Статья в рамках проекта РБК «Сценарии-2020», в котором известные экономисты и эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы, опубликована сегодня на сайте РБК. Автор — Павел Чистяков, вице-президент Центра экономики инфраструктуры.
За последние 20 лет российские города развивались по-разному в зависимости от своего размера, местоположения и унаследованной от советского прошлого структуры экономики.
Основными факторами успеха городов стали:
Эффект масштаба
При прочих равных города с населением более 1 млн человек оказались более привлекательны для жизни и ведения бизнеса. Для жизни — потому что обеспечивали доступ к широкому набору услуг и давали больше возможностей для карьеры. Для бизнеса — потому что давали рынок сбыта, рабочую силу, широкий выбор поставщиков и инфраструктуру более высокого качества.
Образованное население
Как среди городов-миллионеров, так и среди небольших городов в лучшую сторону выделяются те, в которых развиты образование и наука. Наукограды вроде Сарова в Нижегородской области и Дубны в Московской благодаря своему человеческому капиталу, несмотря на своё периферийное положение в регионе и небольшую численность населения, получают больший приток инвестиций в сравнении с городами аналогичного размера. Есть и региональные центры, также являющиеся примерами действия этого фактора, — Томск, Новосибирск, Екатеринбург.
Наличие крупных конкурентоспособных предприятий
Это «ресурсные» города (например, Сургут и Альметьевск — центры нефтедобычи в ХМАО и Татарстане, Верхняя Салда — центр титанового производства в Свердловской области), а также некоторые индустриальные региональные центры (например, Липецк).
Географическое положение
Несмотря на вымирание большинства городов, в России есть населённые пункты, где численность населения выросла в два и более раза за 25 лет. Прежде всего, это города Северного Кавказа, где наблюдается высокая рождаемость. Также в число лидеров входят нефтегазовые города Западной Сибири (Напомним, что Новосибирск по итогам 2014 года показал максимальный в СФО прирост миграции трудоспособного населения — Infopro54.ru).
По-прежнему важную роль играет положение города на пересечении нескольких железнодорожных и автомобильных магистралей (в идеале — международных транспортных коридоров). Это облегчает развитие логистики, снижает стоимость поставок, а значит, помогает развитию бизнеса.
Все эти факторы будут действовать и в предстоящие годы — это стартовые условия развития. Наибольшие шансы на ускоренное развитие имеют крупные городские агломерации, где интегрируются рынки труда и капитала регионального центра, малых и средних городов, сельской местности.
10—15 крупнейших агломераций — среди них Ростов, Новосибирск, Уфа, Омск, Самара-Тольятти, Нижний Новгород, Краснодар, Пермь, Красноярск, Владивосток, Воронеж — могут стать основными двигателями несырьевого сектора экономики России.
Но для этого нужно ликвидировать дисбалансы в их развитии. Решение инфраструктурных и социальных проблем российских городов нередко отстаёт от темпов роста зарплат и налогооблагаемой базы. Яркий пример — обеспеченность жильём.
Крупные российские города находятся на уровне восточноевропейских столиц по заработной плате (в 2014 году, до резкой девальвации рубля, зарплаты в Новосибирске и Уфе были на уровне Варшавы и Будапешта, в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — на уровне Праги, в Москве — на уровне Мадрида и Рима), но отстают по обеспеченности жильём более чем в два раза и ещё больше — по плотности автомобильных дорог.
Наиболее успешными городами в ближайшие годы станут те, кто сумеет ликвидировать инфраструктурный разрыв, принять эффективные меры по улучшению здравоохранения, развитию комфортного и быстрого общественного транспорта (в том числе между центральными и периферийными частями агломераций), модернизации ЖКХ, созданию привлекательных публичных пространств.
На этом пути города столкнутся с нормативными и финансовыми ограничениями, в том числе федеральными (например, фиксация на федеральном уровне тарифов на услуги ЖКХ блокирует привлечение частных инвестиций в модернизацию отрасли), и будут вынуждены их преодолевать.
Высокая отдача от инфраструктуры может быть достигнута только при концентрации ограниченных финансовых, кадровых и административных ресурсов. Вместо размазывания ресурсов нужно точно определить ограниченное число приоритетов и последовательно с ними работать — это позволит городам значительно повысить качество жизни. Не менее значимы и институциональные барьеры. Именно от городских властей зависит ряд критически важных элементов инвестиционного климата — доступ к земельным участкам и выдача разрешений на строительство, подключение к сетям водоснабжения и канализации, конкурентный доступ к муниципальным закупкам.
Решение этих вопросов позволит в том числе снизить себестоимость жилищного строительства и улучшить ситуацию с обеспеченностью жильём. Важный процесс, по которому с высокой вероятностью пойдёт большинство крупных агломераций, — это субурбанизация, переезд жителей и бизнеса в пригородные территории.
По материалам РБК
За 10 месяцев она выросла почти на 15%
А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…
Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра
Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края
Пока предпосылок для их дальнейшего роста участники рынка не видят
Аттракцион будет открыт ежедневно с 11:00 до 22:00