддерживать интерес к одной группе достаточно сложно. Как вам удается модерировать столько пабликов?
— Главное — внимательно слушать\читать, что люди хотят сказать в своих постах, действительно стараться им помочь. Если они видят, что ответы не формальные, что к их теме проявляют живой интерес, то и общение переходит на другой уровень.
Кроме того, я никогда не обманываю аудиторию — всегда говорю так, как оно есть на самом деле. Время показало, что это очень ценно для моих подписчиков. Что касается комментариев и рекомендаций, то я тоже даю их со знанием дела, так как у меня есть квалификация и опыт в данных вопросах. Экспертность помогает привлекать аудиторию и поддерживать интерес.
— Какие возможности открываются перед модераторами таких пабликов?
— Довольно неожиданные. В этом году на меня начали выходить производители различной продукции, которые предлагали продегустировать их товар и рассказать об этом в паблике. Сейчас мне на пробу отправляют и лекарственные препараты — БАДы, и шоколад и многие другое из разных регионов России. Я пробую и пишу отзывы.
Для таких пабликов как мои, ключевым фактором является уровень доверия
— Вам за это платят? Есть соблазн за деньги похвалить производителя?
— Нет абсолютно бесплатно потому что пишу чистую правду о продукции. Это очень важно, потому что для таких пабликов как мои, ключевым фактором является уровень доверия. Группе важно как ты себя ведешь и если ты обманешь хоть раз, то человек уйдет сам и уведет за собой других.
— Какая тема сегодня находится в центре вашего внимания?
— Натуральные продукты. С апреля 2016 года из онлайна тема вышла в офлайн и постепенно превращается в серьезный бизнес, думаю, что в конечном итоге на ближайшие годы я сосредоточу на ней все внимание. Считаю, что человек должен правильно питаться от этого зависит не только его здоровье, но и здоровье его детей, а также состояние окружающей среды. Если мы перестанем покупать вредную пищу, производителям просто будет не выгодно ее выпускать…
— Как вы вышли с темой в офлайн?
— Весной ко мне в блог Вконтакте постучались первые партнеры — фермеры. Они предложили на реализацию форель. Мы проверили все сертификаты, их производство и решили попробовать. Сегодня продаем уже 100-150 кг в неделю. Потом ассортимент начал расширяться появились тушки и яйца перепелов, ведем переговоры по поставкам мяса, молока, сыра, творога, овощей, ищем заинтересованных фермеров.
— А в чем выгода для вас?
— Мы зарабатываем на разнице в цене. При этом, закупочная цена, по которой мы получаем товар, плюс наш заработок с доставкой, позволяют нам предлагать клиентам продукты по цене существенно ниже той, которая выставлена на прилавках магазинов города. Например, в магазине форель стоит 600 рублей за кг, а у нас 450 руб с доставкой.
— То есть в ваши услуги входит доставка товара заказчикам?
— Да, мы формируем корзину заказов, а потом привозим ее до двери. Как я уже говорила, пока мы начинаем работать на этом поле и поэтому выстроили логистику по районам города — в каждый район доставка осуществляется в определенный день недели. Если заказчик выдерживает это правило, то за доставку не платит, если ему необходимо привезти корзину не в «свой» день, то доставка платная.
Количество постоянных клиентов постепенно растет, в том числе благодаря соцсетям и «сарафанному радио».
— Насколько востребованы ваши услуги? Есть ли уже постоянные клиенты?
— Первых покупателей я нашла через свои паблики. Сейчас регулярные закупки совершают около 500 человек и количество постоянных клиентов постепенно растет, в том числе благодаря соцсетям и «сарафанному радио».
— Как дальше планируете развивать этот бизнес?
— Пока мы работаем через паблик Вконтакте, но постепенно формируем онлайн-площадку по продаже здоровых фермерских продуктов, где будем выставлять товар наших партнеров. Ведем переговоры по расширению ассортимента, настраиваем систему контроля качества. Думаем, что запустим проект до конца года. Сейчас уже проведена подготовительная и маркетинговая работа. Это будет маркетплейс «ВкусноЕда» по продаже продуктов от фермеров.
Есть планы по расширению штата, так как вдвоем уже не справляемся с растущими объемами заказов, ищем менеджеров, логистов.
В перспективе ставим перед собой задачу по масштабированию бизнеса, поэтому в планах максимально автоматизировать работу по приему и формированию заказов. С этим проектом мы даже недавно пришли в новосибирский офис Фонда развития интернет инициатив (ФРИИ), а также принимали участие в бизнес-ускорителе А:Старт.
— И каковы результаты?
— Полученные знания принесли больше уверенности в своих силах, так же общение с другими стартапами внесло несколько хороших идей для нашего проекта который мы скоро реализуем. Так же мы привлекли внимание инвестора и поставщиков.
— При такой загрузке удастся поддерживать остальные паблики?
— Удается, но времени уходит очень много. Впрочем, как говорят: терпение и труд все перетрут.
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей